Урок немецкого языка по теме «Будущее начинается уже сейчас.. Как обстоит дело с выбором профессии?»
Панфилова Л.В.
Пояснительная записка
Актуальность идеи:
Учащиеся нашей школы часто сталкиваются с проблемой выбора профессии. Особенно остро эта проблема стоит в выпускных классах. Частично решить ее мы пытаемся с учащимися 10 класса в третьей четверти при изучении темы «Будущее начинается уже сейчас.. Как обстоит дело с выбором профессии?» (учебник под редакцией И.Л.Бим для 10 класса «Fьnfte Schrittе»). Больше всего учащимся нравится читать тексты, в которых немецкие сверстники рассказывают о том, как они пришли в ту или иную профессию, кто им помог в выборе. Всегда интересно попробовать себя в роли какого-то специалиста. В этом нам помогают мини-проекты: выполняя задания, учащиеся оказываются в различных ситуациях (подчиненный или руководитель), что помогает раскрыть человека с новой, неожиданной стороны. Все это вместе можно увидеть лишь на уроке обобщения знаний, когда учащиеся уже имеют какую-то языковую базу.
Новизна и нестандартность:
Использован метод проектов; ролевая игра «Газета», весь текст которой построен на школьном материале.
Апробация:
Урок был проведен с учащимися 10 класса в 2010 году в рамках недели нестандартных уроков творческой группы «Интерактивные формы обучения» (под руководством Ломковой Н.П.). Присутствовали коллеги и представители администрации.
Предполагаемая результативность:
У учащихся формируется, прежде всего, лингвистическая компетенция (через словарную работу), страноведческая компетенция (через аудирование текста, построенного на страноведческом материале, и знакомство со статистическими данными) и, конечно, коммуникативная компетенция. Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели реализуются в процессе осуществления этой главной цели.
Основная идея заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Тема урока: Выбор профессии
Цель урока: активизировать пройденный языковой материал профессиональной направленности.
Задачи урока:
Образовательная цель: совершенствование речевой компетентности – коммуникативные умения учащихся в монологической речи, чтении, аудировании и письме;
аудирование текста с извлечением необходимой информации;
Развивающая цель: развитие речевых способностей, произвольного внимания, логического мышления, памяти, языковой догадки.
Воспитательная цель: расширение представлений учащихся о мире профессий; нацеливание на выбор будущей профессии.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Формы работы: фронтальная, коллективная (групповая), индивидуальная.
Методы работы: вербальный, наглядный (по источнику информации); самостоятельная работа, иллюстративный (визуальные опоры), поисковый (по характеру деятельности).
Оборудование к уроку:
Раздаточный материал: карточки с индивидуальным заданием; карточки-задания для индивидуальной работы.
магнитофон, аудиозапись.
План урока:
Актуализация учебного материала (ознакомить учащихся с темой урока, объяснение задач урока.)
Речевая зарядка
Обобщение знаний по теме (работа с карточками).
Ролевая игра «Газета».
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент (объяснение общей задачи урока)
Guten Tag, liebe Mдdchen und Jungen! Wir beginnen jetzt unsere Stunde: „Wie steht mit der Berufswahl?“. Wir wiederholen alles, was wir ьber die Berufe erfahren haben. Ihr erfahrt auch in der Stunde etwas Neues.
Отгадайте слово на доске!
(игра «Поле чудес)
Учащиеся отгадывают слово Berufswahl (выбор профессии).
Das Ziel der Stunde ist:
- mehr ьber die Berufe zu erfahren;
- unsere Weltanschauung zu verbreitern;
- unsere Kenntnisse zum Thema zu systematisieren.
Ich wьnsche euch viel Erfolg bei der Arbeit!
II. Речевая зарядка
Sprecht nach!
III. Работа с карточками. (Приложение 1)
Учащиеся получают карточки со списком слов. Задание: внимательно прочитать данные слова, вспомнить значение слов (желательно без словаря), определить, что их объединяет, подойти к доске и прикрепить карточку рядом с соответствующими рисунками. (Приложение 2)
IV. Аудирование.
Каждый человек по-разному находит свой путь в жизни. Кто – то выбирает будущую профессию в школе и настойчиво идет к поставленной цели. Кто – то идет по стопам своих родителей и создают профессиональную династию. А кто – то находит себя путем проб и ошибок.
Я предлагаю вам послушать рассказ девушки по имени Инес. Но сначала откроем учебник (страница 150, упражнение 13) и прочитаем слова, которые нам встретятся в тексте.
Слушаем текст первый раз. Отвечаем на вопрос (стр. 150 упр. 13 b).
Слушаем текст второй раз. Выполняем тест (стр. 150 упр. 13 с).
V. Проверка домашнего задания.
Чем же человек ориентируется при выборе профессии?
Существует два понятия, на которые необходимо обращать внимание перед тем, как определишься с будущей профессией. Это рынок труда (какие профессии наиболее востребованы сегодня и будут нужны в ближайшее будущее) и рейтинг профессий (список наиболее популярных сегодня профессий).
Учащиеся читают список наиболее популярных профессий среди учащихся нашей школы (кем хотели бы стать учащиеся нашей школы).
На доске представлен список самых востребованных профессий в России и Германии. (Приложение 3)
На доске вывешиваются списки самых высокооплачиваемых профессий в России и Германии. (Приложение 4)
VI. Ролевая игра - проект «die Zeitung»
Учащимся предлагается познакомиться поближе с некоторыми профессиями. Для этого мы будем делать свою газету о нас самих.
«Составьте интервью!»
Журналист взял интервью, но перепутал вопросы и ответы.
Задание: составить интервью из данных фраз. (самостоятельная работа) (Приложение 5)
«Собери страницу!»
Учащимся предлагается выбор: страницу газеты на какую тему они хотели бы собрать. Затем учащиеся выходят и отбирают для своей страницы материал (заметки и фотографии)
Темы страниц: Schulleben, Gesundheit, Kultur, Sport, Allerlei.
Учащиеся работают самостоятельно.
Подведение итогов игры.
Учащиеся выходят к доске, вывешивают страницы газеты и в нескольких предложениях их представляют.
VII. Домашнее задание
(на карточках)
Lese etwas ьber einen Mensch und sagt: Was fьr ein Spezialist ist das?
1) flei
·ig
steht frьh auf
pflegt Kьhe
2) aufmerksam
hat Autos gern
verantwortungsbewu
·t
3) klug
liebt Kinder
kann sich gut verhalten
4) hat Phantasie
zeichnet gut
ordentlich
VIII. Подведение итогов работы, рефлексия.
Jeder Mensch hat seine Plдne fьr die Zukunft. Die Zukunft beginnt schon jetzt. In der Zukunft wдhlt jeder Mensch sein Traumberuf. Wie viel Berufe gibt es auf der Erde? Hundert? Tausend? Niemand weiЯ es genau. Jeder Mensch wдhlt einen Beruf. Alle Berufe sind gut, denn sie bringen den Menschen Nutzen.
Приложение 1
der Maler
der Architekt
der Musiker
die Tдnzerin
der Photograph
der Clown
der Programmierer
der Florist
der Manager
der Stilist
der Marketingleiter
der Logistiker
der Feuermann
der Retter
der Militдr
der Pilot
der Kapitдn
der Kosmonaut
der Arzt
die Krankenschwester
der Friseur
die Apothekerin
der Zahnarzt
der Kosmetologe
der Richter
der Buchhalter
der Journalist
der Sдnger
der Tierarzt
der Fotomodell
der Lehrer
die Kindergдrtnerin
der Professor
die Bibliothekarin
der Gelehrte
der Aspirant
Приложение 2
Приложение 3
Рейтинг востребованных специальностей
Менеджеры по продажам и закупкам
Программисты, web-дизайнеры, специалисты по телекоммуникациям
Банковские служащие, бухгалтеры
Руководители отделов, управляющие
Рекламисты, маркетологи, бренд-менеджеры
Дизайнеры интерьера, архитекторы
Специалисты по PR, полиграфисты, журналисты
Инженеры, ведущие специалисты
Юристы, адвокаты
Учителя, преподаватели вузов
Переводчики
Артисты, музыканты.
В Германии:
Врач
Священник
Университетский профессор,
Адвокат
Предприниматель
Торговец
Профсоюзный функционер
Политик
Офицер
Преподаватель
Приложение 4
Вот первая десятка денежных специальностей в Германии :
1. Предприниматели и управляющие 7713 евро
2. Юристы 6844
3. Авиация (пилоты, инженеры ) 6483
4. Врачи 6324
5. Химики (инженеры) 6294
6. Инженеры машиностроения 5956
7. Электроинжененеры 5875
8. Физики (инженеры), математики 5737
9. Экономисты, социологи 5184
10. Публицисты (писатели, журналисты) 5088
Приложение 5
А) Ein Interview (Шигеновой Еркеш)
Guten Tag! Wie heiЯt du?
Mein Name ist Schigenowa Erkesch.
Und wie alt bist du?
Ich bin 18 Jahre alt.
Hast du ein Hobby?
Ich male sehr gern. Ich habe schon an einigen Ausstellungen teilgenommen, meine Zeichnungen kцnnen sie an der Schulsite sehen. AuЯerdem lese ich phantastische Romane gern, sehe fern und hцre Musik. Meine Freunde sagen, ich singe nicht schlecht. Leider, habe ich wenig Zeit dazu. Bald habe ich Prьfungen.
Hast du schon ein Traumberuf ausgewдhlt?
Natьrlich! Eine Дrztin mцchte ich werden.
Б) Ein Interview (Бураковой Алене)
Guten Tag! Wie heiЯt du?
Mein Name ist Burakowa Aljena.
Und wie alt bist du?
Ich bin 18 Jahre alt.
Hast du ein Hobby?
Ich sehe gern fern und hцre Musik. Leider, habe ich wenig Zeit dazu. Bald habe ich Prьfungen.
Hast du schon ein Traumberuf ausgewдhlt?
Natьrlich! Eine Krankenschwester mцchte ich werden.
В) Ein Interview (Доскенову Арману)
Guten Tag! Wie heiЯt du?
Mein Name ist Doskenow Arman.
Und wie alt bist du?
Ich bin 16 Jahre alt.
Hast du ein Hobby?
Ich treibe gern Sport. Mir gefallen verschiedene Sportspiele: FuЯball, Volleyball. In diesem Jahr habe ich mit dem neuen Sportart – Golball begonnen. Mit unseren Mannschaft haben wir an einem Wettbewerb teilgenommen und bekamen den 5. Platz. AuЯerdem sehe fern und hцre Musik. Meine Freunde sagen, ich singe nicht schlecht. Leider, habe ich wenig Zeit dazu. Bald habe ich Prьfungen.
Hast du schon ein Traumberuf ausgewдhlt?
Noch nicht.
Г) Ein Interview (Старостину Лене)
Guten Tag! Wie heiЯt du?
Mein Name ist Starostin Leonid.
Und wie alt bist du?
Ich bin 18 Jahre alt.
Hast du ein Hobby?
Ich arbeite sehr gern am Computer. Computerstunden sind meine Lieblingsstunden. Am Computer kann ich schon vieles: Programme anstellen, chatten. AuЯerdem sehe ich fern und hцre Musik. Meine Freunde sagen, ich fotografiere nicht schlecht. Leider, habe ich wenig Zeit dazu. Bald habe ich Prьfungen.
Hast du schon ein Traumberuf ausgewдhlt?
Natьrlich! Einen Programmierer mцchte ich werden.
Д) Ein Interview (Пономареву Толе)
Guten Tag! Wie heiЯt du?
Mein Name ist Ponomarew Anatoly.
Und wie alt bist du?
Ich bin 18 Jahre alt.
Hast du ein Hobby?
Ich arbeite sehr gern am Computer. Computerstunden sind meine Lieblingsstunden. Am Computer kann ich noch nicht viel, oft spiele ich einfach. AuЯerdem sehe ich fern und hцre Musik. Meine Freunde sagen, ich singe nicht schlecht. Leider, habe ich wenig Zeit dazu. Bald habe ich Prьfungen.
Hast du schon ein Traumberuf ausgewдhlt?
Leider noch nicht.
Е) Ein Interview (Емельянову Александру)
Guten Tag! Wie heiЯt du?
Mein Name ist Emeljanow Alexandr.
Und wie alt bist du?
Ich bin 18 Jahre alt.
Hast du ein Hobby?
Ich treibe gern Sport. Mir gefallen Leicht – und Schwerathletik. Ich spiele auch verschiedene Sportspiele. AuЯerdem lese ich phantastische Romane gern, sehe fern und hцre Musik. Meine Freunde sagen, ich singe nicht schlecht. Leider, habe ich wenig Zeit dazu. Bald habe ich Prьfungen.
Hast du schon ein Traumberuf ausgewдhlt?
Natьrlich! Einen Mechaniker mцchte ich werden.
Результат работы на уроке – газета «Wir».
Вся газета составлена на школьном материале.
Каждый ученик собирал материал для одной странички.
Первая страничка сделана учителем заранее.
Рисунок 7Рисунок 10Рисунок 2C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\аним. проф\people7.gifРисунок 49Рисунок 100Рисунок 43Рисунок 40Рисунок 37Рисунок 76Рисунок 34Рисунок 35Рисунок 36Рисунок 22