Программа для дошколят по развитию речи Любознайка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование дошкольников в современных условиях ориентировано не просто на получение информации, но и на привитие практических умений и навыков, полученных на основе новых знаний. Это помогает ребенку не только подготовиться к школе с учетом определенных требований, но и адаптироваться к новому социальному статусу, реализовать свои интеллектуальные и творческие возможности, потребность в общении, познакомиться с ценностями и традициями общества.
Дополнительная образовательная программа раннего развития ребенка социально-педагогической направленности «Волшебный карандашик» составлена с учетом существующих программ по подготовке к школе. Программа ориентирована на раннее развитие ребенка в современных условиях, его адаптацию к групповой и коллективной деятельности, подготовку к школьному периоду жизни. Программа предлагает новый аспект: формирование у дошкольников привычки к умственному труду через развитие любознательности. Мы считаем, что это – залог успешного обучения в школе, начало формирования культуры интеллекта. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Выявление и развитие любознательности у дошкольников – это сложная педагогическая задача, которую ставит данная программа дополнительного образования. Развитие творческих и познавательных способностей, привитие дошкольникам интереса к окружающему миру, знакомство их с элементами чтения, письма и развитие тонкой моторики, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки ,игровые формы работы, развивающие природную любознательность детей, логическое мышление, формирующие умение анализировать, сравнивать, высказывать свою точку зрения, а также трудолюбие, дисциплину и другие социальные качества личности, свидетельствует о педагогической целесообразности программы.
Цель программы: адаптация ребенка к школьной жизни, социализация дошкольников через создание условий для развития его природной любознательности.
создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
создание системы непрерывного обучения дошкольников;
формирование психологической готовности к школе.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Занятия направлены на развитие общей культуры мышления, речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.
Новизна данной программы состоит в том, что формирование у дошкольников привычки к умственному труду через развитие любознательности
Применение методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развитии. Обучение дошкольников основано на использовании специальных обучающих игр, а также игр с использованием ИКТ.
На основании вышесказанного, в своей программе предполагаю решить следующие задачи:
в обучении:
- овладение грамотой (знание букв и звуков);
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
- овладеть грамматическим строем речи, подготовить руку воспитанников к письму;
- овладеть навыками и умениями печатания букв, слов, предложений .
- обучить умению составлять небольшие рассказы по сюжетной картинке, составлять схемы.
в воспитании:
- прививать любовь к труду, учебе;
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать нравственные, эстетические, этические чувства и качества воспитанников, межличностные отношения в коллективе;
- воспитывать всестороннее развитие духовных сил и способностей, рост творческой активности, повышение общей художественной культуры.
в развитии:
- развивать внимание, речь, мышление, память;
- развивать умение сопоставлять предметы по форме, цвету, количеству;
- развивать эстетический вкус воспитанников;
- развивать воображение, сообразительность, любознательность, волевые качества;
- развивать организованность, аккуратность, дружелюбие, умение общаться друг с другом.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Выполнение программы рассчитано на 72часа. Возраст воспитанников 5-7 лет. Количество детей в группах 10-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1уроку с каждой группой детей.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Согласно психофизическим особенностям детей дошкольного возраста, длительность занятия 25 минут, перемена 10минут.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения воспитанники должны знать и уметь
- ориентироваться в пространстве;
- знать название звуков: гласный, согласный;
- не смешивать понятия «звук», «буква»;
- делить слово на слоги.
- уметь штриховать, рисовать узоры, печатать буквы, слоги , слова.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название раздела
Всего часов
И з н и х :
теор.
практ.
индив.
1.
Вводное занятие: санитарные нормы, ТБ, гигиена труда, НОТ
1
1
2.
Введение ребенка в школьную жизнь Правила посадки при письме.
1
1
3.
« Готовим руку к письму»
35
11
20
4
4
Письмо. Печатание слогов, слов Печатание слов по схемам.
35
10
20
5
Итого:
72 часа
23
40
9
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел №1. Вводное занятие.-1ч
Теория: Знакомство с задачами кружка, правилами поведения и расписанием заня-тий, собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков. Требования к санитарному состоянию кабинета и внешнему виду воспитан-ников в процессе обучения. ТБ. Знакомство с Правилами внутреннего распорядка учреждения.
Практика: Игра «Давайте познакомимся»
Раздел №2 Знакомство с правилами посадки при письме-1ч.
Теория :Положение тетради, ручки карандаша .Заучивание правил посадки при письме в стихотворной форме.
.Практика: игра «Путешествие в город мастеров»
.
Раздел №3 « Готовим руку к письму» -35ч.
Теория .: Ориентировка на листке в клетку, обведение по клеткам, рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка; Рисование овалов не выходя за границы клеток Упражнения с пальчиками, театр пальчиков рисование пальцем в воздухе, самомассаж кистей рук, выполнение заданий на штриховку и др.упражнения Практика: игра «Как хороши наши пальчики», « Мы играем с пальчиками» Рисование бордюра «грибы» «репа»и др..
Раздел №4 « Учимся писать»- 35 час.
Теория: Печатание букв .Перенос данного рисунка в тетрадь.Упражнение в начертании наклонных линий. Написание элементов . Написание в прописи элементов букв по образцу. Составление узоров горизонтальных линий. Печатание слогов ,слов Печатание слов по схемам ,печатание простых предложений.
Практика: игра: «Веселый карандашик», «Как хорошо уметь писать.»
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№
Сроки контроля
Какие знания, умения, навыки контролируются
Формы контроля
1.
Вводное занятие
НОТ, гигиена труда, санитарные нормы, ТБ
Беседа
2.
Введение ребенка в школьную жизнь
Знакомство с правилами посадки при письме, положение тетради, ручки карандаша.
Беседа
3.
После изучения раздела « Готовим руку к письму»
Умение ориентироваться на листке в клетку, обведение по клеткам, рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка; Рисование овалов не выходя за границы клеток .
Беседа, упражнения, само-стоятельная работа. Занятие-смотр знаний
4.
После изучения раздела «Учимся писать»
Печатание букв,слогов .Перенос данного рисунка в тетрадь.Упражнение в начертании наклонных линий. Написание элементов . Написание в прописи элементов букв по образцу. Составление узоров горизонтальных линий. Печатание слогов ,слов по схемам
Игра-смотр, беседа. Самостоятельная работа
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ
- изготовить наглядный материал по разделу « Готовим руку к письму».
- наличие учебных пособий для педагога;
- наличие раздаточного материала для воспитанников по теме «Изучаем зву-ки и буквы»,« Деление слов на слоги»;
- привлечение родителей к подготовке (проведению) разнообразных занятий;
- приобрести развивающие игры по, обучению грамоте, развитию наблюдательности, внимания, логического мышления.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Для наилучшего усвоения материала воспитанниками, передачи инфор-
мации, для результативной работы, использовать следующие методы, прие-мы и формы работы:
- занятия-путешествия;
- смотры знаний;
- занятия-сказки;
- демонстрационный наглядный метод обучения;
- дидактические игры
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- В.А.Илюхина «Письмо с секретом», М. «Новая школа», 2004г
- Л.С.Михайлова «Как подготовить ребенка к школе» в двух частях, изд. Учитель, г. Волгоград
- С.Н.Лысенкова «Я читаю, я считаю, я пишу», М. «Школа-пресс», 2003г
-С.Е.Гаврина « Готовим руку к письму», «Учимся писать» М.»РОСМЭН-ПРЭСС»
- Р.Соболевский «Логопедические и математические игры», Минск, 2008г.
- Ф.Шустер «Материал для внеклассной работы», Минск, 2007г
- В.В.Волина «Праздник букваря», М. «АСТ-ПРЕСС», 2000г.
- А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду», М., 2001г.
- О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я», М., 2009г.
- А.И.Луньков «Как помочь ребенку в учебе в школе и дома», М., 2007г.
- К.Юнг «Конфликты детской души», М., 2010
шђЗаголовок 115