Отчет по работе учебно-опытного участка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 3»
город Черногорск
ДЕЯЕТЛЬНОСТЬ
учебного опытного участка
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
начальная общеобразовательная
школа №3
за 2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 3»
город Черногорск
Учебно-опытный участок
МБОУ «Начальная №3»
Содержание
1 Положение о пришкольном УОУ………………………………………….. 3-4
2 Инструкция по охране труда на УОУ……………………………………… 5-6
3 Паспорт учебно– опытного участка………………………………………... 7-10
4 Тематический план работы…………………………………………………. 11-12
5 Отчет о работе на УОУ в 2014 году………………………………………... 13-15
6 Результаты опытнической и исследовательской работы…………………. 16
7 Культура оформления………………………………………………………. 16
8 Приложение ………………………………………………………………… 1--8
Положение
о учебно - опытном участке
МБОУ «Начальная школа № 3»
I. Цели и задачи.Цель: воспитание экологической культуры через практическую направленность естественно-научных дисциплин, совершенствование исследовательской работы.
Задачи: обогатить природоведческие знания детей, формирование навыков экологически правильного поведения, культуры труда, общения, мышления. Усиление мотивации учебного труда.
II.Участники.Участниками являются все преподаватели, учащиеся 2-4 классов, родители.
III.Время проведения работ на УОУ.Начало- май, окончание- конец сентября текущего года.
IV.Организация работы на учебно- опытном участке (далее УОУ).-Формирование организационного комитета из трех человек до 15 апреля 2015 года.
-Утверждение организационного комитета приказом директора.
-В срок до 01.05.2015 года преподавателям школы подать списки смен отработки на участке.
-План проведения работ представить на утверждение к 20.05.2015г.
-Участники работ на УОУ награждаются почетными грамотами. Родители, учащиеся и педагоги могут в порядке собственной инициативы установить и вручать свои призы по итогам работы.
Основные направления деятельности учащихся на участке: выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами трудового обучения, окружающего мира.
Работа учащихся на учебно-опытническом участке школы осуществляется за счёт времени, отводимого на уроки технологии, а также на практические работы по окружающему миру. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному в школе графику.
Режим труда учащихся на учебно-опытническом участке устанавливается с учётом правил по технике безопасности при изучении окружающего мира. Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются группы не более 6 человек.
Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.
В него включены такие разделы: общая характеристика учебно-опытнического участка (площадь, отделы, их размеры и размещение);
анализ работы за предыдущий год;
содержание и организация работы; перечень имеющихся и планируемых для
выращивания растений; тематика опытов и наблюдений; перечень наглядных пособий, планируемых для изготовления в порядке летних заданий по биологии и на уроках сельскохозяйственного труда; график работы школьников на участке, в том числе в период летних каникул;
руководство работой учащихся на участке (закрепление ответственных за работу на участке учителей; классных руководителей; график их работы, в том числе в каникулярное время);
материальное обеспечение работы на участке; определение потребности в инвентаре, оборудовании, посевном и посадочном материале; формы подведения итогов работы;
К плану работы прилагается схема размещения отделов и выращиваемых культур.
Ежедневно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке. Результаты работы учащихся в летний период учитываются при выведении отметок по предмету «Технология».
Директор школы несёт ответственность за состояние учебно-опытнического участка, осуществляет общее руководство работой на нём. Он вместе с заместителем по воспитательной работе определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по обеспечению занятий учащихся на учебно-опытническом участке, следит за развитием его материальной базы.
Непосредственное руководство работой на участке осуществляет заведующий учебно-опытническим участком, назначаемый директором школы. Заведующий несёт ответственность за состояние участка и содержание работы на нём, за его обеспечение посевным и посадочным материалом, оборудованием и инвентарём, инструктирует работников, привлекаемых к работе на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности. Материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытническом участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытническим участком. Он ведёт их учёт в установленном порядке.
Учителя, привлекаемые к руководству деятельностью учащихся на учебно-опытническом участке, обучают их правильным и безопасным приёмам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасностью эксплуатации оборудования, инвентаря.
Продукция, полученная с учебно-опытнического участка, используется школой.
Охрана труда школьников
Инструкция по охране труда при работе на учебно-опытном участке
Общие требования безопасности:
К работе на учебно-опытном участке допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К работе на учебно-опытном участке допускаются учащиеся со 2-го класса.
В процессе работы учащихся на учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с необходимым набором медикаментов и перевязочных средств;
При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Опасные производственные факторы:
переноска тяжестей сверх допустимой нормы;
травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственным инвентарем;
травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок;
заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении немытых овощей, ягод и фруктов
Требования безопасности перед началом работы:
Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям, не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по прополке делянок надеть перчатки.
Проверить исправность и заточку сельскохозяйственного инвентаря.
Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.
Требования безопасности во время работы:
Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.
Не использовать сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы
Масса любого инструмента, используемого учащимися до 10 лет, не должна превышать 400-600 г. Ручки инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно прикрепленными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.
При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для учащихся:
начальных классов – не более 3 кг;
Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работ, а также через каждые 45 минут работы делать перерыв на 15 минут для активного отдыха.
Общая продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна превышать: для учащихся 1-4 –х классов – 2 часа. В свободное от учебы время продолжительность ежедневной работы учащихся уменьшается в два раза.
Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекла, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, граблей и другого инвентаря.
При прополке делянок во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты и ягоды.
Запрещается какая-либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
При выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
При получении учащимся травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании работы:
Очистить и сдать на хранение сельскохозяйственный инвентарь.
По окончании работы на учебно-опытном участке тщательно вымыть руки с мылом.
С правилами по технике безопасности ознакомлены:
________________Руденко О.А..
В 2014-2015 учебном году случаев травматизма из-за нарушения охраны и безопасности труда учащихся при организации работ на учебно-опытном участке не было.

Паспорт учебно-опытного участка
МБОУ «Начальная я школа №3»
Фамилия, имя, отчество директора школы, заведующего УОУ
Директор школы – Бойкова Ирина Николаевна
Заведующая УОУ – Руденко Оксана Анатольевна
Контингент учащихся
В школе обучается 456 учащихся начальных классов.
Общая площадь учебно-опытного участка составляет – 0,4 га.
Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, воспитания у них интереса и бережного отношения к ней. Он является лабораторией под открытым небом, в которой ученики не только подкрепляют свои теоретические знания, но и развивают практическую деятельность, приобщаются к научно-исследовательской работе. На территории учебно-опытного участка проводятся уроки и практические занятия по окружающему миру.
Организация и содержание работы на учебно-опытном участке нашей школы обуславливается требованиями программ учебных предметов «Окружающий мир» и «Технология».
На учебно-опытном участке МБОУ «Начальная школа №3» г.Черногорска проводятся занятия по сельхозтруду 2-4классы  и основы агротехники 2-4 классы, используется также для опытов по окружающему миру.
       На учебно-опытном участке школы разработаны следующие отделы:1.  Овощной2.  Плодово-ягодный сад3.  Цветочно-декоративный4.  Коллекционный 5.  Лекарственный
Для работы на участке составляется план, на основе которого ведется работа с учащимися.
Ответственным за организацию работы на учебно-опытном участке является заведующая учебно-опытным участком.    Она планирует размеры и местонахождение отделов, инструктирует учителей, участвующих в работе с детьми на участке, составляет график работ в летний период, обеспечивает посевным и посадочным материалом.
   
Учащиеся 2- 4 классов выращивали овощные культуры: свеклу, морковь, горох.
Овощной отдел на пришкольном участке играет важную роль, так как на нем  проводится основная опытническая работа. В отделе представлены следующие семейства: пасленовые (томаты, перцы); крестоцветные (капуста); зонтичные (морковь, петрушка); тыквенные (кабачок, тыква). Цветочно-декоративный отдел состоит из 14 цветников:  астры, настурция, сальвия, львиный зев, цинния, шафраны, бархатцы, анютины глазки, махровая календула, петуния, бархатцы, георгины и другие образцы. Образовательные программы учебно-опытного участка
Учебно-опытный участок необходим для закрепления знаний учащихся полученных на уроках естественнонаучного цикла.
В ходе практических занятий с учащимися на школьном участке учитель может наглядно показать  материальную сущность и познаваемость многих процессов и явлений.
Раскрыть зависимость роста, развития и продуктивности сельскохозяйственных растений и животных внешней среды: температуры воздуха и почвы, количества осадков и поливов, применяемой агротехники.
Формирование у школьников интереса к познанию природы родного края может  в немалой степени содействовать тому, чтобы после окончания школы они не покидали родные места.
 
Задачи работы на учебно-опытном участке
Формировать  сельскохозяйственные умения и навыки у учащихся.
Помочь приобрести навыки культуры труда.
Научить пользоваться справочной литературой, составлять план и работать по нему.
Научить правильно аккуратно вести записи в дневниках наблюдения и журналов опытов, оформлять отчет, делать сообщения о выполняемых наблюдениях и опытах.
Научить учащихся бережному отношению к земле, прививать любовь и заботу к родной природе.
Привить учащимся понимание о необходимости постоянно охранять природу, разумно использовать ее дары и приумножать ее богатства.
Материально-техническое обеспечение участка
Участок расположен рядом со зданием школы, забором огорожен, водой обеспечен. Овощехранилища, теплицы и парников в школе нет, сельскохозяйственный ручной инвентарь имеется в достаточном количестве.
 №п/п Название, назначение орудия Есть в наличии
1. Грабли – для разбивки комьев, выравнивания грядок, заделки семян 6
2. Вилы садовые – для перекопки и рыхления почвы перед посевом и уборкой урожая корнеплодов 3
3. Лопата – для перекопки почвы 6
4. Мотыги – для рыхления почвы, окучивания растений, поделки бороздок 6
5. Рыхлитель-кошка – для рыхления почвы в рядках и междурядиях3
6. Лейка с разбрызгивателем – для полива растений 6
7. Ведро – для полива, сбора урожая 3
8. Шланг – для полива растений 20 м
9. Семена и посадочный материал:
Кабачки-цуккини «Грибовские», «Негритенок»
Салат «Изумрудное кружево»
Помидоры «Челнок»
Морковь «Нантская»
Свекла «Египетская», «Цилиндр»
Сладкий перец «Богатырь»
Петрушка Кудрявая
Капуста  «Колобок»
Укроп
Лук
Горох сахарный
Тыква «Крошка»
Семена цветочно-декоративных растений: астры, настурция, сальвия, львиный зев, цинния, шафраны, бархатцы, цветная капуста, анютины глазки, махровая календула, петуния. В достаточном количестве
 Опытническая работа
       Опытническая работа закрепляет теоретические знания  учащихся, формирует навыки по выращиванию растений. С этой целью в школе проводится следующая работа:
ОПЫТ 1. Влияние сроков прореживания всходов моркови на урожай.
ОПЫТ 2. .Изучение сортов свеклы
Агротехнический план работ на учебно-опытном участке
Отделы Проводимая работа Сроки
Отдел коллекционный По плану Отдел овощных   культур Обработка и боронование почвы апрель
Посев по плану опытов май-июнь
Уход (полив, борьба с сорняками и вредителями, рыхление) июнь-август
Мульчирование корнеплодов (свекла, морковь) июнь
Внесение органических  удобрений на фазе 7-8 листьев июнь
Опрыскивание капусты от вредителей июль
Отдел лекарственный Обработка почвы апрель
Посев лекарственных культур май
Уход (полив, прополка, рыхление) май-август
Цветочно-декоративный отдел Предпосевная обработка почвы апрель
Посадка рассады однолетников апрель
Посадка в грунт однолетних и многолетних культур май
Уход май-август
Сбор семян август-октябрь
Отдел плодово-ягодный Уход (полив, прополка, рыхление) План работы учащихся на учебно-опытном участке 2014-2015 учебный год
Класс Культура,
сорт Тематика и схема
опытов Площадь Кол-во
повторов
опыта контроля 2 Свекла Изучение сортов свеклы 0,75кв.м.
0,75кв.м0,75кв.м.
0,75кв.м2
3 Кабачки Влияние подкормки бором на урожайность кабачков.2.Изучение сортов кабачков и тыквы 10кв.м. 10кв.м. 1
4 Бархатцы
Влияние сроков сева однолетних цветов в грунт на сроки цветения и семенную продуктивность растений Тематический план работы.
2 класс

п/п Мероприятия Срок
исполнения
1 Подготовка классной делянки к посеву: разравнивание грядок граблями, проведение бороздок, полив. 25-02.06.15
2 Подготовка и посев семян: горох, фасоль, бархатцы, настурции. 02-06.06.15
3 Посев вьюшихся цветов (Ипомея) по периметру ограждения. 06.06.15
4 Полив. ежедневно
5 Наблюдения: а)всходы замоченных семян
б)всходы сухих семян 02-15.06.15
6 Прополка и рыхление еженедельно.
Наблюдение: рост растений зависит:
а) от внешних условий (тепло, свет, влажность );
б) от густоты посева;
в) замоченные семена растут и развиваются быстрее;
г) от своевременной прополки и рыхления
д) от своевременного полива; июнь, июль, август
7 Уборка урожая 25.08-10.09.2015
8 Подготовка делянки к осенней обработке почвы: удаление мусора, сгребание мусора, листьев, веток, сбор природного материала. сентябрь
октябрь
3 класс

п/п Мероприятия Срок исполнения
1 Подготовка классной делянки на учебно-опытном участке и цветников к посеву: перекопка, разравнивание граблями, вскапывание грядок, разметка рядов. 01-06.06.15
2 Посев корнеплодов и цветочно-декоративных растений в грунт.
Овощи: морковь, свекла, петрушка, картофель .Цветочно-декоративные растения (семенами):настурции, бархатцы, космеи;
Рассадой: анютины глазки, петуния, шафраны. 06-14.06.15
3 Посадка черенков ягодных культур (малина, вишня) 20-25.05.2015
4 Полив, рыхление, прополка, подкормка. ежедневно
еженедельно
1 раз в 10 дней06-14.06.15
5 Опыты и наблюдения:
а)опыт с одновременным посевом сухих и замоченных и пророщенных семян;
б) появление всходов и развитие растений.
июнь, июль ,август
6 Предполагаемый результат 25-10.09.2015
7 Очистка участка от остатков растений, внесение удобрений. сентябрь
4 класс

п/п Мероприятия Срок исполнения
1 Подготовка классной делянки на учебно-опытном участке и цветников к посеву: перекопка, разравнивание граблями, вскапывание грядок, разметка рядов, выравнивание грядок. 01-06.06.15
2 Посев корнеплодов и цветочно-декоративных растений в грунт.
Овощи: перец, помидоры, огурцы, капуста.
Цветочно-декоративные растения (семенами):настурции, бархатцы, космеи;
Рассадой: анютины глазки, петуния, шафраны. 06-14.06.15
3 Внесение удобрений под растения по агротехническому плану. 06-14.06.15
4 Опыты и наблюдения:
Влияние на рост и развитие проращенных и не пророщенных клубней картофеля, а также влияние органических удобрений на урожай, рост и развитие картофеля июнь, июль, август
5 Полив, рыхление, прополка ежедневно
еженедельно
6 Ведение наблюдений по дневникам опытов. июнь, июль, август
7 Сбор семенного материала. сентябрь
Практические результаты производственной деятельности в 2014-2015 учебном году
       В результате соблюдения агротехники выращивания растений, учащиеся добились хорошихрезультатов:
Морковь-11кг. Картофель-41кг.Свекла-7кг.Томаты-5кг. Кабачки-25кг.Капуста-15кг. Сладкий перец-2,5кг.
Тыква – 15 кг.
       Выращенная на пришкольном участке продукция будет использоваться в школьной столовой.
       Семена, собранные в семенном отделе будут использованы  для посева в следующем году.
       Ежегодно в школе выращивается рассада томатов, перцев, цветов.
Отчет
о работе на пришкольномучебно-опытном участкеУчебно-опытный участок играет важное место в познании природы школьниками. Он является базой опытнической работы учащихся, а также преподавании биологии. Участок обеспечивает изучение учащимися живых растений в условиях с/х производства, помогает для выращивания растений. Работа на учебно-опытном участке обеспечивает усвоение учащимися ряда необходимых в жизни практических умений и навыков по выращиванию растений. Выполняя несложные опыты с растениями, они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии. Познают методику управления ростом растений, их развитием. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело.
Цели и задачи:
дополнить знания по различным разделам биологии, изучить биологические особенности различных растений, дать представление о главных сельскохозяйственных растениях, их разновидностях и сортах;
развивать любовь к природе, содействовать формированию эстетического вкуса, показать деятельность человека как могучего фактора на преобразование природы;
развивать навыки выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений, умений постановки полевых опытов, формирование сельскохозяйственных умений и навыков, заготовка необходимого натуралистического материала, развитие мыслительной деятельности и формирование положительных качеств личности.
Опытническая работа способствует расширению и уточнению знаний учащихся по биологии, развитию у них наблюдательности, творческой инициативы. Все эти качества необходимы для учебы и практической деятельности. Учебно-опытный участок МБОУ «Начальная школа №3» г. Черногорска занимает площадь 0,4га. Участок примыкает непосредственно к зданию школы, обнесен изгородью, хорошо спланирован, эстетически оформлен. К организации и проведению работ на участке привлекаются все ученики школы. График работы на участке составляется таким образом, чтобы ребята во время работы на участке имели бы возможность наблюдать все фазы развития растений в период вегетации. Учащиеся 2-4 классов выращивают на цветниках декоративные растения, а на делянках – сельскохозяйственные культуры – фасоль, морковь, столовую свеклу. Проводят опыты по влиянию площади питания столовой свеклы (густота насаждения), освещенности, полива и другие в соответствии с программой по ознакомлению с окружающим миром.
Цветочно-декоративный отдел на учебно-опытном участке занимает 0.05 га и включает в себя газоны, клумбы, в которых выращиваются различные растения: однолетние (астры, бархатцы, настурция, цинния, ночная фиалка); двулетние (анютины глазки);многолетние (пионы, георгины, гладиолусы, ирис, люпин, флокс. Растения этого отдела используются многопланово. Они являются незаменимым материалом при изучении: эколого-биологических особенностей растений, жизненных форм растений. Многие цветочно - декоративные растения являются указателями времени и предсказателями погоды, что важно не только в экологическом образовании, но и в практике. Это и календула, ночная фиалка, вьюнок, душистый табак. В производственном отделе выращиваются продукция овощных, плодово-ягодных культур. В результате соблюдения агротехники выращивания растений, учащиеся добились хороших результатов:
Картофель – 41кг. Кабачки – 25кг.
Капуста – 15кг. Сладкий перец – 2,5кг.
Морковь – 11кг. Тыква – 15кг.
Свекла – 7кг.
Выращенная на пришкольном участке продукция используется в школьной столовой.
Площадь отдела овощных культур на учебно-опытном участке составляет 0,3 га. В этом отделе выращиваются растения в условиях открытого грунта: капуста, морковь, свекла, томаты, кабачки, сладкий перец и т.д. На участке соблюдается севооборот: - морковь + столовая свекла, - капуста поздняя, - помидоры, - лук. Тематика и методика опытов, проводимых в отделе, разнообразна и охватывает практически все культуры. Это и влияние глубины заделки на урожайность семян тыквенных, влияние внекорневой подкормки на урожайность томатов, совместные посевы моркови и лука, выращивание различных разновидностей капусты. Собранные материалы ребята оформляют в дневники наблюдений. Обычно это итоговая работа – летнее задание, которое ученики получают при окончании очередного курса «окружающего мира». Более сложные работы выполняют учащиеся 3-4х классов в урочное и внеурочное время.
Результаты опытнической и исследовательской работы
Опытническая и исследовательская работа на УОУ проведена согласно плану работ.
При проведении опытов были соблюдены агротехнические приемы
выращивания растений.
По результатам каждого опыта сделаны выводы:
Влияние подкормки бором на урожайность кабачков. В начале образования плодов подкормить растения бором (на ведро воды 2г борной кислоты). На контрольной делянке подкормку бором не производили.Были отмечены сроки образования цветков и урожайность на опытной и контрольной делянках.
Вывод: На опытной делянке был получен больший урожай т. к. делянка была подкормлена бором.Бор усиливает цветение, стимулирует рост растения.2. Изучение сортов свеклы.Посеяли семена свеклыв грунт, разделенный на 2 делянки по сортам.Отдельно был подсчитан урожай, и мы смогли сделать вывод. На нашем УОУ из 7 кг свеклы,4,5 кг свеклы сорта «Египетская плоская». Делая выводы мы решили, что сорт «Египетская плоская» относится к раннеспелым сортам, а так как урожай был собран вначале сентября, то сорт «Цилиндра»-среднепоздний не успел сформироваться.
7. «Влияние сроков сева однолетних цветов (бархатцев) в грунт на сроки цветения и семенную продуктивность растений». Выявили более оптимальные сроки посева бархатцев в грунт. Более оптимальный срок посева для наших климатических условий является апрель.
Культура оформления УОУ
УОУ соответствует декоративным, эстетическим нормам оформления. Декоративные растения представлены древесными, кустарниковыми и травянистыми формами. Они отличаются большим разнообразием форм, окраской листьев, цветков и плодов, ароматом. Красиво оформленный УОУ вызывает у учащихся положительные эмоции, успокаивает нервную систему человека.
Выращивание декоративных растений на УОУ имеет большое эстетическое значение. Декоративные растения, размещенные вдоль ограждения, служат защитой от пыли и уличного шума.
Основную декоративную роль несет цветочно-декоративный отдел. Он представлен однолетними и многолетними культурами с большим разнообразием видов и сортов. Красивыми получаются клумбы с растениями одного вида. В этом случае используем долгоцветущие виды. В течение лета на УОУ поддерживается чистота и порядок.
Приложение
(Фотоотчет нашей работы)


1


2


3


4


5


6


7


8