МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ на тема: ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТКИ, МИТОЗ, АМИТОЗ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждения Иркутской области
«Заларинский агропромышленный техникум»
Филиал «Кимильтей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема: " ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТКИ, МИТОЗ, АМИТОЗ "
Разработал:
преподаватель биологии и химии
Анна Андреевна Толстоухова
с.Кимильтей, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..........................................................................3
ПЛАН УРОКА.......................................................................................................5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................11
ПРИЛОЖЕНИЯ 2................................................................................................12
ПРИЛОЖЕНИЯ 3................................................................................................13
ПРИЛОЖЕНИЯ 4................................................................................................14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В данном методическом материале представлена разработка урока биологии в группе №44 по профессии "Тракторист - машинист с/х производства", на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз». Этот урок является первым уроком по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Материал этого урока требует от обучающихся знания ранее изученного по темам «Строение клетки», «Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК». Урок посвящён изучению нового материала и его первичному закреплению.
Ведущей технологией, которая использовалась на этом уроке, была технология критического мышления, поэтому в структуре урока прослеживаются этапы:
-актуализация ранее изученного материала (этап «вызов»);
-изучение нового материала и его первичное закрепление (этап «осмысление»);
-систематизация знаний, подведение итогов урока (этап «рефлексия).
На первом этапе «вызов» происходит выявление первоначальных представлений учащихся о теме обсуждения, активизация их познавательной деятельности, актуализация собственного опыта. Это побуждает детей вспомнить, что они уже знают по этой теме, привести имеющиеся знания в определенную систему, а также поделиться своими знаниями. Кроме этого, происходит настрой обучающихся на тему урока, развивается интерес к ней, что является своеобразным мотивационным моментом. На данном этапе мной использовался приём «ассоциации». Обучающимся предлагалось вспомнить ассоциации к словосочетанию «деление клетки» (например, размножение, ядро, хромосомы, рост). Ассоциации записываются на доске, анализируются и комментируются обучающимися.
На этапе «осмысления» преподаватель объясняет новый материал, используя слайдовую презентацию и вопросы поискового характера. Кроме этого, для формирования коммуникативной компетенции обучающихся использовался приём «инсерт» (пометки на полях). Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Обучающиеся получили текст по вопросу «Амитоз» и делали в нем соответствующие пометки:
“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;
“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;
“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения текста обучающиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. После работы над текстом учитель обращает внимание на общие позиции и особые точки зрения.
Для практического закрепления полученных знаний и в целях реализации деятельностного подхода на уроке была предусмотрена работа с микроскопом по изучению микропрепарата «Митоз в клетках корешка лука». Такая работа всегда вызывает повышенный интерес обучающихся, активизирует из познавательную активность.
Кроме этого, для закрепления нового материала была организована самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
На этапе «Рефлексия» учащиеся должны выразить новые идеи и полученную информацию собственными словами. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.
Каждому ученику дается время 5 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа может ознакомиться с парными синквэйнами.
Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:Название (обычно существительное, заданная тема). Описание (обычно прилагательное, характеризующее тему).Действия (3 глагола, характеризующее действие). Чувство (фраза). Повторение сути.
Например, по предложенной теме урока синквейн может быть таким:
Деление
Непрямое, прямое
Делится, растет, развивается
Митоз состоит из четырех фаз.
Митоз.
ПЛАН УРОКА«ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТКИ, МИТОЗ, АМИТОЗ»
Цели урока:
Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла, их роли в передаче наследственной информации и значении деления клеток для организма.
Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивать коммуникативные способности учащихся, формировать устойчивый интерес к предмету.
Формируемые и развиваемые понятия: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, амитоз.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Используемые технологии: развитие критического мышления, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, микроскопы, микропрепараты «Митоз в корешках лука», презентация к уроку (Приложение 1).
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент (вступительное слово учителя).
Ребята, как вы думаете, какие качества должны быть присущи современному человеку, чтобы он мог добиться успеха? (трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, профессионализм). Вы правы, все эти качества потребуются нам на сегодняшнем уроке. Тема нашего урока «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз» (слайд 1).
Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова немецкого поэта Г.Э.Лессинга (слайд 2): «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
II.Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала (этап «вызов»). 1.-Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? (все учащиеся предлагают версии, которые учитель записывает на доске). Например, размножение, ядро, хромосомы, рост. –А какие ассоциации у вас вызывает число 23? (предлагаются варианты ответов).
Записи на доске анализируются и комментируются.
Сегодня мы с вами познакомимся с процессом деления клетки – митозом, узнаем, что такое жизненный цикл клетки. А теперь давайте проверим, что мы уже знаем (слайд 3). Беседа по вопросам, которые необходимо вспомнить для изучения нового материала (слайд 4):
-что вы знаете о делении клетки? (деление–это жизненное свойство клетки);
-что такое клеточный центр? (органоид, содержащий две центриоли, состоящих из микротрубочек);
-что такое ДНК? (хранитель наследственной информации);
-что такое редупликация ДНК? (удвоение молекул ДНК);
-что такое хромосомы? (органоиды – носители наследственной информации);
-что такое диплоидный набор хромосом? (двойной набор, характерный для соматических клеток);
-что такое гаплоидный набор хромосом? (одинарный, характерный для половых клеток).
В ходе беседы проводится работа по коррекции знаний.
Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.
III.Изучение нового материала (этап «осмысление).
1.Рассказ учителя с использованием слайдовой презентации, учащиеся вычерчивают схему в тетради.
Клеточный цикл (жизненный цикл клетки) = митотический цикл (период существования клетки от её возникновения до деления клетки или гибели) (слайд 5)
МИТОТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
ИНТЕРФАЗА-период подготовки клетки к делению
(слайд 6)
Пресинтетический период синтез РНК, формирование рибосом, синтез АТФ, белков, формирование одномембранных органоидов.
Синтетический период удвоение ДНК (хромосомы
состоят из 2-х хроматид), синтез белков.
Постсинтетический период синтез АТФ, удвоение массы
цитоплазмы, увеличение объёма ядра.
МИТОЗ (слайд 7)
ПРОФАЗА - спирализация хромосом (укорачиваются),
ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли
расходятся к полюсам и формируется веретено деления
(слайд 8)
МЕТАФАЗА- хромосомы выстраиваются в плоскости
экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид,
соединённых центромерой (слайд 9,10).
АНАФАЗА - центромеры делятся; дочерние хроматиды
всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и
расходятся к противоположным полюсам клетки (слайд 11).
ТЕЛОФАЗА - формируется оболочка новых ядер
(завершается кариокинез); деспирализуются хромосомы и
· восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки
на две дочерние (цитокинез) (слайд 12).
Выполните задание (слайд 13).
2.Минутка психологической разгрузки. Ребята, стадии митоза легко запомнить с помощью шуточного стихотворения, которое я хочу вам предложить (Приложение 2). 3.В чём состоит биологическая роль митоза? (приём «мозговой штурм»). Все учащиеся предлагают свои варианты, которые записываются на доске, обсуждаются и делается общий вывод (слайд 14): Митоз обеспечивает равномерное распределение наследственного материала. Митоз имеет универсальный характер - он протекает одинаково у всех видов, клетки которых имеют ядро.
4.Практическое закрепление универсальных учебных действий (слайд 15).
Используя микроскопы, препараты «Митоз в клетках корешка лука», карту митоза, найдите в клетках изученные нами стадии митоза (учащиеся работают самостоятельно), потом краткое обсуждение увиденного.
5.Приём «инсерт» (пометки на полях). Учащимся раздаётся текст по теме «Амитоз» (Приложение 3). Предлагается прочитать текст и сделать в нем соответствующие пометки:
“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете;
“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После работы обсуждаются непонятные вопросы.
IV. Первичное закрепление универсальных учебных действий
Выполнение тестового задания с последующей взаимопроверкой (слайд 16). (Приложение 4).
V.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
1.Учащиеся составляют синквейн по изученной теме (слайд 17). Например,
Деление
Непрямое, прямое
Делится, растет, развивается
Митоз состоит из четырех фаз.
Митоз.
2. Возвращаемся к числу 23, о котором говорилось в начале урока (слайд 18)
23 пары включаетМаленький этот зал,Музыка не играет,но не смолкает бал.
Ребята, о чём идёт речь? (23 пары хромосом в соматических клетках и процессы, которые происходят с ними в период деления клетки).
3.Домашнее задание: изучить параграфы 28,29, письменно ответить на вопрос: чем отличается митоз у растений и животных?
Творческое задание для сильных учащихся: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза (слайд 19).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном методическом материале представлена разработка урока биологии в группе №44 по профессии "Тракторист - машинист с/х производства", на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз». Урок посвящён изучению нового материала и его первичному закреплению.
На данном уроке были использованы информационно коммуникационные технологии, также использовалась на этом уроке технология критического мышления, поэтому в структуре урока прослеживаются этапы:
-актуализация ранее изученного материала (этап «вызов»);
-изучение нового материала и его первичное закрепление (этап «осмысление»);
-систематизация знаний, подведение итогов урока (этап «рефлексия).
На первом этапе «вызов» обучающиеся приводили пример из своего собственного опыта. Это побудила обучающихся вспомнить, что они уже знают по этой теме, привели имеющиеся знания, а также поделиться своими знаниями. Кроме этого, происходил настрой обучающихся на тему урока, развивался интерес к ней, что является своеобразным мотивационным моментом.
На этапе «осмысления» обучающиеся использовали приём «инсерт» (пометки на полях). Данный прием был активно и внимательно использован маркировочным знаком, который позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Обучающиеся получили текст по вопросу «Амитоз» и делали в нем соответствующие пометки:
“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;
“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;
“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения текста обучающиеся сделали четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием.
Для практического закрепления полученных знаний и в целях реализации деятельностного подхода на уроке обучающиеся выполнили работу с микроскопом по изучению микропрепарата «Митоз в клетках корешка лука». Такая работа всегда вызывает повышенный интерес обучающихся, активизировала познавательную активность.
На этапе «Рефлексия» обучающиеся выразили новые идеи из полученной информацией собственными словами.
На уроке использовались информационно-коммуникативные технологии (авторская презентация преподавателя). Творческое домашнее задание, которое было предложено обучающимся, предусматривает для его подготовки использование сети Интернет.
Грамотно организованный урок - это не только технология, но и позитивный психологический климат. Современные технологии обучения помогают построить урок так, что у ребенка уходит чувство страха, стимулируется успех, оптимизм и вера в свои силы и способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В.К.Шумный, Г.М.Дымшиц.
2. Общая биология. Тесты. Вопросы, задания. В.Б.Захарова, А.Г.Мустафина.
3. Биология 10-11.Практикум. Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина и др.
4.Учебное электронное издание “Лабораторный практикум.Биология 6-11 класс”
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Стихотворение, которое помогает запомнить последовательность фаз митоза.
Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз,А как он протекает? – это главный вопрос.Об этом не скажешь ведь в двух словах,Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах. Интерфаза длится дольше, чем само деление,Очень быстро происходит ДНК удвоение.Идет биосинтез, активны ферменты.Клетка растет, образует органоиды и элементы
Затем следует митотическое деление,Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.Внимательно на них ты посмотри.Каждая фаза как член большой и дружной семьи.
Глава семьи – папа (всем ясно сразу),И первая фаза митоза - профаза.Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,Но на этом рано еще ставить точку.Хромосомы укорачиваются, утолщаются,В компактные формы превращаются.И затем без промедления - Появляются нити веретена деления.
Мама - солнышко наше, тепло, доброта. Метафаза – вторая фаза митоза всегда. Дети для мамы равны без дозатора,Хромосомы лежат в области экватора
Дочка - Аня в семье- просто принцесса.Анафаза – третья фаза процесса.Убедиться в этом ты можешь сам - Нити веретена деления оттягиваютхроматиды к различным полюсам. Сынок в семье Толя – ну, как по заказу Четвертая фаза митоза – телофаза.Хромосомы раскручиваются, у них выход один - Снова превратиться в хроматин.После деления цитоплазмы и органоидов клетки,Появляются две прелестные, чудные детки.Имеют диплоидный набор дочерние клетки и в точности похожи на материнскую клетку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Амитоз.
Митоз - наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретено деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению.
Для пометок
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Тестовое задание для первичного закрепления изученного материала
1. Отметьте неверный ответ.
Прививки используют для размножения растений, так как:
а) это более быстрый способ, чем выращивание из семян;б) при этом сохраняется желаемый набор признаков;в) образующиеся растения сочетают в себе признаки обоих родителей.
2. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки?
а) жизнь клетки в период ее деления;б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;в) жизнь клетки в период интерфазы.
3. Митоз – это основной способ деления:
а) половых клеток;б) соматических клеток;в) а + б.
4. В профазе митоза происходит:
а) удвоение содержания ДНК;б) синтез ферментов, необходимых для деления клетки;в) спирализация хромосом.
5. В анафазе митоза происходит расхождение:
а) дочерних хромосом;б) гомологичных хромосом;в) негомологичных хромосом; г) органоидов клетки.
6. В какой из фаз митоза происходит утолщение (спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и образуется веретено деления?
а) анафазе;б) телофазе;в) профазе;г) метафазе.
7. Хромосомы расположены в одной плоскости в центре клетки (на экваторе). К каждой из них в области центромеры присоединены с двух сторон нити веретена. Это характерно для фазы митоза:
а) профазы;б) метафазы;в) анафазы;г) телофазы.
8. Репликация происходит в
а) профазе;б) метафазе;в) интерфазе;г) телофазе.
9. Деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в:
а) профазе;б) метафазе;в) анафазе;г) телофазе.
10. Биологическое значение митоза заключается в:
а) строго одинаковом распределении между дочерними клетками материала цитоплазмы и ядраб) увеличении числа клетокв) а + б
Ответы к тесту: 1– в; 2– б; 3– б; 4– в; 5– а; 6– в; 7– б; 8–в; 9–в; 10–в.
Критерии оценки: 100%–85% – 5, 84–75% – 4, 74–50% – 3, 49% –2.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515
13PAGE 15