Сообщение на тему Сочетание урочных и внеурочных форм работы при обучении английскому языку.


Доклад на тему «Сочетание урочных и внеурочных форм работы при обучении английскому языку»
Учитель английского языка Гревцева Юлия Сергеевна
Разнообразие тем учебника, затрагивающее основные стороны жизни человека в обществе, даёт возможность выдвигать перед учениками большое количество нравственных, этических и других проблем как непосредственно на уроках, так и в процессе проведения воспитательной работы. Страноведческий материал, биографии английских и американских писателей на страницах учебника рассматриваются поверхностно, очень узко, едва укладываясь в недельные часы. А ведь сколько есть замечательного материала, дополнительных сведений о стране изучаемого языка, которые позволяют в более полном объёме узнать о праздниках, традициях, обычаях страны, язык которой изучается!
Считаю, что наиболее реальные возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по иностранному языку даёт создание единой системы урочной и внеурочной работы. Она обеспечивает наибольшую степень активности учащихся, что говорит об интересе учащихся к предмету, обеспечивает развитие разных видов деятельности. Внеклассная работа даёт возможность учащимся использовать иностранный язык как средство общения, показывает широкие возможности его использования, доказывает необходимость изучения этого предмета.
За годы работы в школе у меня сложилась традиция завершать изучение фундаментальных тем года обобщающим уроком или внеклассным мероприятием с использованием дополнительного материала. Хотелось бы поделиться практическим опытом сочетания урочной и внеклассной работы по предмету.
Так, например, после изучения алфавита провожу утренник ABC-party. Дети читают стихи, поют песни об алфавите. Проводятся игры, конкурс «Весёлый алфавит». Учащимся 4-го класса, выпускающимся из начальной школы, особенно важно продемонстрировать свои знания родителям на празднике «Прощай, начальная школа!» Поэтому традиционным стало подготовка утренника «Мои шаги в английском», где дети с удовольствием читают стихи, поют, инсценируют сказки на английском языке.
При изучении названий цветов в 5-м классе в качестве дополнительного задания предлагаю детям нарисовать абстрактную картину, используя как можно больше цветов, красок. Предварительно рассказываю им об абстракционизме и художниках-абстракционистах, демонстрирую несколько картин известных художников.
К обобщающему уроку по теме «Семья» в 5-м классе дети рисуют своё фамильное древо. На уроке проводится беседа за круглым столом «Я и моя семья». К данному уроку дети разучивают стихи, песни о членах семьи.
Большое место в учебной и внеклассной работе занимает страноведческая тема. Изучение разделов о Великобритании и США, как правило, заканчиваю проведением викторины «Что ты знаешь о Великобритании (США)?», вопросы которой связаны с текстами учебника и требуют дополнительной подготовки.
Особый интерес у детей вызывает так называемый «Урок-портрет». Это уроки, посвящённые творчеству какого-либо писателя. Краткие сведения о писателе и отрывки для чтения из его произведений на страницах учебника не дают полного представления о творчестве писателя. Расширить знание зарубежной литературы помогает сочетание урочных и внеурочных форм работы. Так, на одном из мероприятий дети знакомятся с биографией Киплинга на английском языке. Объявляется конкурс на лучший перевод сказки «How the whale got his throat». На подготовку даются одна-две недели, в течение которых учитель консультирует учащихся, помогает им учить стихи, советует, как лучше оформить перевод. На обобщающем уроке учащиеся рассказывают биографию Киплинга, читают стихи, подводят итоги конкурсного перевода. За наиболее удачный перевод вручаются призы. Затем учащиеся слушают литературный перевод. Такие уроки вызывают интерес к чтению зарубежной литературы, они составляют наиболее яркое впечатление о писателе и его произведениях. Так внеурочная работа является логическим продолжением учебных занятий, совершенствует и закрепляет полученные на уроке знания.
За время работы очевидной стала особая сложность для учащихся в изучении и понимании грамматических структур речи. При изучении временных форм глагола, в особенности в 6–7-х классах, когда дети усвоили форму Present, Past, Future Simple Tenses, следующие временные формы ввожу в форме сравнительной схемы, это даёт наглядную картину использования глагольных форм и облегчает понимание особенностей выражения действий.
А несколько лет назад при обобщении глагольных временных форм я решила провести внеклассное мероприятие «Суд над Грамматикой», где действующими лицами были судья, адвокат, подсудимый и присяжные. Рассматривалось «дело госпожи Грамматики», которая навязчиво требует тщательного её изучения для правильного использования структурных форм английского языка, тем самым мешая вести свободную «жизнь» английской речи. В данном мероприятии рассматривали разнообразные грамматические явления: образование множественного числа существительного, фразовые глаголы, речевые образцы, степени сравнения прилагательных, порядок слов английского предложения разного типа. В итоге «иск госпожи Грамматики» был принят, она выиграла «дело». Разнообразные доказательства, которые приводил «адвокат», — это формы работы участников процесса. Восхищение учеников, участников и присутствующих на этом мероприятии вызвали, конечно, сама необычная форма и «игра», а вот итогом всего стало ненавязчиво сформированное безбоязненное отношение к отработке в дальнейшем грамматических явлений.
Важная роль в системе внеурочной работы принадлежит конкурсам и викторинам. Так, после изучения темы «Соединённые Штаты Америки» провожу обобщающий урок-аукцион знаний по теме. На данном уроке проводится контроль аудирования, чтения, говорения в увлекательной для ребят форме аукциона знаний.
Сейчас всё реже стали упоминать формулировку «нестандартный урок», поскольку разнообразные формы подачи учебного материала стали привычными и для учителей и для учащихся. Да и сами авторы учебников стараются использовать как можно больше заданий мотивирующего характера, в которых сочетаются лексические и грамматические знания и умения использовать их в речевых структурах в разных видах речевой деятельности.
Однако наряду с этим для повышения интереса или снятия учебной нагрузки я использую не только физкультпаузы, но и музыкальные паузы. Знакомство с песнями, которые поют дети в англоговорящих странах, позволяют нашим ученикам лучше узнать культуру, особенности традиций и праздников. Изучение песен способствует, в том числе, углублению и расширению знаний. Более того, ребята сами стали искать песни для изучения. Ведь детские песни богаты по тематике, что даёт, в частности, возможность для дополнительного усвоения лексики. Кроме этого, детям интересно самим узнать, о чём та или иная песня, то есть у них появляется активная мотивация для перевода, работы со словарём, да и совершенствования грамматики.
Кроме этого, одним из самых любимых конкурсов моих учеников является «Юный переводчик». Он проводится как внеклассное мероприятие, основанное на изученном материале. Просматривался фрагмент фильма по книге, который соответствовал предлагаемому тексту для перевода. Но сутью было правильное литературное изложение по всем правилам грамматики.
При изучении темы «Спорт» восьмиклассники сами предложили провести урок, основанный на материале развития истории олимпийских игр, поскольку многие в классе занимались спортом. Концептуальной основой урока являлось развитие коммуникативной и языковой направленности в цикле обучения устной речи по темеИспользование компьютерной презентации послужило наглядной мотивацией предстоящей деятельности на уроке. У учащихся с самого первого вводного этапа возникло желание участвовать в обсуждении. На уроке были использованы различные режимы работы, позволяющие учащимся разного уровня и способностей овладеть определёнными знаниями.
Проводимая в начале урока беседа по иллюстративной опоре ( слайды с изображением Древней Греции, бога Зевса, Олимпийского огня, эмблемы и видов спортивных состязаний) позволило учащимся не только продемонстрировать знания исторических фактов, но и рассказать об этом посредством английского языка. ( на основе речевого материала предыдущих уроков).
В результате разного мнения учащихся по проблеме «Спорт для всех и каждого» возникла необходимость рассмотреть её глубже, а следовательно, провести поисковую работу и аргументировать свою позицию. В результате была создана группа учащихся, выказавших желание проводить это исследование.
Обсуждался вопрос: «Занятия спортом имеют как положительные, так и отрицательные факторы». Работа над проектом была почти полностью внеклассной, хотя являлась продуктом пройденной темы в рамках изучения программы для 8-го класса. Выдвинутый тезис — «положительное и отрицательное в спорте» — рассматривался также и на уроке и вызвал наибольший интерес. Для исследования использовался метод поиска и обработки информации из различных источников: ресурсы интернета, материалы газет и журналов, методическая литература по проектной методике, анкетирование – сбор мнений, статистические данные. Основополагающим моментом исследования являлась актуальность данной темы и связь идеи проекта с реальной жизнью.
В своей статье я привела всего лишь несколько примеров сочетания урочных и внеклассных форм. Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности, которую учитель может и должен развивать, сочетая те формы деятельности, которые дают по-настоящему положительные результаты и повышают интерес и желание ученика изучать английский язык с удовольствием.