Презентация на тему Изготовление бумаги в домашних условиях.
Научно-практическая работа. Тема: «Бумага. История, свойства, изготовление и значение переработки.»Выполнена учениками 3 «Г» класса ГБОУ лицей №179, Санкт-Петербург.Магомедова М., Монахова А., Морсков Н., Павлюк Р., Севастьянова П., Третьяк В.
Содержание:ВведениеГлава I История бумаги, развитие способов производства. Практический эксперимент по производству бумаги из ткани.Глава IIСостав бумаги и ее свойства.Глава IIIРоль переработки бумаги для сохранения природных ресурсов.Практические опыты по переработке бумаги.Заключение.
Цель научно-исследовательской работы:Познакомить одноклассников с историей бумаги, рассказать о ее свойствах и о важности переработки бумажных отходов для каждого из нас.
Задачи научно-практической работы:1. Изучить историю бумаги2. Узнать о способах производства3. Изучить на практике свойства бумаги.4. Провести эксперименты по производству бумаги в домашних условиях.5. Понять значимость переработки бумаги для экологии.
Мы решили провести опрос среди одноклассников и вот какие результаты мы получили:
Что в древности люди использовали вместо бумаги?
Из чего делают бумагу?
Можно ли изготовить бумагу в домашних условиях?
Какое значение имеет переработка бумажных отходов?
Так откуда же появилась бумага?
Глава I. История возникновения бумаги, развитие способов производства.
В древности, когда не было бумаги, люди писали на глиняных плитах, дощечках, залитых воском, на паирусе, на коже животных (пергаменте), на бересте.
В 105 году до н.э. китаец Цай Лунь изобрёл бумагу из внутренней коры тутового дерева, а именно из волокнистой его части. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться.
Китайцам долго удавалось хранить секрет производства бумаги. Первыми переняли их опыт арабы и привезли его в Испанию. И лишь спустя несколько столетий умением производить бумагу овладели все страны Старого света.
17 В России первое применение бумаги связывают с периодом первой переписи народа Руси, которую проводили по указу хана Батыя в середине XIII века. А первая бумажная мануфактура была построена только в 1716 году под Санкт-Петербургом по указу Петра I.
Для производства бумаги до середины XIX века применяли хлопчатобумажную и льняную ткань: ненужную одежду - ветошь, старые тряпки, и называют поэтому такую бумагу «тряпичная».
На фабрике отрезали пуговицы, разрезали ткань, длительно вымачивали, а затем измельчали с помощью специальной машины – толчеи.
Позже был изобретен для измельчения бумажной массы – ролл. Оба устройства( и толчея, и ролл) приводились в действие благодаря силе воды.
Поэтому в старину бумагу делали на водяных мельницах. Вода помогала промывать тряпье, а сила воды вращала колесо, которое приводило в движение толчею или ролл.
Затем из полученной бумажной массы с помощью сита отливали бумажные листы, которые высушивали в прессе.
Бумаги надо было производить все больше и больше – полым ходом шло усовершенствование механизмов для изготовления бумаги.
И в XVIII веке, во Франции, была изобретена самочерпалака, а в XIX веке – бумагоделательная машина, во многом заменившая труд рабочих.
С развитием промышленности к началу XIX века потребность в бумаге очень возросла, и тряпья для ее производства уже не хватало, надо было искать новое сырье. Им стала – древесина.
Сегодня бумага стала для нас привычным и доступным атрибутом. Производство уже не кажется таким сложным, как в стародавние времена. Но и сейчас сохранилось производство бумаги ручным способом.
Практический эксперимент по производству бумаги из ткани.Мы решили изучить старинные способы производства бумаги на практике и сделать бумагу из ткани самостоятельно.
Сначала мы нарезали хлопчатобумажные тряпки на узкие полоски, а затем залили их водой, которую периодически меняли.
Затем мы добавили щелочь (питьевую соду) и прокипятили все на огне, чтобы ткань легче измельчалась.
Потом с помощью заранее подготовленной сетки отлили лист, который поместили в сукна и под пресс.
После высыхание листочек необходимо проклеить и еще раз отпрессовать. Бумага готова!
Глава IIСостав бумаги и ее свойства.Но все-таки интересно, из чего же состоит бумага, почему ее можно производить и из тряпок и из древесины? Что между этими материалами общего?
Мы знаем, что в старину бумагу производили из хлопковой или льняной ткани. А хлопок – источник целлюлозы,
Также, как и лен, из стеблей которого получают прочные нити.
Целлюлоза – сложное вещество, но именно благодаря его свойствам: прочности и эластичности, возможно изготовление прочных нитей из растений.
Хлопок и лен содержат много целлюлозы, содержится она и в древесине, но в меньшем количестве.
Для получения целлюлозы из древесины, ее предварительно измельчают, затем варят в специальных химических растворах для удаления ненужных примесей.
Итак, получается, что бумага состоит из целлюлозы., которая делает ее прочной, а за эластичность отвечают связи между волокнами целлюлозы. Давайте проведем эксперимент:№1 Определение направления волокон бумаги.
Для этого возьмем лист обычной бумаги и отрежем две одинаковые полоски вдоль и поперек листа.
Затем возьмем эти полоски за кончики и увидим, что они по-разному деформируются.То есть изгибаются. Одна будет более жесткой, а другая более гибкой.Вывод: бумага имеет разную эластичность в зависимости от направления волокон.
Теперь эти же полоски согнем пополам вдоль и намочим только одну половину.Одна полоска практически не деформировалась, а вторая пошла очень сильно «волной».Вывод: волокна бумаги и связи между ними по-разному реагируют на смачивание.
Таким образом, мы узнали, что у бумаги есть волокна, которые более жесткие и мало реагирую т на влагу, обеспечивая прочность листа. А есть связи между волокнами, которые более эластичные и заметно набухают при смачивании.
Полученные выводы можно применять при работе с бумагой, например, с клеем. Ведь, если клей на водной основе, то это тоже будет вызывать деформацию листа. А мы может избежать этого, вырезав полоски по направлению волокон бумаги!
Бумага на этапе отлива получается очень рыхлой, чтобы на ней писать, ее специально проклеивают, чтобы придать ей прочность. А что если не проклеивать? А чем еще можно пропитать бумагу?№2 Зачем нужна бумага фильтровальная?Фильтровальная бумага не имеет проклейки, писать по ней невозможно, но зачем же она нужна?
Мы смешали мел с водой – получилась мутная жидкость, затем сделали воронку из фильтровальной бумаги и начали аккуратно наливать в нее нашу жидкость.
Очевидно, что мел не проходит сквозь бумагу, оставаясь в воронке, а вот вода постепенно проходит и становится заметно чище. Вывод: слабо проклеенная бумага может выполнять роль фильтра и очищать жидкости от примесей.
№3 Чем же еще можно проклеить бумагу? Например, специальными химическими веществами, которые превратят нашу бумагу в индикаторную.Индикаторная бумага покажет нам какая перед нами жидкость: щелочь или кислота?
Мы взяли обычные для дома вещи: лимонную кислоту, моющее средство и питьевую соду. Немного погрузили в них полоски индикаторной бумаги, и она на наших глазах изменила цвет!
В результате наших исследования мы изучили направление волокон в бумаги и узнали, как бумага может помочь в жизни человека.
Глава III. Роль переработки бумаги для сохранения природных ресурсов Практические опыты по переработке бумаги.
В настоящее время бумага производится из древесины, но ведь деревья - это легкие нашей планеты, их надо беречь! К тому же фабрики, при обработки древесины, тратят огромное количество воды и выбрасывают в атмосферу углекислый газ.
А сколько бумаги мы с вами каждый день выкидываем в мусор, зачастую даже толком не использовав ее.
Мы решили попробовать изучить, можно ли переработать ненужную бумагу, сделать из нее какие-либо новые вещи. Мы решили сделать таким способом открытки!Каждая открытка должна была иметь свое оригинальное решение.
Что же нам понадобилось для этого?Любая ненужная бумага: салфетки, газета;вода, клей стакан, блендер, специальный экран для изготовления бумаги в домашних условиях. Его можно купить в магазине или сделать из самой мелкой сетки, набитой на деревянную рамку или натянутую на железную проволоку.. А также каждый из нас придумывал, как можно дополнить материал открытки!
Затем мы рвали бумагу на мелкие кусочки. Можно использовать исходную бумагу одного цвета или смешать разные цвета, чтобы получить пестрые листы.
Добавляли воду и оставляли массу набухать на день.
Затем полученную массу тщательно измельчали блендером. . Уже через минуту мы получаем бумажную массу, пригодную для работы. Можно измельчать ее и дольше, тогда фактура будущей бумаги выйдет более однородной.
Возьмем приготовленный экран, выложим на него часть полученной массы и равномерно распределим по поверхности. Подержим экран над тазом, давая стечь воде.
Или можно выложить массу на сетку, добавить для украшения лепестки цветов или яркими бусинами и блестками.
Получившийся лист можно просушить утюгом и оставить под прессом на несколько дней.
Вот такая замечательная бумага у нас получилась!
Из которой мы сделали открытки, украсив бумагу блестками, декоративной тесьмой, теплыми пожеланиями.
И подарили мы эти наши рукотворные открытки нашим дорогим учителям на их профессиональный праздник!
Изготовление бумаги в домашних условиях – это не только просто, но и быстро и, конечно же, интересно! Бумага ручной работы ценится очень высоко, несмотря на то, что делается из самых дешевых материалов. А возможности, которые она предоставляет для экспериментов, поистине огромны. Изменяя фактуру бумажной массы, толщину готового листа, его окраску, добавляя самые невообразимые наполнители, мы можем получить различные сорта бумаги ручной работы. Используйте ее для дальнейшего творчества – например, для изготовления открыток, коробочек, для записей и рисунков.
Итак, переработка бумаги возможна даже в домашних условиях, что означает, что и для больших производств это будет посильная задача. При переработке бумаги не будут срубаться деревья, не нужна будет химическая варка и воды понадобится значительно меньше!
Изготавливая бумагу собственного производства, мы научилсь сберегать лесные ресурсы, применять вторичное сырье и развили творческие способности в новом для нас направлении.
Рассказав обо всем этом нашим одноклассникам, мы вновь задали им те же самые вопросы, и результат был уже иной!
Заключение.В ходе нашего исследования мы узнали историю бумаги, способы ее производства, познакомились с некоторыми свойствами бумаги, которые могут нам пригодится и в повседневной жизни, а также изучили возможности переработки бумаги и оценили значимость этого для экологии нашей планеты.
Кому же, как не нам, жителям планеты Земля, заботиться о здоровье нашего удивительного дома. Нам всем надо задуматься о том, что нельзя бездумно тратить ресурсы нашей планеты. Если мы научимся собирать мусор раздельно и попусту не выкидывать бумагу, а сдавать ее на переработку, это поможет продлить жизнь нашей планеты!
Спасибо за внимание!