Презентация к выступлению Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с осложнённым поведением


Психолого-педагогическое сопровождение учащихсяс осложнённым поведением Кашапова И.Р.Учитель средней школы № 38Ново-Савиновского районаГ. Казани Совместная работа педагогов, психологов, врачей.Выяснение условий воспитания ребёнка и психологической атмосферы в семье или другой микросфере, в которой он растёт.
ppt_y
Почему появляются трудные дети?Психические и психофизиологические расстройстваСоциальные и психологические причиныВозрастной кризисВаляет «дурака»Враг родителейИспорченный ребёнокОрганикПсихотикиДурное семя Отношение родителей к проблемам трудного подросткаОсновная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днём.Основной мерой воздействия в семье на поведение ребёнка является наказание в виде лишения ребёнка выбора вида деятельности в свободное время.Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость.По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребёнка появятся проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребёнок может стать наркоманом, алкоголиком, преступником. И если есть тревога за судьбу ребёнка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.
ppt_y

ppt_y Причины девиантного поведения Незавершённость процесса формирования личности, отрицательное влияние среды и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит.Средство самоутверждения, протест против действительности или требований взрослых. Какие из этих видов поведения преобладают у ваших сверстников? 1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения домашнего задания) - 12 чел. 2) побеги из дома - 12 чел. 3) грубость, сквернословие - 10 чел. 4) употребление алкоголя, пьянство - 14 чел.5) курение - 15 чел. 6) раннее начало половой жизни - 5 чел.7) хулиганство - 7 чел.8) унижение других - 11 чел.9) воровство - 4 чел.10) неподчинение, критика взрослых - 4 чел. 11) ношение вызывающих причёсок, одежды, украшений - 6 чел. 12) отрицательное отношение к учёбе - 10 чел. 13) драки, нанесение телесных повреждений - 6 чел.14) употребление наркотиков - нет Психотерапевтическое воздействие Специальные повторяющиеся беседы со всеми членами семьи, направленные на нормализацию внутрисемейных взаимоотношений и устранение ошибок воспитания. Проблемы в семье ребёнканеблагополучие, разлад в семье, педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам, непонимание или незнание родителями трудностей детей, алкоголизм родителей, сам факт принадлежности к неблагополучной семье. Проблемы самого ребёнка болезни, отставания в учёбе, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими, повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля. Социальная терапия Воспитательная работа с родителями, воздействие через общественность на производстве, направление их на консультацию и лечение в случае подозрения на наличие у них психологического заболевания или зависимости от алкоголя, наркотиков Мнения детей и подростковЮноши Алкоголь и курениеНарушение общественного порядкаХулиганствоТоксикоманияМелкое воровствоДевушки Нарушение правил режима в школе, прогулы, отказа от выполнения заданийАлкоголь и курениеПроституцияНаркотикиНарушение общественного порядка
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y


Причины девиантного поведения (по опросу подростков)10% - обратить на себя внимание5% - завоевать авторитет30% - отсутствие материальных возможностей родителей7% - от скуки42% - масса свободного времени Почему по вашему мнению, молодёжь совершает те поступки, которые считаются отклоняющимися от нормы? 1) стремление получить сильное впечатление; 5 чел. 2) какое-то заболевание; нет 3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; 6 чел. 4) неблагополучная ситуация в семье; 10 чел. 5) стремление к самостоятельности и независимости; 7 чел. 6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями; 3 чел. 7) отставание в учёбе; 3 чел. 8) пренебрежение со стороны сверстников; 3 чел. 9) непонимание взрослыми ваших трудностей; 9 чел. 10) недостаточная уверенность ребёнка в себе; 4 чел. 11) отрицательное отношение других к вашим способностям; 1 чел. 12) стрессовые жизненные ситуации; 7 чел. 13) напряжённая социально-экономическая ситуация в вашей жизни (плохая обеспеченность, безработица родителей и т. д.); 4 чел. 14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации; 5 чел. 15) чрезмерная занятость родителей; 2 чел. 16) конфликты с родителями; 10 чел. Педагогическая коррекция имеющихся психических нарушений Представление дополнительного отдыха ребёнку с проявлениями физического и умственного переутомления; Поощрение и акцент на положительных сторонах личности детей с отклонениями в поведении; Предупреждение неправильной ответной реакции сверстников и т.д. Педагогические ошибки Подчёркивание (особенно публичное) психологических недостатков ребёнка, его школьных неудач, оскорбительный тон замечаний, угрозы. насмешки над детьми с физическими дефектами и нарушениями речи. Правильное соотношение времени Принципы Безусловное принятие ребёнкаПонимание своеобразия психического развития подростка и его самочувствияВидение реальных возможностей каждого подростка, а не предъявление ему завышенных требованийПроявление гибкости в воспитательной тактике, которая должна быть подчинена индивидуальным особенностям ребёнка, а не личным воззрениям, привычкам и настроениямУважение к личности подросткаГотовность к «диалогу на равных». Педагогу необходимы:Эмпатическое понимание – способность становиться на точку зрения другого человека и видеть ситуацию его глазами, что даёт возможность иначе взглянуть на особенности поведения подростка и, следовательно, помочь ему разобраться в себе и своих проблемах, найти способ с ними справиться.Открытость и доброжелательность педагога – его способность быть естественным в любой педагогической ситуации, всегда оставаться самим собой, не отступая от своих принципов и проявлять искреннее, доброжелательное отношение к людямСтремление показать подростку, что он не безразличен другим, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчаютДемонстрация оптимистического взгляда на подростка и его будущееВера в положительные изменения в его поведении, судьбеПонимание сложности воспитательной задачиОсознание того, что в данной работе не может быть быстрых положительных результатов, что срывы возможны, но «дорогу осилит идущий».
ppt_y


Система воспитательно-профилактической работыСоздание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);Создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учёбы;Создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;Организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;Создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодёжи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);Организацию детского досуга;Информационно-просветительскую работу. Какие виды отклоняющегося от нормы поведения, с вашей точки зрения, требуют вмешательства взрослых? 1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения домашнего задания) - 5чел.2) побеги из дома - 16 чел.3) грубость, сквернословие - 4 чел. 4) употребление алкоголя, пьянство - 15 чел.5) курение - 10 чел.6) раннее начало половой жизни - 12 чел.7) хулиганство - 5 чел.8) унижение других - 6 чел.9) воровство - 16 чел.10) неподчинение, критика взрослых - 4 чел. 11) ношение вызывающих причёсок, одежды, украшений - 2 чел.12) отрицательное отношение к учёбе - 4 чел. 13) драки, нанесение телесных повреждений - 9 чел.14) употребление наркотиков - 6 чел. 15) что-то ещё насилие (1 чел.) Как вы считаете, к каким последствиям может привести отклоняющееся от общепринятых норм поведение? К распутности, алкоголизму, хамству.Тюрьма. (3чел.)Вызов на КДН.Плохая учёба, получить срок, в будущем спиться.Колония.Будет очень плохо.Вызов на совет профилактики.Зависимость от алкоголя, грубость и неумение обращаться с людьми.Зависимость от алкоголя, хамство.К пьянке, безработице или к работе дворником.Если плохо учиться, можно остаться на второй год.(2 чел.) Если воровать, посадят в тюрьму.Наркомания, бандитство, не будет семьи.Не знаю (2 чел)Не ответили (1 чел.)