Доклад на тему «Цикл урочных и внеурочных занятий по литературе. Н.М.Карамзин – символ Симбирска – Ульяновска»


Доклад на тему
«Цикл урочных и внеурочных занятий по литературе.
Н.М.Карамзин – символ Симбирска – Ульяновска»
Подготовил:
учитель русского языка и литературы
МКОО «Старомостякскаясредняя школа» Нугаев М.М.
с. Старый Мостяк, 2016 год
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитиеи самореализациюличности. Сегодня общество нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, ставить перед собой значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.
В связи с этим к системе образования сегодня предъявляются новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников.
Согласно  ФГОС,  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.
Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Только многообразие видов деятельности таких как: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досуговое общение, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.
Тему моего выступления «Цикл урочных и внеурочных занятий по литературе» считаю актуальной в свете последних юбилейных событий. А именно: Год литературы в 2015 году, когда для нас он завершился большим успехом, т.к. Ульяновская область стала победителем во Всероссийском конкурсе «Самый читающий регион». Это подтверждение той масштабной работы по продвижению чтения, которая была организована под контролем Губернатора С. Морозова, и признание наших заслуг в этой очень важной для нас области. Теперь мы с гордостью носим статус литературного флагмана страны. 
В 2010 году Губернатор Ульяновской области С. Морозов выступил с инициативой провести всероссийские мероприятия в честь юбилея Н.М. Карамзина в 2016 году. Она была поддержана на федеральном уровне. Указ «О праздновании 250-летия со дня рождения Николая Михайловича Карамзина» подписал Президент Российской Федерации. При этом Ульяновская область стала одной из главных площадок проведения мероприятий.
Именно эти события подтолкнули нас учителей-предметников, библиотекарей и классных руководителей пересмотреть свои рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности. В итоге были проведены такиеюбилейные мероприятия, как Карамзинские чтения, Литературно-кинематографический час. 225 лет книге Н. Карамзина «Бедная Лиза», Поэтический час «Поэзия Карамзина» организована библиотечная выставка « О родном крае с любовью».
Одним из ярких мероприятий, которые мы провели в честь юбилея Карамзина это - Малые Карамзинские чтения. Была составлена тематическая книжная выставка, посвященная 250-летию со дня рождения Карамзина. Дети поделились на творческие группы. Одни добывали информацию на тему «Из истории биографии Н.Карамзина», другие готовили презентацию.  Третьиготовили сообщение о поэзии, развивавшаяся в русле европейского сентиментализма. Следующая группа готовила сообщение о реформе языка Карамзина.Группа готовившаясообщение о прозе, зачитывали отрывки из знаменитых произведений.
Учащиеся нашей школы также приняли участиев акции «САД МОЕЙ ИСТОРИИ»,в рамках КАРАМЗИНСКОГО МАРАФОНА «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ». Совместно с учащимися 8 класса мы изучили родословную Карамзина, и20 мая на асфальте школьного двора был изображен «САД ИСТОРИИ». Одна ученица 8 класса так была заинтересована работой по изучению родословной, что продолжила изучать родословную своей семьи, зарегистрировалась для участия в областной акции «Сад моей истории», которая пройдет в октябре месяце.
Т.к. в программе по литературе не во всех классах предусмотрено изучение произведений Н.М. Карамзина, а в юбилейный год хотелось расширить знания о творческом наследии Николая Михайловича, свои уроки литературы мы начинали с прочтения отрывков из его произведений.Также старался использовать отрывки из произведений нашего земляка при написании диктантов, изложений.Вот например текст на тему «Из истории появления буквы ё». Как были удивлены некоторые дети, когда узнали, что широко известной новая буква ё стала благодаря Н.М. Карамзину. Кстати, коллеги, поздравляю Вас с 220летием со дня ввода буквы ё в русский алфавит, который прошел 17 августа.
При изучении повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза” в 9 классезадался вопросу: как ненавязчиво, без нравоучений и назиданий проанализировать произведение в единстве формы и содержания? Как заставить подростков задуматься о собственном поведении, о своём отношении к родителям? Как помочь им разобраться в интимных отношениях героев?
Современные девятиклассники категоричны, претендуют на то, что они и без постороннего влияния достаточно умны, могут разобраться в жизненных ситуациях, могут распутывать сложные клубки проблем… Надо предоставить им эти возможности. Нужно организовать изучение произведения с максимальной самостоятельностью школьников. Такие возможности открывает групповая форма организации урока.
Группы получили письменные задания (своеобразные программы наблюдений или алгоритмы действий), подробно прописанные на карте, оговаривается время на их выполнение. Учащиеся выполняют задания, работая с текстом. По истечении времени группа отчитывается о проделанной работе в устной и письменной форме: даёт ответ на поставленный вопрос и сдаёт наброски своих наблюдений
Я пришел к выводу: групповая форма организации работы эффективна: она способствует развитию навыков самостоятельной работы, она демократична, воспитывает коллективизм, формирует общественное мнение, готовит к работе в старших классах, к студенчеству, когда одной из основных форм учебных занятий станет прослушивание и запись лекции преподавателя.
Т.к. юбилейный год еще продолжается, мы обязательно продолжим цикл урочных и внеурочных занятий, посвященных 250-летияю со дня рождения - мыслителя, писателя, критика, журналиста, историографа, преобразователя русского языка, нашего земляка Карамзина.
Могу посоветовать всем использовать в проведении юбилейных мероприятий Программувнеклассных уроков по изучениюисторического наследия Н.М. Карамзинадля общеобразовательных школ« 22 урока с Н.М. Карамзиным» ( в интернете).
Урочные и внеурочные занятия по литературе,в рамках юбилейных мероприятий Карамзина должны быть использованы.Ведь онивоспитывают у подрастающего поколения патриотические взгляды и убеждения, уважения к культурному и историческому наследию России и родного края.