Эволюционная теория сегодня — факультатив

Факультативный курс
Эволюционная теория сегодня
(10 класс)
Пояснительная записка
Настоящая программа факультативного курса «Эволюционная теория сегодня» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования.
Современная биология характеризуется бурным развитием наук, смежных с практическим использованием теоретических знаний. Важное место занимают науки, имеющие практический интерес и профессиональную направленность.
Данный курс связан, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьников в сфере дополнительных знаний. Это позволяет школьником выбирать содержание образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Данный курс «компенсирует» ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников в области общей биологии.
Эволюционное учение – наука комплексная. Она изучает необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Эволюционное учение имеет самые тесные связи с другими биологическими науками, например с ботаникой, зоологией, цитологией, а также с молекулярной биологией, химией, физикой, математикой.
Основная цель лекционных занятий данного курса – обобщить, расширить и углубить изучение основ биологии, задачей которых является формирование у школьников научных представлений об общей картине мира, выработка творческого мышления, умений и навыков, помощь сознательному выбору профессии.
Основная цель данного курса – приобретение опережающих знаний для подготовки и участия в предметной олимпиаде.
На освоение программы данного курса отводится 34 часа, из них на лекции 10часов, на лабораторные и практические занятия (решение задач) –16час, семинары –6часов. В качестве контрольных мероприятий предусматриваются зачетные уроки – 2 часа (тестовая форма проведения).

Цели факультативного курса
«Эволюционная теория сегодня»
 1. Освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественной картины мира.
2. Овладения умениями характеризовать научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты.
3. Развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки.
4. Воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней.
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению по отношению к окружающей среде, собственному здоровью.
















Требования к уровню подготовки ученика
В результате изученного курса ученик должен:
Знать

·       Основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции); сущность законов (зародышевого сходства, биогенетического); гипотез ( сущности и происхождения жизни, происхождение человека)

·       Строение биологических объектов: клетки, одноклеточных и многоклеточных организмов, вида и популяции.

·        Сущность биологических процессов и явлений: действие искуственного, двищущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, эволюция биосферы.

·        Современную биологическую терминологию и символику.
Уметь

·       Объяснять: роль биологических теорий, принципов, гипотез в формировании современной естественной картины мира, причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, необходимость сохранения многообразия видов.

·       Устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции.

·       Решать задачи разной сложности по биологии.

·       Составлять схемы.

·       Описывать особей вида по морфологическому критерию.

·       Сравнивать процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения.

·       Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас.

·       Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять ее в собственных исследованиях
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно–тематический план
 

Тема занятия
Дата
Примечание

1-2
История представлений об эволюции живой природы.
 
Лекция

3
Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Де Сент – Илера. Эволюционная теория Ж._ Б. Ламарка
 
Семинар

4
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
 
Семинар

5
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
 
Лабораторная работа
«Изучение результатов искусственного отбора»

6-7
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.
 
Лекция

8-14
Борьба за существование и естественный отбор.
 
Решение задач.

15-20
Вид – эволюционная единица. Его критерии и структура.
 
Решение задач.

21-22
Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций.
 
Лекция

23-24
Генетические процессы в популяциях. Закон Харди – Вайнберга.
 
Лекция

25
Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора.
 
Семинар

26-27
Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс.
 
Лекция

28
Пути достижения биологического регресса.
 
Урок – тренинг.

29
Основные закономерности эволюции.
 
Семинар

30
Результаты эволюции.
 
Семинар

31
Развитие органического мира.
 
Экскурсия

32
Стадии эволюции человека.
 
Семинар

33-34
Происхождение человека.
 
Зачет


15