Статья на тему Патриотическое воспитание — неотъемлемая составляющая гармоничного развития личности








Статья на тему:
«Патриотическое воспитание – неотъемлемая составляющая гармоничного развития личности»






Зам. директора по воспитательной работе,
преподаватель высшей категории
Горловского медицинского колледжа
Министерства здравоохранения ДНР
Волын Елена Викторовна

















Статья на тему: «Патриотическое воспитание – неотъемлемая составляющая гармоничного развития личности»
Зам. директора по воспитательной работе,
преподаватель высшей категории
Горловского медицинского колледжа
Министерства здравоохранения ДНР
Волын Елена Викторовна

Патриотическое воспитание – это  систематическая и целенаправленная деятельность  по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины,  способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов Горловского медицинского колледжа - это взаимодействие студентов и преподавателей, направленное на становление  будущего  специалиста - младшего медицинского работника - гражданина демократического государства, действующего на основе Конституции ДНР, медицинской этики и деонтологии, ориентированного на идеалы служения Отечеству  и человеку, на  уважение ко всем народам, населяющим нашу Республику.
Современные требования к воспитанию студенческой молодёжи будущей элиты нашей Республики поставили перед нами задачу совершенствования и модернизации основных направлений воспитательной работы. Это, прежде всего, внедрение таких форм и методов воспитания, которые отвечали бы интересам личности, способствовали раскрытию её талантов: интеллектуальных, художественных, физических; усовершенствование существующих форм студенческого самоуправления; развитие молодёжных объединений, клубов, кружков; система работы с одарённой молодёжью. Стержнем всей системы воспитания Донецкой Народной Республики является патриотическая идея, которая играет роль объединяющего, консолидирующего фактора, направленного на становление жизненной позиции человека, роста его как личности, как гражданина своего государства.
Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле, и начинать нужно с родного края, любимого города.
Размышляя о роли учебных дисциплин в гражданском воспитании, нужно заметить, что оно реализуется в рамках всех предметов на интегративной основе - методологической, содержательной, технологической и других. Предметы гуманитарного цикла дают студентам систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью студентов, а также с деятельностью по развитию уклада жизни образовательного учреждения.
Большой идейно воспитательный потенциал заложен в курсе «История Отечества». Этот курс имеет отчётливую тематическую направленность на изучение истории России с целью показать студентам и добиться твёрдого осознания, что российская государственность имеет многовековую историю.
Традиционными стали: информационные тематические выставки, посвященные истории освобождения Донбасса, армии; проводятся встречи с отслужившими в армии студентами, выпускниками. Ежегодно планируем и проводим классные часы патриотической направленности: «Я гражданин своей Родины», «Никто не забыт ничто не забыто» и др. Традиционным месячником патриотического воспитания стало проведение зимнего Дня здоровья. Юноши в колледже это особая категория. Их готовим к выполнению долга мужчины будущего защитника Отечества и семьи. В общеколледжном воспитательном плане всегда есть мероприятие День призывника, в котором мы принимаем активное участие: оповещаем призывников, проводим конкурсы, участвуем в концертной программе. Центральным событием считаем торжественный концерт-поздравление на встрече с ветеранами ВОВ, участниками Афганской войны, событий в Чечне, которые формируют сферу эмоционального сознания и являются основой для возникновения высоких патриотических чувств.
В библиотеке и кабинете истории оформлены книжные выставки документов, фотоматериалов, произведений искусства, рефератов, отражающих исторические события трагической страницы в жизни русского народа. В ходе проведения патриотической акции «Бессмертный полк» в группах проведены тематические воспитательные часы, беседы, библиографические обзоры литературы. В этом году особенно активно прошли благотворительные акции «Весенняя Неделя Добра», «Наши ветераны», в которых студенты - волонтёры оказали реальную хозяйственную помощь ветеранам войны и труда, вручили им сувениры в честь Победы, собрали денежные средства для детей приюта и детей с ОВЗ. Фотографии на память это наши ценные материалы для пополнения экспозиции библиотеки. Студенты колледжа регулярно и с высоким уровнем заинтересованности посещают музеи нашего города, знакомятся с творчеством писателей нашего региона.
Конечно, каждое образовательное учреждение имеет свои специфические условия, определяющие выбор того или иного направления патриотического воспитания и свои результаты. Наша творческая среда, многолетние традиции, единение всего педагогического и ветеранского коллективов позволяют нам добиться определённых успехов, которые неоднократно подтверждают, что студенты Горловского медицинского колледжа являются патриотами родного учебного заведения, города, в котором живут и учатся, своей Родины.
В научно-исследовательских, творческо-поисковых работах студенты проявляют глубокие знания по истории Донецкой области, родного города. Наиболее удачными работами являются: «Выдающиеся деятели Донетчины», «Мои корни моя родословная», «Донетчина в годы ВОВ», «История медицины в Горловке» и др.
Не менее значимым курсом в воспитательном процессе играет дисциплина «Русский язык и культура речи». С целью воспитания чувства патриотического сознания, преподаватели гуманитарного и социально-экономического циклов находятся в постоянном поиске и пытаются отыскать неизвестные источники народных традиций, обычаев и приобщить к их чистоте будущих медицинских работников. Главная задача такой деятельности углубление знаний и всестороннего развития личности. Родной язык жизнь народа, проявление его национального бытия, универсальная казна национальных достижений и основных средств их передачи из поколения в поколение. Поэтому в своей воспитательной работе кураторы, преподаватели колледжа постоянно культивируют родной язык и культуру общения.
Значительная работа по патриотическому воспитанию проводится библиотекой. Благодаря инновационной деятельности, с помощью традиционных средств популяризации книги библиотека проводит воспитательные мероприятия совместно с преподавателями колледжа, которые способствуют развитию национального самосознания молодого человека. В библиотеке проводятся литературные мероприятия, вечера «Листая страницы истории», «Прекрасные стихи, слова тебе, о женщина, о мать!», выставка творческих работ студентов «Выдающиеся врачи хирурги Донбасса», «Российская медицинская отрасль: перспективы, развитие», «Эхо войны», «Мой любимый город», «Мы за мир!».
В апреле проводится День гражданской обороны и традиционно нашли своё отражение в библиотеке рубрики: «Изучи правила охраны труда», «Безопасный труд право каждого человека», «Профилактика профессиональных заболеваний» (Безопасность труда в лечебных учреждениях).
Цель этих мероприятий способствовать осознанию молодёжью своей этнической принадлежности, воспитывать уважение к культуре, традициям, истории и языка родного народа.
Научная библиотека является школой воспитания, способствует овладению знаний средствами всей деятельности на основе использования как традиционных технологий, так и современных. Использование Интернет- технологий в учебно-воспитательном процессе и мероприятиях библиотеки, высокий уровень информационной культуры существенно влияет на качество гуманитарного образования, способствует познавательной активности, развитие умений, навыков, мотивов, подтверждающие уровень общей педагогической культуры студентов, их профессиональной подготовки, способности к непрерывному образованию и самосовершенствованию через общечеловеческие ценности.
Проблема духовно-нравственного развития личности, имеющая непреходящее значение, приобретает особую актуальность в переломные моменты истории. Сегодня становится очевидным тот факт, что никакие социально-экономические и политические преобразования в нашей стране не могут быть успешно осуществлены без учета духовного потенциала личности и общества.
Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка её к самостоятельной жизни – важнейшая составляющая общественного развития и одна из главнейших задач образовательного процесса. Если не заложить в задачи воспитания нового поколения вечных понятий о духовности и нравственности, то это чревато духовным, моральным и культурным регрессом будущего общества.
К сожалению, условия, сложившиеся в нашей стране, далеко не всегда являются благоприятными для формирования нравственной личности, они нередко порождают аморальные взгляды, жизненные установки, деятельность и поведение определенной части общества. Поэтому даже в недостаточно благоприятной среде нашего общества нужно создавать условия, вырабатывающие нравственность как моральную базу для воспитания патриотизма, целенаправленно формировать патриотические качества личности студента.
Очевидно, что для студентов медицинских заведений это имеет первостепенное значение. Гуманность, уважение, любовь к человеку во многом определяют меру врачебного искусства и непосредственно влияют на успех учебной деятельности. Без нравственного компонента медицина рискует выродиться в простой набор технических мероприятий и процедур, лишенный какого-либо объединяющего их смысла. В силу этого подлинный профессионализм медицинского работника означает не только наличие высокого уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, но и его развитые нравственные чувства.
Современный медицинский работник – это не только специалист, обладающий набором профессиональных знаний, а человек, который умеет данные знания применить, проявляет инициативу, имеет навыки позитивного общения в сложном политическом и культурном пространстве. На первое место выходит не информированность студента, а его способность находить и применять необходимые решения профессиональных задач и социальных проблем.
Включившись в процесс возрождения патриотической системы воспитания, главная цель коллектива нашего учебного заведения состоит в передаче молодому поколению социального опыта, богатства духовной культуры народа, его национальной ментальности, своеобразия мировоззрения и на этой основе формирование личных качеств ДНР: духовной, моральной, правовой, трудовой, экологической, художественно-эстетической и религиозной культуры, развитие индивидуальных способностей и таланта студента.
Сегодня колледж создаёт собственную систему воспитательной работы, которая основывается на традициях учебного заведения и требованиях настоящего времени. Патриотическое воспитание является органическим компонентом образования и охватывает все составляющие системы образования. Оно предусматривает формирование национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать ради процветания нашей Республики, готовности её защищать; обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, прадедов, культуры и истории родного народа; формирование высокой языковой культуры, свободного владения русским языком всех членов нашей многонациональной семьи; привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям славянского народа, что, в свою очередь, требует изменения приоритетов личности. В сознании человека должен произойти переход от культуры полезности к культуре достоинства. Каждому следует осознать величие человеческого в себе и выстраивать своё культурологическое отношение к окружающим.
Для организации деятельности по формированию у студентов колледжа высокого патриотического сознания, чувства верности традициям медицинского профессионального образования, в колледже разработана и реализуется программа « Я - Гражданин Республики», в соответствии с которой, студенты колледжа вовлечены в мероприятия патриотического звучания.
Программа охватывает весь спектр учебно-воспитательного процесса в колледже, реализует идею формирования правового образовательного пространства путём повышения у студентов уровня правовых и исторических знаний. Реализация программы предполагает согласованность взаимодействий колледжа с правоохранительными органами, Советом ветеранов, региональной общественной организацией «Молодая Гвардия»
В процессе активного участия в подобных мероприятиях студенты и сотрудники колледжа реализуют свой творческий потенциал. Об этом красноречиво свидетельствует их активное участие в патриотической акции «Бессмертный полк», посвящённой годовщине победы в Великой Отечественной войне, митинге «Вахта памяти».
В преддверии великого праздника, Дня Победы, в колледже проходит торжественное мероприятие «Мы помним, мы гордимся», которое стало результатом совместного творчества студентов и сотрудников. Они с любовью собирали документы своих родственников – фронтовиков, занимались разработкой сценария и оформлением зала, подбирали фотографии и репродукции для презентации, учили песни и стихи времён Великой Отечественной войны. Сотрудники библиотеки подготовили выставки и специальную экспозицию к этому самому важному празднику в истории нашего народа. Поэтому очень важно, чтобы студенты успели прикоснуться к истории, не только просматривая художественную и документальную литературу о жестоких схватках с захватчиками, но и общаясь с живыми участниками исторических событий.
Каждый год отдаляет нас от Великой Отечественной войны, но главной для студентов колледжа остаётся задача сестёр милосердия всех времён и народов – спасать жизнь человека!
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание медицинских работников имеет чрезвычайную значимость и сложность.
Специфической особенностью этого процесса является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, но главным критерием его результативности была и остаётся готовность медицинского работника к выполнению своего профессионального долга.
В канун Дня города в библиотеке колледжа стартовала выставка фотографий и видовых открыток на тему: «Мы лучше города не знаем, мы чувствуем его душой!», посвящённая нашему городу. Основная идея выставки привлечь внимание молодёжи к важности в жизни каждого человека! Участники фотолюбители нашего колледжа из числа студентов, которые представили свой взгляд на Горловку через фотографии. Экспозиция была представлена по рубрикам: «Я вырос здесь и край мне этот дорог», «Город, распахнутый солнцу», «Горловка православная». Фотовыставка привлекла большое внимание желающих представить и свои работы на обозрение широкой публике, раскрывая всё многообразие жизни и деятельности нашего города. Учитывая такую заинтересованность было принято единогласное решение сделать фотовыставку постоянно действующей, пополняя экспозицию новыми работами студентов.
Воспитательная работа Горловского медицинского колледжа Министерства здравоохранения ДНР это не количество проведённых мероприятий, а образ жизни коллектива по определённым законам, традициям с чётко определённой структурой прав и обязанностей.
Пройдёт немного времени и сегодняшние студенты займут ключевые позиции в рядах строителей независимого государства. Поэтому особое значение имеет целое направление кураторов, преподавателей по воспитанию и подготовке студентов к жизни и деятельности в правовом государстве, привитии и развитии нравственных чувств, убеждений и потребности вести себя согласно моральным нормам, действующим в обществе.
Воспитывать значит сохранять и приумножать в человеке человеческое. Воспитывать значит пробуждать добро и любовь в юных сердцах, давать им свою любовь и добро. Поэтому именно мы, преподаватели, ведём действительно большую и кропотливую работу, которая, хоть и медленно, но даёт положительный результат и придаёт системе нашего образования патриотический характер. Патриотическое сознание не является приложением к профессиональному образованию, а является её важной гармоничной составляющей.

Страница 1Страница 115