Индивидуальная образовательная программа по предмету музыка в общеобразовательной школе как успешный фактор социализации личности ребенка с ОВЗ.


МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№11»
Индивидуальная образовательная программа по предмету музыка
в общеобразовательной школе
как успешный фактор социализации личности ребенка с ОВЗ.
Г. Усть-Илимск
Рачина Елена Григорьевна,
учитель музыки.
Данная статья описывает опыт работы по индивидуальной образовательной программе с учащейся с ОВЗ по предмету музыка. Программа была реализована для оказания профессиональной помощи в коррекции выявленных проблем у учащейся при диагностики ПМПК. В статье описаны формы работы и достигнутые результаты.
Все мы рождаемся разными. Кому-то дано больше, кто то в силу разных причин чем-то обделен. Дети с ОВЗ в школе были всегда, раньше они не имели такого статуса. Их приходилось оставлять на перемене, что бы допел, проговорил, понял, еще раз правильно отстучал ритм, иногда и ответил, по - своему. Не выслушать их нельзя…
Сегодня, в нашей школе разработаны программами по разным предметам для детей с ОВЗ, что соответствует требованиям ФГОС. Мы, педагоги учимся организовывать работу таких детей на уроке так, чтобы задания ими были выполнены, а планируемые результаты достигнуты. Ведутся индивидуальные карты обследования и развития, а так же индивидуальные образовательные маршруты. Где в 3 блоке прописана СОЦИАЛИЗАЦИЯ, т.е. подключение к внеурочной деятельности таких обучающихся.
БЛОК 3 СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Ф.И.О. специалиста
  Мероприятие Дата  проведения Направления работы Критерий достижения Оценивание достижения
Дополнительное образование
         
Фестивали, праздники, конкурсы
         
Рассмотрев данные карты, диагностику школьного психолога, а также рекомендации школьного ПМПК, меня побудило к созданию индивидуальной образовательной программы по музыке для детей с ОВЗ. А именно ученицей 3 «Б» класса *** Ульяной. Индивидуальная образовательная программа – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Я много лет веду в нашей школе занятия по предмету хоровое пение.
При пении ребенок уже заведомо поставлен в условия ритма, темпа, интонации, словопроизношения, текста придуманными авторами песен. Я как учитель-тьютор создаю именно такие условия, в которых ребенок должен просуществовать именно эти минуты исполнения песни. Я диктую ученику образность, время, метр, мотивацию, старт. Попадая в условия песни (условно говоря), ребенок с ОВЗ теряется, не поспевает за темпом, ритмом метром, теряет интерес. Только индивидуальная траектория может создать тот фундамент, для развития и мотивировать саморазвития таких детей.
Деятельность ребенка с ОВЗ в эти условия способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширяет кругозор, нормализует деятельность периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного). Развивает речь за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых.
Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел подтверждение и в первом разделе основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка.
А художественное развитие предполагает в качестве результата на каждом этапе обучения развитие базовых способностей ученика: то есть его чувств, способности действовать, мышления, понимания, его коммуникативных и рефлексивных способностей.
Разнообразные формы внеурочных занятий в нашей школе предусматривают большие возможности для самореализации творческой личности. Я успешно и много лет использую следующие:
В результате данной деятельности формируются личностные и регулятивные умения:
- занятия сольным пением в стенах общеобразовательной школы дает шанс талантливому ученику получить основы вокального образования;
- занятия способствуют профессиональному развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, проявлению творческой индивидуальности;
-  ребенок имеет возможность участвовать во многих престижных детских и юношеских конкурсах и фестивалях, где главным условием является пение с микрофоном, и каждый участник должен продемонстрировать именно свой голос, а не новейшие достижения электронной аппаратуры.Обследование психолога Диагностика учителя музыки
6.2. Особенности речевого развития
Бедность словарного запаса Ульяны затрудняет процесс речевого общения, наблюдается непонимание значений некоторых слов. Выявлено нарушение в звукопроизношении. - слабо развитое метро-ритмическое чувство, необходимое для гармоничного развития ребёнка в целом;
- слабо развито слуховое внимание, которое является базисным фактором для успешного обучения и навыков общей концентрации и сосредоточения ребёнка;
-  недоразвитие координации (между слухом и голосом);
- отмечается внутренняя психическая скованность;
-артикуляционные недостатки в речи вызывают затруднения в дикции.
- не следит за характером музыки, не дослушивает произведение до конца, часто отвлекается, утомляется.
Цель ИОП: Оказать профессиональную помощь в коррекции выявленных проблем у ученицы 3 «Б» ***Ульяны.
Задачи:
Скорректировать слухоречевое координирование между слухом и голосом;
Развить точность интонирования мелодии;
Сформировать умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней;
Развить чувство ритма и общей координации;
Привить исполнительские навыки.
Этапы индивидуальной образовательной программы:
1. Разработать индивидуальную траекторию движения по программе;
2. Провести диагностику;
3. Подобрать упражнения с учетом школьного ПМПК;
4. Выступить на концерте;
5. Провести рефлексию.
Направления коррекции Формы индивидуальной работы Результат
развитие чувства ритма
упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия; сформирован базовый уровень слухо-двигательной координации.
развитие артикуляционной и лицевой моторики упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышцположительная динамика звукопроизносительной стороны речи
формирование правильного дыхания упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания сформирован начальный уровень умения владения певческим дыханием. Отработан вокальный вдох.
развитие общей моторики динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций наблюдается улучшение неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения
развитие вокальных способностей
 
упражнения на интонационное восприятие звуков, попевки, распевки. Сформирован начальный уровень чистого интонирования в пределах «до» 1 октавы до «ля» 1 октавы
ИТОГ - концертное выступление на празднике «Весенняя капель» Песня «Маленький ёжик, четверо ножек»» Песня исполнена интонационно чисто, ритмически точно, в сопровождении танцевальных движений.
Концертные выступления на праздниках развивает у детей с ОВЗ артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью. В процессе внеурочной музыкальной деятельности ребенок с проблемами получает яркие незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможности для самореализации, раскрытия своих способностей.
Данная индивидуальная образовательная программа апробирована в МАОУ «СОШ №11». Является образовательным продуктом, в рамках коррекционной деятельности для детей с ОВЗ. Такая работа мотивирует ученика к саморазвитию, что бы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу.
Литература:
«Педагогическое исследование: от цели к результату» методические рекомендации к курсам повышения квалификации. Иркутск 2006 г.
Статьи из интернет о детях с ОВЗ.