Рабочая программа по элективному курсу Техническая графика 8-9 классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Евсеевская средняя общеобразовательная школа
Рабочие программы по
технической графике
8-9 классы
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Техническая графика» в 8 классе разработана на основе авторской программы, учебного плана.
Приоритетной целью курса техническая графика является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Техническая графика помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия технической графикой оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Основная задача курса техническая графика – формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в технической графике как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
2. Общая характеристика учебного курса
Курс «Техническая графика» в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств.
Реализация этой концепции осуществляется через следующие положения:
1. Основой курса «Техническая графика» является обучение школьников методам графических изображений. В обучении отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. При изучении всех разделов курса используются работы с творческим заданием.
2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На занятиях «Техническая графика» учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление, способствует развитию пространственных представлений учащихся.
3. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с технологией, математикой, изобразительным искусством, информатикой.
4. При изучении курса «Техническая графика» учитываются индивидуальные особенности учащихся, совершенствуется уровень их развития.
5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи технической графики с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения технической графики входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. Техническая графика как учебный курс во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения технической графики отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. В изучении курса техническая графика используются следующие методы:рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочными материалами.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для целенаправленного развития технического, логического, абстрактного и образного мышления, а также умения применять графические знания на практике выделены часы компонента образовательного учреждения (элективные курсы) – «Техническая графика» по 1 часу в неделю в 8 классе, 34 часа в год.
Содержание учебного курса техническая графика
8 класс
Введение:
Значение технической графики в практической деятельности людей. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Правила оформления чертежей:
Понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись;
Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
Применение и обозначение масштаба;
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
Геометрические построения:
Деление окружности на равные части (3, 4, 5, 6, 8) при помощи циркуля;
Сопряжение;
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.
Способы проецирования:
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
Прямоугольные проекции;
Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций;
Расположение видов на чертеже и их названия: главный вид, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;
Аксонометрические проекции: фронтально – диметрическая и изометрическая. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.
Эллипс как проекция окружности. Построение овала;
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.
Выбор вида аксонометрической проекции ирационального способа ее построения;
Чтение и выполнение чертежей деталей:
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел;
Анализ графического состава изображений;
Чтение чертежей детали;
Решение графических задач, в том числе творческих.
5.Тематическое планирование по технической графике в 8 классе
Техническая графика
Тема занятия 8 класс
Основные теоретические сведения
Виды деятельности
практическая работа
Введение.
Учебный предмет «Черчение». Инструменты, принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными инструментами.
Значение технической черчения в практической деятельности людей. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Познакомить учащихся с новым предметом, его значением, практической деятельностью людей; с историей развития чертежей. Рассказать об инструментах и материалах. Прививать навыки организационной работы на уроке. Формировать интерес к предмету.
Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа.
Понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись;
Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости. Познакомить с правилами оформления чертежей.
Углубить интерес учащихся к предмету.
Графическая работа №1
Линии чертежа.
Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
Способствовать привитию культуры труда при выполнении графических работ. Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа.
Чертежный шрифт.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
Учить писать буквы согласно требованиям стандарта.
Прививать аккуратность, внимательность при выполнении надписей чертежа.
Нанесение размеров. Масштабы.
Применение и обозначение масштаба;
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
Закреплять основные понятия оформления чертежей. Учить наносить размеры согласно требованиям ГОСТа. Развивать и углублять интерес к предмету, графические навыки.
Воспитывать аккуратность и усидчивость.
Графическая работа №2
«Чертеж плоской детали»
Применение и обозначение масштаба;
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
Закреплять основные правила оформления чертежей, нанесения размеров. Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами.
Вырабатывать усидчивость, организованность, культуру графического труда.
Геометрические построения
Геометрически построения. Сопряжения.
Деление окружности на равные части (3, 4, 5, 6, 8) при помощи циркуля;
Сопряжение;
Учить выполнять геометрические построения: деление отрезков и окружности на равные части. Дать понятие о сопряжении. Углублять знания о практическом применении чертежей. Воспитывать организованность, самостоятельность.
Графическая работа №3
«Чертеж детали с элементами сопряжения»
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.
Закрепление навыков геометрических построений и сопряжений. Выявление знаний по данной теме. Учить экономному использованию времени.
Способы проецирования
Общие сведения о проеци-ровании. Центральное и параллельное проецирование.
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
Дать понятие о способах и видах проецирования.
Прямоугольное проецирование. Проецирование на одну плоскость проекций.
Прямоугольные проекции;
Познакомить с элементами прямоугольного проецирования на одну плоскость. Развитие пространственного мышления.
Прямоугольное проецирование. Проецирование на две плоскости проекций.
Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций;
Показать необходимость проецирования на две плоскости проекций. Неопределенность формы.
Учить проецировать на две плоскости проекций. Развивать пространственное мышление.
Прямоугольное проецирование. Прямоугольное проецирование на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже.
Расположение видов на чертеже и их названия: главный вид, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;
Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций. Формирование познавательных интересов к предмету, самостоятельность суждений, активность. Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.
Расположение видов. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям.
Расположение видов на чертеже и их названия: главный вид, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;
Закрепление знаний о расположении видов, формирование понятий о необходимом и достаточном количестве видов на чертеже.
Углубить знания о графических изображениях, формировать навыки построения видов на чертежах. Развитие стремление к овладению знаниями, творческого отношения к решению задач.
Графическая работа №4
«Комплексный чертеж детали с нанесением размеров»
Применение и обозначение масштаба; Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
Развивать пространственное мышление, закрепить знания по теме: «Проецирование».
Аксонометрические проекции.
Аксонометрические проекции: фронтально – диметрическая и изометрическая. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;
Дать понятие об аксонометрии как изображении. Учить строить оси аксонометрии. Развитие образного мышления, формирования интереса к предмету.
Аксонометрические проекции плоских фигур.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.
Учить строить плоские фигуры в аксонометрии.
Аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.
Учить строить аксономет-рические проекции объемных плоскогранных предметов. Поз-накомить с методом отсечения и суммы при построении аксонометрии. Развивать пространственное мышление.
Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами.
Эллипс как проекция окружности. Построение овала;
Учить строить окружность в изометрии. Познакомить с понятиями – овал, эллипс.
Развитие пространственного представления и мышления.
Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.
Дать основные понятия о техническом рисунке. Углубить знания по теме: «Аксонометрические проекции». Развитие пространственного мышления, формирование интереса к учебе.
Эскизы. Выполнение эскизов деталей.
Выбор вида аксонометрической проекции ирационального способа ее построения;
Дать понятие об эскизе, правилах выполнения эскизов.
Графическая
работа №5
«Эскиз детали и технический рисунок»
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов
Учить последовательной работе над эскизами, закреплять знания о построении трех видов с нанесением размеров. Воспитывать интерес к предмету, развивать образное мышление.
Чтение и выполнение чертежей
Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Группа геометрических тел.
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;
Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые геометрические тела.
Способствовать развитию технического и образного мышления.
Проекции вершин, ребер, граней и точек.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;
Показать, что в основе построения чертежей предмета лежит процесс построения проекций граней, ребер, вершин. Формирование навыков построения проекций этих элементов. Развивать мышление и интерес к поиску геометрических тел.
Порядок построения изображений на чертежах.
Расположение видов на чертеже и их названия: главный вид, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;
Учить выполнять чертежи деталей имеющих вырезы, преобразовывать форму деталей. Закреплять знания по теме: «Проецирование». Развитие образного мышления, творческих способностей.
Графическая
работа №7
«Чертеж детали в трех видах по двум данным»
Решение графических задач, в том числе творческих
Закрепление навыков построения проекций предметов. Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали.
Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие пространственного мышления.
Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение знаков диаметра и квадрата.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел
Закрепление знаний о правилах нанесения размеров. Сообщение новых знаний о нанесении размеров с учетом формы предмета.
Развитие логического мышления.
Практическая работа
«Чтение чертежей деталей»
Анализ графического состава изображений;
Чтение чертежей детали;
Познакомить с понятием «чтение чертежей», порядком чтения чертежей. Закрепление знаний по пройденным темам. Развитие пространственного и логического мышления.
Общие понятия о преобразовании формы. Связь чертежа с разметкой.
Решение графических задач, в том числе творческих
Учить осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей. Способствовать развитию пространственного и образного мышления. Прививать культуру труда при выполнении графической документации.
Графическая
работа №7
«Чертеж детали в трех видах с преобразованием формы»
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.
Закрепление навыков построения вырезов на геометрических телах, анализ формы предмета. Отработать навыки последовательного построения чертежа. Развитие культуры труда, самостоятельности, активности.
Графический диктант. Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию.
Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.
Закрепление навыков построения видов и технического рисунка. Развитие пространственного представления.
Графическая
работа №8
«Чертеж детали с элементами конструирования»
Решение графических задач, в том числе творческих
Закрепление и выявление знаний по изученному материалу за первый год обучения черчению. Формирование познавательных интересов к предмету. Развитие культуры труда, самостоятельности, активности.
Обзор разновидностей графических изображений.
Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за первый год обучения. Уяснить значимость чертежей в жизни. Закрепление полученных знаний.
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАФИКЕ В 8 КЛАССЕ
№ урока
Техническая графика
Тема урока 8 кл
Кол-во
часов
Основные
виды деятельности
Требования к результату
Виды
контроля
Дата
Введение. Правила оформления чертежей 6 ч
Урок 1
Введение. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места.
1
Рассмотрение и сравнение графических изображений. Проведение вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. Окружностей.
Знать правила работы с инструментами, принадлежностями и материалами при выполнении чертежей. Организация рабочего места. Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 2
Понятие о ЕСКД. Форматы, основная надпись чертежа. Линии чертежа.
1
Выполнение рамки и основной надписи на листе. Вычерчивание линий чертежа.
Знать понятие о ЕСКД. Форматы, основная надпись чертежа. Линии чертежа. Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 3
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
1
Упражнения в написании букв чертежного шрифта, цифр, знаков.
Знать сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 4
Графическая работа № 1 Линии чертежа.
1
Выполнение линий чертежа.
Знать правила начертания линий на чертеже. Уметь применять знания на практике.
Графическая работа
Урок 5
Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштабов.
1
Фронтальное выполнение чертежа «плоской» детали с изменением масштаба и нанесением размеров.
Знать основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштабов.
Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 6
Графическая работа № 2. Чертеж «плоской» детали.
1
Выполнение чертежа «плоской» детали на формате А4.
Знать правила построения чертежа «плоской» детали. Уметь применять знания на практике.
Графическая работа
Способы проецирования 10ч.
Урок 7
Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование. Проецирование предмета на одну плоскость проекций.
1
Выполнение изображения предмета на одной плоскости проекции по наглядному изображению.
Знать общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование. Проеци-рование предмета на одну плоскость проекций.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 8
Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Расположение видов на чертеже и их название.
1
Выполнение чертежа предмета в двух видах (проекциях).
Знать правила проецирования предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Расположение видов на чертеже и их название. Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 9
Проецирование предмета на три плоскости проекций.
1
Выполнение чертежа предмета в трех видах (проекциях)
Знать правила проецирования предмета на три плоскости проекций. Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 10
Закрепление знаний о расположении видов на чертеже. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям.
1
Решение задач на составление чертежа из разрозненных изображений предмета.
Знать правила расположения видов на чертеже. Уметь решать задачи на составление чертежей по разрознен-ным изображениям.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 11
Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Понятие о местных видах, расположенных в проекционной связи.
1
Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местн. вида.
Знать правила определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Понятие о местных видах, расположенных в проекционной связи. Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 12
Графическая работа № 3. Моделирование по чертежу.
1
Изготовление по чертежу моделей из бумаги и картона.
Знать правила моделирование по чертежу. Уметь применять знания на практике.
Графическая работа
Урок 13, 14
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Аксонометрические проекции плоских геометрических тел и объемных предметов.
2
Построение аксонометрических осей и проекций плоских фигур и объемных предметов с нанесением размеров.
Знать правила построения косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекции. Аксонометрические проекции плоских геометрических тел и объемных предметов. Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 15,16
Аксонометрические проекции окружностей. Прямоугольные и аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами.
2
Выполнение изображения цилиндра в диметрии и окружности в изометрии.
Знать аксонометрические проекции окружностей, прямо-угольные и аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Чтение и выполнение чертежей деталей
18ч.
Урок 17
Общие понятия о техническом рисунке. Приемы работы от руки и на глаз.
1
Построение от руки осей аксо-нометр. проекций. Выполнение технич.рис. предметов не сложной формы.
Знать общие понятия о техническом рисунке, приемы работы от руки и на глаз. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 18
Анализ геометрической формы предмета. Анализ графического состава изображений.
1
Мысленное рассечение предмета на геометрические тела. Определение графических операций при выполнении чертежей.
Знать анализ геометрической формы предмета. Анализ графического состава изображений. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 19
Чертежи и аксонометрические проекции
геометрических тел. Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.
1
Аксонометрические проекции геометрических тел. Построение развертки геометрических тел.
Знать правила выполнения чертежей и аксонометрических проекций геометрических тел, чертежей разверток поверхностей геометрических тел. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 20
Нанесение размеров на чертежах с учетом геометрической формы предметов.
1
Выполнение чертежа предмета в необходимом количестве с нанесением размеров.
Знать правила нанесения размеров на чертежах с учетом геометрической формы предметов. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 21
Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 . Чертежи и аксонометрические проекции предметов.
1
Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекций точек, граней, ребер.
Знать правила проецирования вершин, ребер и граней предмета. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 22
Последовательность построения видов детали на чертеже.
1
Выполнение чертежа детали в трех видах.
Знать последовательность построения видов детали на чертеже. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 23
Построение вырезов на геометрических телах.
1
Выполнение чертежа геометрического тела с удалением его части.
Знать правила построения вырезов на геометрических телах. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 24
Построение третьего вида по двум данным.
1
Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным.
Знать правила
построения третьего
вида по двум данным. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 25
Графическая работа № 5 .Построение третьей проекции по двум данным.
1
Построение третьего вида по двум данным.
Знать правила построения третьего
вида по двум данным.
Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 26
Геометрические построения: деление окружности на равные части.
1
Упражнения по делению окружности на равные части.
Знать правила
геометрических построений: деление окружности на равные части. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 27
Геометрические построения: сопряжение.
1
Упражнения по выполнению сопряжений.
Знать правила
геометрических построений: сопряжение. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 28
Графическая работа № 6.Чертеж детали с использованием геометрических построений.
1
Выполнение чертежа «плоской» детали с использованием геометрических построений.
Знать правила
геометрических построений: деление окружности на равные части, сопряжение Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 29
Порядок чтения чертежей деталей. «Решение занимательных задач». Графическая работа
№ 7. Устное чтение чертежей.
1
Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач.
Устное чтение чертежей.
Знать
Порядок чтения чертежей деталей. «Решение занимательных задач». Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 30
Графическая работа № 8.Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы.
1
Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы.
Знать правила выполнения чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Ур.31
Эскиз. Выполнение эскизов деталей
1
Выполнение эскизов деталей
Знать правила выполнения эскиза. Выполнение эскизов деталей. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 32
Графическая работа № 9. Выполнение эскиза и технического рисунка детали.
1
Выполнение эскиза детали и технического рисунка.
Знать правила выполнения эскиза и технического рисунка. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 33
Графическая работа № 10.Эскизы деталей с включением элементов конструирования.
1
Выполнение эскизов деталей в необходимом кол-ве видов с включением элементов конструирования.
Знать правила выполнения эскиза. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 34
Графическая работа №11. Выполнение чертежа предмета.
1
Выполнение чертежа предмета по аксонометрическим проекциям.
Знать правила выполнения чертежа предмета. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература:
Для учителя
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2008.
Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
Карточки-задания по черчению. Пособие для учителя. В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др.; Под ред. В.В. Степаковой. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2004.
Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
Программа общеобразовательных учреждений «Черчение» под руководством А.Д. Ботвинникова – М.: Просвещение, 1993.
Для учащихся
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.
Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
Учебные таблицы:
Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов;
б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Рейсшина;
10) Транспортир;
11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.
VIII. Результаты освоения учебного курса техническая графика в 8 классе
Знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
Уметь:
-рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежу;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Техническая графика» в 9 классе разработана на основе авторской программы, учебного плана.
Приоритетной целью курса техническая графика является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Техническая графика помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия технической графикой оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Основная задача курса техническая графика – формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в технической графике как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
2. Общая характеристика учебного курса
Курс «Техническая графика» в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств.
Реализация этой концепции осуществляется через следующие положения:
1. Основой курса «Техническая графика» является обучение школьников методам графических изображений. В обучении отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. При изучении всех разделов курса используются работы с творческим заданием.
2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На занятиях «Техническая графика» учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление, способствует развитию пространственных представлений учащихся.
3. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с технологией, математикой, изобразительным искусством, информатикой.
4. При изучении курса «Техническая графика» учитываются индивидуальные особенности учащихся, совершенствуется уровень их развития.
5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи технической графики с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения технической графики входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. Техническая графика как учебный курс во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения технической графики отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. В изучении курса техническая графика используются следующие методы:рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочными материалами.
3.Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для целенаправленного развития технического, логического, абстрактного и образного мышления, а также умения применять графические знания на практике выделены часы компонента образовательного учреждения (элективные курсы) – «Техническая графика» по 1 часу в неделю в 9 классе, 34 часа в год.
4.Содержание учебного курса техническая графика
9 класс
Обобщение сведений о способах проецирования
Сечения и разрезы:
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов;
Применение разрезов в аксонометрических проекциях;
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах; выбор главного изображения;
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;
Решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи:
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемныхсоединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений;
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей;
Выполнение чертежей резьбовых соединений; ,
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.);
Изображения на сборочных чертежах;
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;
Чтение сборочных чертежей. Деталирование;
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Строительные чертежи:
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах;
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования;
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
5.Тематическое планирование по технической графике в 9 классе
Техническая графика
Тема занятия 9 класс
Основные теоретические сведения
Виды деятельности
практическая работа
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Обобщение сведений о способах проецирования.
Обобщение сведений о способах проецирования
Выявление знаний за первый учебный год. Развитие пространственного, технического и образного мышления. Обобщить навыки последовательного построения чертежа.
Общие понятия о сечениях и разрезах. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений, их обозначение. Графическое обозначение материалов.
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;
Дать понятие о сечении и его целесообразности. Научить определять места сечений. Познакомить с видами сечений (наложенные, вынесенные, в разрыве детали). Познакомить учащихся с типичными конструктивными элементами деталей для выявления формы, которых необходимо применение сечений.
Графическая работа №1.
Эскиз деталей с применением сечений.
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений
Закрепление умений и навыков в построении и обозначении сечений. Проверка качества усвоения материала по теме. Развитие пространственного представления и мышления.
Сечения и разрезы на чертежах
Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах. Местные разрезы.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные).. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов;
Дать понятие о разрезах как об изображениях.
Знакомство с классификацией разрезов. Форми-рование навыков постро-ения целесообразных разрезов.
Графическая
работа №2
Эскиз детали с применением необходимого разреза.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные).
Проверка усвоения материала и закрепление сформированных умений и навыков в построении эскизов деталей с целесообразным разрезом. Формирование навыков самостоятельной работы.
Соединение половины разреза с половиной вида. Особенности нанесения размеров. Особые случаи разрезов (тонкие стенки, ребра жесткости).
Соединение половины разреза с половиной вида. Особенности нанесения размеров. Особые случаи разрезов (тонкие стенки, ребра жесткости).
Учить определять необходимость построения на чертеже соединения половины вида и разреза. Определять значимость выбора разреза от симметричности детали.
Познакомить с особыми случаями разрезов
Соединение части разреза счастью вида.
Соединения части вида с частью разреза
Формирование у учащихся правильных приемов построения целесообразных разрезов. Закрепление навыков чтения чертежей. Развитие логического мышления, пространственного представления
Графическая
работа №3
Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).
Применение разрезов в аксонометрических проекциях
Закрепление навыков построения целесообразных разрезов. Выявление знаний по теме: «Соединение вида и разреза».
Разрезы на аксонометрических проекциях (вырезы 1/4 части детали)
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах; выбор главного изображения;
Знакомство с построением аксонометрических проекций деталей с вырезом. Закрепление знаний о расположении осей (X,Y,Z). Совершенствование графических навыков
Решение задач на реконструкцию внешней и внутренней формы.
Решение задач на реконструкцию внешней и внутренней формы
Закрепление навыков выполнения соединения половины вида детали с половиной разреза. Развитие навыков логического мышления, пространственного представления.
Практическая
работа №4
Устное чтение чертежей
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;
Закрепление навыков по правилам чтения чертежей
Формирование навыков самостоятельной работы
Развитие навыков логического мышления
Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах; выбор главного изображения
Знакомство с правилами выбора главного вида и необходимого количества изображений, условности и упрощения на чертежах. Формирование познавательного интереса к предмету. Развитие навыков логического мышления
Графическая работа №5. Эскиз детали с применением условностей и упрощений
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности
Проверка знаний по темам: «Разрезы», «Сечения», «Условности и упрощения на чертежах». Закрепление навыков выполнения разрезов.
Творческие задачи на графическое моделирование формы по чертежу с неполными данными.
Решение графических задач, в том числе творческих.
Закрепление навыков в выполнении соединения половины вида с половиной разреза. Формирование познавательного интереса к предмету. Развитие пространственного мышления.
Сборочные чертежи
Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные соединения. Шпоночные и штифтовые соединения.
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых).
Дать основные понятия о соединениях деталей.
Научить правилам изображения на чертежах разъемных соединений деталей.
Изображение резьбы на стержне и в отверстии
Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений;
Дать основные понятия о резьбовых соединениях.
Научить правилам изображения резьбы на стержне и в отверстии на чертежах.
Графическая
работа №6
Чертеж резьбового соединения (Болтовое соединение)
Выполнение чертежей резьбовых соединений; ,Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений
Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей. Совершенствование навыков изображения резьбового соединения.
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций). Общие и отличительные признаки сборочных и рабочих чертежей.
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.);
Закрепить теоретические знания о рабочем чертеже детали. Знакомство с новыми понятиями и графическими изображениями сборочных чертежей.
Дать сравнительную характеристику рабочего и сборочного чертежей.
Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей, последовательность.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей.
Познакомить учащихся с условностями и упрощениями на сборочных чертежах.
Научить читать сборочные чертежи.
Практическая
работа №7
Чтение сборочных чертежей
Чтение сборочных чертежей.
Закрепление знаний по теме «Условности и упрощения на сборочных чертежах», «Порядок чтения сборочных чертежей». Развитие умения излагать свои мысли грамотно, в полном объеме, используя термины учебного предмета.
Деталирование сборочного чертежа. Порядок выполнения чертежей деталей. Выбор числа изображений.
Деталирование; Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей;
Познакомить учащихся с понятием – деталирование.
Изучить порядок деталирования.
Закрепить знания по теме: «Чтение сборочных чертежей». Научить выделять стандартные детали, входящие в изделие.
Деталирование сборочного чертежа. Выполнение чертежей без нанесения размеров.
Изображения на сборочных чертежах;
Закрепление знаний по темам: «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование». Совершенствовать навыки выполнения чертежей деталей, по сборочным чертежам изделий. Формирование графической грамотности.
Определение размерных данных при деталировании. Использование пропорционального масштаба.
Размеры на сборочных чертежах;
Научить определять действительные размеры детали, входящей в сборочную единицу, при помощи графика углового масштаба. Закрепление знаний по теме «Деталирование», «Нанесение размеров».
Графическая работа №8 (1 часть)
Деталирование сборочного чертежа
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование», «Нанесение размеров на чертежах». Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу изделий. Формировать графическую культуру.
Графическая работа №8 (2 часть) Деталирование сборочного чертежа
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование», «Нанесение размеров на чертежах». Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу изделий.
Графическая работа №9 Решение творческих задач с элементами конструирования.
Решение творческих задач с элементами конструирования.
Закрепление навыков построения целесообразных видов, разрезов, сечений и т.д. Развитие навыков конструирования. Совершенствование навыков логического мышления
Основы архитектурно-строительного черчения
Общие сведения об архитектурно-строительных чертежах, их значение. Отличие от машиностроительных чертежей.
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах;
Познакомить с архитектурно-строительными чертежами, с правилами их оформления и выполнения. Условные изображения на строительных чертежах, обозначение материалов.
Научить понимать (читать) строительные чертежи.
Практическая
работа №10
Чтение строительных чертежей.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Закрепление знаний по теме: «Архитектурно-строительные чертежи», «Условные изображения на строительных чертежах». Развитие творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.
Графическая работа №11 (контрольная)
Чертежи детали по сборочному чертежу.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования;
Закрепление навыков построения чертежей деталей по чертежам изделий с применением сечений, разрезов. Совершенствование навыков выполнения аксонометрических проекций деталей с вырезом ј части.
Обзор разновидностей графических изображений.
Обзор разновидностей графических изображений
Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за два года обучения. Закрепление полученных знаний.
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАФИКЕ В 9 КЛАССЕ
№ урока
Техническая графика
Тема урока 9 кл
Кол-во
часов
Основные
виды деятельности
Требования к результату
Виды
контроля
Дата
Обобщение знаний о способах проецирования. 1ч.
Урок 1
Обобщение сведений о способах проецирования
1
Анализ изображений построенных по правилам аксонометрических проекций.
Знать основные способы проецирования. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Сечения и разрезы 15ч.
Урок 2
Общие сведения о сечениях и разрезах. Сходство и различия между этими изображениями. Классификация сечений.
1
Решение занимательных задач. Выполнение чертежа детали с построением вынесенных и наложенных сечений.
Знать общие сведения о сечениях и разрезах, сходство и различия между этими изображениями. классификацию сечений.. Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 3
Графические обозначения материалов на сечениях.
1
Выполнение чертежей с построением сечений.
Знать графические обозначения материалов на сечениях. Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 4
Графическая работа № 1 (12).Эскизы деталей с выполнением сечений.
1
Выполнение эскизов или чертежей деталей с построением сечений.
Знать правила выполнения эскизов или чертежей деталей с построением сечений. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 5
Понятие о разрезе как изображении. Простые разрезы. Обозначение разрезов на чертежах.
1
Выполнение чертежей деталей с применением разрезов.
Знать понятие о разрезе как изображении, простые разрезы, обозначение разрезов на чертежах. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 6
Графическая работа № 2 (13).Эскиз детали с выполнением необходимых разрезов.
1
Выполнение по наглядному изображению эскиза детали с построением разрезов.
Знать правила
выполнения по наглядному изображению эскиза детали с построением разрезов. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 7
Местный разрез. Соединение части вида с частью разреза. Особенности нанесения размеров при соединении вида и разреза.
1
Выполнение чертежа детали с натуры с построением соединения части вида с частью разреза.
Знать правила выполнения местного разреза, соединение части вида с частью разреза, особенности нанесения размеров при соединении вида и разреза. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 8
Соединение половины вида с половиной соответствующего ему разреза.
1
Выполнение чертежа детали с применением соединения половины вида с половиной разреза.
Знать правила выполнения
соединения половины вида с половиной соответствующего ему разреза.
Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 9
Решение задач на графическое моделирование.
1
Выполнение чертежа детали с сечениями и разрезами.
Знать правила решения задач на графическое моделирование.
Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 10
Особые случаи разрезов(тонкие стенки и спицы на разрезе)
1
Чтение и выполнение чертежей деталей с тонкостенными перемычками.
Знать особые случаи разрезов (тонкие стенки и спицы на разрезе). Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 11
Графическая работа № 3(14).Выполнение чертежа детали с применением разрезов.
1
Выполнение чертежа по одному или двум видам детали с применением разрезов.
Знать правила
выполнения чертежа по одному или двум видам детали с применением разрезов.
Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 12
Применение вырезов в аксонометрических проекциях.
1
Выполнение технического рисунка с вырезом четверти.
Знать правила
применения вырезов в аксонометрических проекциях.
Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 13
Определение необходимого и достаточного количества изображений. Выбор главного изображения.
1
Выполнение чертежа детали с необходимым кол-вом изображений
Знать определение необходимого и достаточного количества изображений. Выбор главного изображения. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 14
Условности и упрощения на чертежах.
1
Чтение и выполнение чертежей деталей.
Знать условности и упрощения на чертежах.
Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 15
Практическая работа № 4(15) Устное чтение чертежей.
1
Устное чтение выполнение чертежей с применением разрезов, сечений.
Знать правила устного чтение чертежей. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 16
Графическая работа №5(16) Эскиз с натуры.
1
Выполнение эскиза детали с натуры с применением разрезов и сечений.
Знать правила выполнения эскиза с натуры.
Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Сборочные чертежи.14ч.
Урок 17
Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные и неразъемные соединения. Изображение и обозначение резьбы.
1
Выполнение эскиза и чертежа болтового соединения.
Знать общие сведения о соединениях деталей, разъемные и не-разъемные соединения, изображение и обозначение резьбы. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 18
Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертеж болтового соединения. Спецификация.
1
Выполнение чертежа болтового соединения с применением спецификации.
Знать упрощенное изображение резьбовых соединений, чертеж болтового соединения., спецификация. Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 19
Графическая работа №6(17). Чертеж резьбового соединения(изображение шпилечного соединения).
1
Выполнение чертежа шпилечного соединения с использованием основной надписи.
Знать правила выполнения чертежа резьбового соединения. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 20
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
1
Выполнение чертежа шпилечного соединения.
Знать правила выполнения чертежа шпоночных и штифтовых соединений. Уметь применять знания на практике.
Выполнение чертежа
Урок 21
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах.
1
Анализ сборочных чертежей, чтение чертежей, работа над заданиями и вопросами.
Знать некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 22
Порядок чтения сборочных чертежей.
1
Выполнение технических рисунков деталей по сборочному чертежу.
Знать порядок чтения сборочных чертежей. Уметь применять знания на практике.
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 23
Практическая работа №7(18). Чтение сборочных чертежей.
1
Чтение сборочных чертежей. Выполнение технического рисунка отдельных деталей.
Знать правила чтения сборочных чертежей. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 24
Общие понятия о деталирование. Порядок деталирования.
1
Фронтальное выполнение чертежа одной-двух деталей по сборочному чертежу.
Знать общие понятия о деталирование. Порядок деталирования. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 25,26
Деталирование сборочных чертежей.
2
Выполнение чертежей деталей по сборочному чертежу.
Знать правила
деталирования сборочных чертежей. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 27,28
Графическая работа № 8(19). Деталирование.
2
Выполнение чертежей деталей по сборочному чертежу.
Знать правила
деталирования. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 29,30
Практическая работа № 9(20).Решение творческих задач с элементами конструирования.
2
Решение творческих задач с элементами конструирования.
Знать правила решения творческих задач с элементами конструирования. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Чтение строительных чертежей 3 ч.
Урок 31
Понятие об архитектурно-строительных чертежах и их назначение. Отличие строительных чертежей от машиностроительных
1
Чтение несложных строительных чертежей.
Знать понятие об архитектурно-строительных чертежах и их назначение. Отличие строительных чертежей от машиностроительных. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
Урок 32
Практическая работа №10 (21). Чтение
строительных чертежей.
1
Чтение строительных чертежей с использованием справ.материал.
Знать правила чтения строительных чертежей. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Урок 33
Графическая работа № 11(22). Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу. Контрольная работа с.218
1
Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу.
Знать правила выполнения чертежа детали по сборочному чертежу. Уметь применять знания на практике
Графическая работа
Обзор разновидностей графических изображений. 1ч.
Урок 34
Обзор разновидностей графических изображений.
1
Закрепление знаний о графических изображениях
Знать разновидности графических изображений. Уметь применять знания на практике
Ответы на вопросы, выполнение чертежа
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература:
Для учителя
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2008.
2.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
3.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
5.Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
6.Карточки-задания по черчению. Пособие для учителя. В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др.; Под ред. В.В. Степаковой. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2004.
7.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
8.Программа общеобразовательных учреждений «Черчение» под руководством А.Д. Ботвинникова – М.: Просвещение, 1993.
Для учащихся
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.
4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
6.Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
Учебные таблицы:
Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 9 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов;
б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Рейсшина;
10) Транспортир;
11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.
VIII. Результаты освоения учебного курса техническая графика в
9 классе
Знать:
-основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
-условные изображения и обозначения резьбы;
-виды соединений деталей, об изображениях соединений;
-об особенностях выполнения строительных чертежей.
Уметь:
-выполнять необходимые разрезы и сечения;
-правильно выбирать главное изображение и число изображений;
-выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
-читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
-выполнять простейшие сборочные чертежи объектов состоящих из 2-3 деталей;
-читать несложные строительные чертежи;
-применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Заголовок 2»ђЗаголовок 815