Рабочая программа по внеурочной деятельности Любознайка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Левженская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района
«Утверждено»
Решение педсовета
от «__»_____20___ г.
Протокол № ___
Приказ № ____
От «___»______20___г.
Директор школы
__________ /Ф.И.О./
« Согласовано» 
Заседание Метод.совета
Протокол № ___
От «___»_______20___ г.
Зам. директора по УВР
_________ /Ф.И.О. /
« Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол № _____
от «___»________ 20____г.
________ /Ф.И.О./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Любознайка»
на 2015 - 2016 учебный год
в 1 – 4 классах
(научно – познавательное направление)
Составитель:
Рузманова Лариса Анатольевна
учитель начальных классов


с.Левжа 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Любознайка» (по математике) для 1 – 4 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения)
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района.
- Учебным планом МБОУ « Левженская СОШ» на 2015-2016 учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса;
- Положением о рабочей учебной программе педагога, реализующего ФГОС МБОУ»Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района;
- Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г;
-Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Курс «Любознайка» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Название программы: кружок «Любознайка» для развития математических способностей учащихся.
Цели: развивать математический образ мышления, развивать познавательные способности учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
Образовательные задачи:
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающие задачи:
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитательные задачи:
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач:
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы;
экскурсия;
Лист корректировки рабочей программы
Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану школы на 2015 — 2016 учебный год на изучение « Любознайка»» в 1 - 4 классах отводится 34 часа в год (34 учебных недели, 1 час в неделю). Так как авторская программа рассчитана на 34 часа .
Первая четверть – 9 ч.
Вторая четверть – 7 ч.
Третья четверть – 10 ч.
Четвёртая четверть – 8ч.
Содержание тем курса
Учебно-тематический план
№ п/п Раздел Краткое описание содержания разделов Количество часов Формы контроля
1.
Из истории математики .
Как люди учились считать? Римские цифры и как с ними работать. История математических открытий. Древние ученые Архимед, Евклид и Пифагор, их вклад в развитие математики как науки. Первые учебники.
5
Сообщение
Творческая работа
2.
Математика в играх
Математические ребусы, кроссворды, загадки, фокусы. Конкурс на лучшую математическую загадку.
5 Проект
3.
Геометрия вокруг нас. Точки, углы, отрезки, лучи. Ломаная. Простые задачи на построение. Треугольники. Виды треугольников. Многоугольники. Проектная работа.
10 Проект
4.
Ах, этот мир задач… Зад Задачи в стихах. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи с многовариантными решениями. Олимпиадные задачи и их решение.
8 Проект
5. Очень важную науку постигаем мы без скуки! Экспромт – задачки на смекалку и математические головоломки. Логические познавательные задачки-шутки. Час математики «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки». Конкурс-игра «Юный эрудит». Заключительное занятие «В гостях у царицы всех наук – Математики».
6 Итоговый проект
Итого:
34 часа

Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Метапредметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события иустанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Предметные результаты:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.
К репродуктивным относятся:
а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,
б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.
Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.
Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.
Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.
Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
Методы и приемы изучения материала.
Одна из важных особенностей курса «Любознайка» - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.
Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраиваетсясистема задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:
воспроизведение объектов;
доконструирование объектов;
переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.
Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.
При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.
Так, после введения одной из важнейших линейных геометрических фигур – отрезка – предусмотрена целая серия специальных заданий на конструирование из отрезков одинаковой и разной длины различных линейных, плоскостных и пространственных объектов. Первые задания направлены на выявление равных и неравных отрезков, на умение расположить их в порядке увеличения или уменьшения. Далее отрезки используются для изготовления силуэтов различных объектов, в том числе и каркасов геометрических фигур, как на плоскости и в пространстве. Задания предполагают доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов. При этом переконструирование проводится: с сохранением числа использованных отрезков, но с изменением положения определенного условием числа отрезков; с изменением (увеличением, уменьшением) их числа (игра “Волшебные палочки”). В последнем случае предполагается обязательная фиксация (запись в числовом виде) проведенного действия. В практике выполнения заданий такого характера дети, проводя арифметические операции, отсчитывая нужное число палочек, увеличивая или уменьшая их число, не только используют изученные свойства геометрических фигур, но и выявляют их новые свойства. Сначала выкладывают силуэты плоскостных объектов и фигур (модели цифр, букв, различных многоугольников), но постепенно уровень трудностей заданий растет, и дети подводятся к возможности использования линейных элементов (в частности, отрезков) для изготовления каркасов пространственных фигур и самостоятельно изготавливают модели правильной треугольной пирамиды, призмы, куба, используя для соединения ребер в вершинах маленькие шарики из пластилина.
Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности –это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.
Технологии обучения
В основе методики преподавания курса лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий реализацию обучающих, воспитательных, развивающих задач учебного предмета. В процессе обучения применяются развивающие, здоровьесберегающие, игровые технологии, технологии, способствующие осуществлению деятельностного подхода :
- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;
- технологии, основанные на создании учебных ситуаций;
- технология проблемно – диалогического обучения;
- технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
- ИКТ.
Календарно – тематическое планирование
№ Наименование раздела и тем Характеристика основной деятельности ученика Дата
планир. коррек.
1 четверть – 8 часов. Раздел 1. Из истории математики (5 часов). (1 ч в неделю по учебному плану школы)
Как люди учились считать? Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). 03.09.15
Римские цифры и как с ними работать. 10.09.15
Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки. 17.09.15
Пифагор и его школа. 24.09.15 Первые учебники. 01.10.15 Раздел 2. Математика в играх (5 часов). (1 ч в неделю по учебному плану школы)
Математические ребусы, их составление и разгадывание. Научатся решать математические ребусы, самостоятельно составлять ребусы и разгадывать их. 08.10.15 Математические кроссворды. Научатся решать математические кроссворды, самостоятельно составлять кроссворды и разгадывать их. Оценивать деятельность своей работы. 15.10.15 Математические загадки. Конкурс на лучшую математическую загадку. Участие в конкурсе на лучшую математическую загадку. Научатся работать в группе и в парах. Оценивать деятельность своей работы. 22.10.15 Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел 29.10.15 2 четверть – 7 часов. (1 ч в неделю по учебному плану школы)
10.
Урок-игра «Кто быстрее разгадает?» Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). Оценивать деятельность своей работы. 12.11.15. Раздел 3. Геометрия вокруг нас (10 часов). (1 ч в неделю по учебному плану школы)
11 Точки. Углы, виды углов Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Задания на разрезание и составление фигур. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).
Проверка работы.
Построение собственного рисунка и описание его шагов. 19.11.15
12 Отрезок. Обозначение отрезков, их сравнение 26.11.15
13 Лучи. Ломаная, виды ломаных 03.12.15 Простые задачи на построение 10.12.15 Треугольники. Виды треугольников 17.12.15. Треугольники. Проект «Ёлочка» 24.12.15 3 четверть – 10 часов. (1 ч в неделю по учебному плану школы)
Многоугольники. Витраж. Мозаика. Познакомятся с геометрическим материалом, с понятием витраж. Многоугольники. Проект «Рыцарский замок». Работа с геометрическим материалом. Самостоятельно оценивать свою деятельность. Треугольники. Групповая работа на выбор: Колосок. Бабочки. Собачка. Работа в группе, составление треугольников по теме: Колосок, Бабочки, Собачка. Многоугольники. Проект «Дворец царицы математики». Сбор материала по теме «Дворец царицы математики». Представление своих работ. Раздел 4. Ах, этот мир задач… (8 часов). (1 ч в неделю по учебному плану школы)
Задачи в стихах. Задачи, имеющие несколько решений.
Старинные нестандартные задачи, умение решать данный вид задач. Старинные задачи. Как решать? Решение логических задач. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Развитие логического мышления и воображения. Решение логических задач. Задачи с многовариантными решениями. Научатся составлять обратные задачи и задания.
Задача «о волке, козе и капусте». Задачи с многовариантными решениями. 4 четверть – 8 часов. (1 ч в неделю по учебному плану школы)
Решение заданий международной игры «Кенгуру». Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). Решение олимпиадных задач. Раздел 5. Очень важную науку постигаем мы без скуки! (6 часов ).
Экспромт – задачки на смекалку и математические головоломки. Умение решать задачи на смекалку. Оценивать деятельность своей работы. Научатся составлять математические головоломки. Логические познавательные задачки-шутки. Решение логических задач на развитие мышления и воображения. Час математики «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки». Путешествие в страну «Внималки- Сочиталки». Развитие внимания и воображения. Оценивать деятельность своей работы. 28,
29 Конкурс-игра «Юный эрудит». Участие в конкурсе юный эрудит. Оценивать деятельность своей работы. Работа в парах. 30,31 Волшебная игра Танграм. Участие в игре «Танграм». Умение составлять геометрические фигуры. 32 Заключительное занятие «В гостях у царицы всех наук – Математики». Повторение изученного материала за весь учебный год. 33,34 Итоговое повторение.
Итоговый проект. Перечень учебно - методического обеспечения
Информационно-методические:
Литература для учителя:
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет). Методическое пособие, 1 -4 классы. Программа курса «РПС». 3 –е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 244 с.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Материально-технические:
Компьютер ;
Проектор ;
Мультемедийный экран ;

Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы
Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ruГазета «1 сентября» www.1september.ruЕдиная коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ruЖурнал «Наука и образование» www.edu.rin.ruЖурнал «Начальная школа» www.openworld/school
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ruКоллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php
МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ruОбразовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ruПоурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ruПрезентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ruСайт Рособразованияhttp://www.ed.gov.ruСайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www.rus.1september.ruСеть творческих учителей www.it-n.ru
Учительская газета www.ug.ruУчебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru
Учитель-национальное достояние! Завуч.инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.infoФедеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ruФедеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ruШкольный портал http://www.portalschool.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru