Аналитико-диагностическая деятельность классного руководителя


АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
К функциональным обязанностям КР относятся:
всестороннее изучение учащихся,
воспитание и влияние на формирование личности,
оказание им помощи в учении и развитии,
помощь в решении проблем их профессионального самоопределения,
развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся,
взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач,
контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением учащихся.
Таким образом, цикл работы классного руководителя представляет собой набор следующих видов, этапов работы.
1. Изучение обучающихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (о социальном и материальном положении семьи, о взаимоотношениях в семье, состоянии здоровья, уровне развития, воспитанности, индивидуальные особенности личности).
2. Определение и формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
3. Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
4. Организация и осуществление воспитательного процесса в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.
5. Анализ и оценка воспитательной работы и результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников.
Цикл, таким образом, может быть сведен к четырем этапам:
диагностика;
планирование;
реализация плана;
анализ результатов.
К сожалению, на практике педагоги часто недооценивают важность диагностической и аналитической деятельности, формально подходят к планированию, сводя работу только к проведению мероприятий. Вместе с тем, без знания психологических особенностей каждого ребёнка и классного коллектива в целом, чёткого осознания целей, выбора соответствующих им средств воздействия воспитание учащихся происходит бессистемно, как бы случайно, и, следовательно, малоэффективно. Классным руководителям необходимо осознать технологический цикл работы с классом и отдельными учениками, изучить его в деталях и овладеть им на практике.
I. Диагностическая деятельность
Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса и результатов обучения. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания, уровне обученности и воспитанности школьников.
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе для более оптимальной организации воспитательного процесса. Наука выделяет следующие функции диагностики:
- контрольно-корректировочную,
- прогностическую
- воспитывающую.
Педагогическая диагностика имеет предметом три области:
результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся;
результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности
Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему:
демографические данные об ученике и его семье,
данные о здоровье и физическом развитии ребенка,
общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление),
эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера,
направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция,
поведение поступки учащегося.
Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как коллектив:
межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.
Методы диагностики класса
Многие педагоги считают, что они и так знают детей, без особых методик, но для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход. Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные детям и одновременно надежные:
наблюдение
анкетирование
беседа,
анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта),
анализ творческих работ учеников (сочинения, рисунки).
социометрия, «цветовая социометрия»
методики изучения самооценки
различные диагностики мотивации обучения учащихся
тестовые методики
Одним из видов тестов являются так называемые проективные методики. К ним можно отнести:
методику незаконченного предложения, рассказа, истории;
истолкование какого-либо события, ситуации;
разыгрывание ситуаций;
выбора и решения задач разного уровня сложности;
рисование или дополнение рисунка («Несуществующее животное» М.З. Друкаревича, «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука, «Психогеометрический тест»,
Использование данных диагностики.
На основании данных диагностики классный руководитель
оценивает состояние воспитанности учеников,
формулирует проблемы в их развитии,
выделяет приоритетные задачи воспитания учеников класса на определенный период.
На основании данных диагностики классным руководителем составляется диагностическая карта. Диагностическая карта класса помогает:
1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.
2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения. Например, связь между мотивами учения и успеваемостью.
3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению
II. Планирование воспитательной работы занимает важное место в управленческой деятельности классного руководителя.
Планирование воспитательной работы – сложный процесс, требующий затрат времени, координация усилий многих педагогов, но, правильно построенный, он в значительной степени предопределяет успех всей воспитательной работы.
Предназначение плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить планомерность, систематичность, целенаправленность, управляемость и преемственность результатов воспитательного процесса.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
Результаты диагностики и выводы, полученные в ходе анализа;
Воспитательные и организационно-педагогические задачи;
Материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
Передовой опыт страны, города, образовательных учреждений;
Возможности родителей, общественности;
Воспитательный потенциал социального окружения, предприятий, культурных учреждений;
События, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
События, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
Традиционные праздники учебного года
Традиции учебного заведения;
Предложения, учитывающие потребности и интересы учащихся, родителей и педагогов.
Структура и форма плана классного руководителя.
Структура и форма плана могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки. При любой форме плана следует помнить, что содержание работы, формы и методы должны способствовать решению поставленных воспитательных задач, соответствовать уровню развития данного коллектива, учитывать психолого-возрастные особенности учащихся, соответствовать алгоритмам планирования, установленным в образовательном учреждении.
III. Организация и проведение воспитательных мероприятий.
Примерный план подготовки внеклассного мероприятия
Подобрать интересную для учащихся тему (можно для этого использовать анкетирование)
Определить цели проведения мероприятия:
образовательную (узнать новое),
воспитательную, (воспитывать экологическое сознание, чувство ответственности за свою малую родину)
развивающую (учить пользоваться библиотечным каталогом, искать дополнительную информацию, выступать перед аудиторией и т.д.Определить содержание мероприятия, его форму, структуру (конференция, научный симпозиум, беседа, диспут, игра, суд, путешествие, защита проекта и т.д.)Подобрать необходимую литературу и оборудование.
Сформировать творческие группы (по видам деятельности) для написания сценария и подготовки мероприятия. При разработке сценария обязательно продумать роль учеников – зрителей.
Продумать оформление места проведения мероприятия, призы активным участникам, победителям.
Прорепетировать центральные моменты мероприятия.
Заблаговременно вывесить красочное объявление о теме мероприятия, дате и месте его проведения, пригласить гостей.
IV. Аналитическая деятельность
Наиболее часто избираемыми в аналитической деятельности педагогов в силу важности этих предметов для управления воспитательным процессом являются анализ воспитательного мероприятия и анализ итогов воспитательной работы за учебный год. Однако ещё более важную информацию для анализа процесса воспитания детей в образовательном учреждении даёт
анализ состояния воспитательного процесса в учебном заведении и
анализ результатов воспитательной деятельности.
План анализа воспитательной работы за прошлый год:
задачи, поставленные в начале прошлого учебного года;
результаты, полученные по итогам учебного года по каждой из поставленных задач
что помогло достичь позитивных результатов?
какие задачи не были выполнены и почему?
какие новые проблемы были выявлены, каковы пути их решения?