Литературная игра по сказкам Ганса Христиана Андерсена


Г. Х. Андерсен. Литературная игра по сказкам
План игры:
Вступительное слово учителя.
Разминка «Вопрос-ответ».
Составь слово.
Кто есть кто?
Конкурс капитанов. Тест.
Найди соответствия.
Конкурс знатоков.
Так начинаются сказки.
По страницам «Снежной королевы».
Слово не воробей…
Ход игры:
Вступительное слово учителя. Учитель приветствует команды-участницы. Рассказывает о Г. Х. Андерсена ИЛИ можно заранее дать задание одному из учеников подготовить библиографический рассказ о писателе.
Разминка «Вопрос-ответ». Вопросы отпечатаны на карточках. Команды вытягивают их поочередно. Если команда не дала ответа, за дополнительный балл команда-соперник может предложить свой вариант ответа.
Какого цвета кафтан у Оле-Лукойе? (нельзя сказать, так как кафтан отливает то голубым, то зеленым, то красным).
Какие зонтики носит с собой Оле-Лукойе? (зонтиков два: один с картинками, другой – простой и гладкий).
Почему, когда Оле-Лукойе подымается по лестнице, его шагов почти не слышно? (потому что он снял обувь и на ногах у него одни чулки).
Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса, выскочившая из-под мостков? (крыса потребовала паспорт).
Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же? (она была ростом с дюйм. Отсюда и название сказки).В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. А кто пошёл отворять? (отворять пошёл старый король).
В сказке «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими? (у первой собаки глаза словно чайные чашки, у второй – как мельничные жернова, а у третьей – с круглую башню каждый).
Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки «Русалочка»? (хозяйством его заправляла старуха-мать).
Сколько принцесс было в подводном царстве, которое описывает Андерсен в сказке о русалочке? (шесть принцесс).
Мать морского царя носила особые отличительные знаки на хвосте. Какие? (целую дюжину устриц).
Сколько устриц носили вельможи морского короля? (вельможи имели право носить только по шесть устриц, и не более того).
По какому признаку догадалась высидевшая странное яйцо утка из сказки «Гадкий утенок», что её непохожий на утят сын всё-таки не индюшонок? (он не боялся воды, хорошо гребет лапками и при этом прямо держится).
Составь слово. Команды получают одинаковые наборы букв, из них составляются слова. Команда, правильно составившая слова первой, получает дополнительный балл.
СВОЙОЛЕ, АДНЕНРЕС, ШАПТСУАК, ВОГНОИ, ЯДНАИ.
Правильные ответы: Андерсен, пастушка, соловей, огниво, Дания.
Кто есть кто? По отрывку из произведения отгадать героя и название сказки. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
«… была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста…» (танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»).
Носили на груди звезду, сбоку гремела сабля, писали на золотых досках алмазными грифелями. (11 братьев из сказки «Дикие лебеди»).
Имел козлиные ноги, маленькие рожки на лбу и длинную бороду, его прозвали обер-унтер-генерал-комиссар-сержант Козлоног. (старый шкаф из сказки «Пастушка и трубочист»).
«… была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее…». (маленькая разбойница из сказки «Снежная королева»).
Конкурс капитанов. Тест. Пока команды работают над последующими двумя конкурсами, капитаны команд отвечают на вопросы теста. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Сказки Г. Х. Андерсена. Тест
1). Имя этого сказочного персонажа связано с единицей измерения длины, равной 2,54 см. Как его зовут?
А) Дюймовочка; Б) Мальчик-с-пальчик;
В) Крошечка-Хаврошечка; Г) мужичок с ноготок.
2). С помощью этого предмета можно было вызвать трёх необыкновенных собак: первую с глазами, как чайные чашки, вторую с глазами, как мельничные колёса, и третью с глазами, как круглая башня. Назовите этот предмет.
А) свисток; Б) сотовый телефон;
В) волшебное кольцо; Г) огниво.
3). Благодаря этому удалось найти настоящую принцессу. Только деликатная особа смогла почувствовать это через 20 тюфяков и 20 пуховиков. Что это?
А) кнопка; Б) горошина; В) кирпич; Г) шило.
4). Один бедный принц хотел жениться и послал своей избраннице чудесную розу и соловья. Но его дары были отвергнуты принцессой. Создав чудесные предметы и перевоплотившись в … , принц проучил гордячку. Вспомни, кем стал на некоторое время юноша?
А) колдуном; Б) свинопасом; В) солдатом; Г) лебедем.
5). Чтобы спасти своих братьев и снять с них заклятие, Элиза должна была сплести рубашки-панцири с длинными рукавами из этого растения. Назови это растение.
А) шиповник; Б) чертополох; В) вьюн; Г) крапива.
6). Пение этой птички пленило императора Китая, а потом отогнало от него саму Смерть. Как ты думаешь, какой птице удалось всё это?
А) канарейке; Б) щеглу; В) попугаю; Г) соловью.
7). Героиня этой сказки отдала ведьме свой голос, чтобы обрести ноги и быть рядом с принцем. Её сёстры пожертвовали своими волосами, чтобы избавить девушку от смерти. Назови имя этой героини.
А) Ида; Б) Герда; В) Элиза; Г) Русалочка.
8). Маленькая разбойница, узнав историю Герды, сжалилась над ней и отпустила её, но не одну, а в сопровождении одного из своих животных. Какое животное она освободила?
А) собаку; Б) лося; В) оленя; Г) коня.
9). Вспомни, какой волшебный предмет исполнял эту песенку: «Ах, мой милый Августин. Всё прошло, прошло, прошло, прошло!»
А) трещотка; Б) горшочек; В) золотой соловей; Г) огниво.
10). У этого героя есть волшебные средства – зонтики и спринцовка. Он приходит к детям вечером перед сном. Над послушными детьми человечек раскрывает зонтик с картинками, и им снятся хорошие сны, а над непослушными детьми он раскрывает простой зонтик, и они спят, как чурбаны. Как зовут этого человечка?
А) Карлсон; Б) Оле-Лукойе; В) Гудвин; Г) Старик Хоттабыч.
11). Эта сказка состоит из семи рассказов. Седьмой рассказ повествует о том, что иногда маленькая девочка может свергнуть королеву. Как называется эта сказка?
А) «Снежная королева»; Б) «Дикие лебеди»; В) «Свинопас»; Г) «Огниво».
12). Этот цветок является символом любви и дружбы и упоминается в таких сказках Г. Х. Андерсена, как «Снежная королева», «Дикие лебеди» и «Свинопас». Назови этот цветок.
А) гиацинт; Б) крокус; В) роза; Г) тюльпан.
13). Я думаю, что ты, как и я, любишь сказку про Дюймовочку. Вспомни, кто рассказал Андерсену эту удивительную историю.
А) соловей; Б) лебедь; В) ласточка; Г) Оле-Лукойе.
14). Мстительный тролль заставил его вылететь вниз головой с третьего этажа, отправиться в вынужденное плавание на бумажной лодочке, встретиться с крысой, быть съеденным рыбой, а потом сгореть. Кого постигла такая участь?
А) Кая; Б) Оле-Лукойе; В) оловянного солдатика; Г) Яльмара.
15). В эту сказку случайно попал герой другой истории. Кто здесь лишний?
А) Герда; Б) Кай; В) Русалочка; Г) тролль.
16). Этого героя мы встречаем в нескольких сказках Г. Х. Андерсена. Он смелый, добрый верный, часто побеждает колдунов. Кто он?
А) принц; Б) солдат; В) маленький мальчик; Г) гном.
17). «Убей меня! – сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти». Но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде?
А) утку; Б) лебедя; В) индюка; Г) рыбок.
18). Помнишь ли ты, что нашли утром в камине, после того, как в нем сгорели танцовщица и солдатик?
А) сердечко и розетку; Б) штык и розетку; В) сердечко и штык; Г) штык и голубую ленточку.
19). Давай вместе с тобой прочитаем несколько строчек из сказки «Соловей»: «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все поданные – китайцы. В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского». Назови, из какого материала был выстроен императорский дворец?
А) из мрамора; Б) из стекла; В) из фарфора; Г) из кирпича.
20). «Если ты сложишь это слово, я отпущу тебя на волю и подарю тебе весь свет и пару новых коньков в придачу» - так говорила Каю Снежная королева. Какое слово должен был сложить Кай из льдинок, находясь в чертогах Снежной королевы?
А) вечность; Б) любовь; В) дружба; Г) жизнь.
21). Чтобы Дюймовочка не сбежала, жаба посадила её на лист кувшинки, которая росла посередине реки. А кто помог крошке сбежать от жабы и её сыночка?
А) майский жук; Б) рыбки; В) ласточка; Г) эльф.
22). Эти «сёстры» имели разные судьбы. Одна из них очутилась в трубке и попала в голубиный зоб. Другая полетела на солнце, но упала в канаву. Две ленивицы мечтали заснуть, но их постигла участь старшей сестры. Пятая сестра попала на деревянную крышу, закатилась в щель под окошком чердачной каморки и помогла девочки выздороветь. Из какой сказки эти сёстры?
А) «Снежная королева»; Б) «Пятеро из одного стручка»; В) «Дюймовочка»; Г) «Цветы маленькой Иды».
23). Эта птица для Г. Х. Андерсена – символ красоты и чистоты. В неё превращались прекрасные принцы и некрасивый птенец. Восстанови рассыпанные слова и назови эту птицу.
А) РОВАНО; Б) ВОЛЕСОЙ; В) БЕЛЬДЕ; Г) ИТАС.
24). Эта сказка о людской доверчивости, которая позволила обманщикам оставить человека голым. Как называется эта сказка?
А) «Дюймовочка»; Б) «Свинопас»; В) «Снежная королева»; Г) «Новое платье короля».
25). Этой героине в Копенгагене установлен памятник. Вспомни её имя.
А) Элиза; Б) Герда; В) Дюймовочка; Г) Русалочка.
26). Это необыкновенно умные существа. Их можно научить считать и даже производить простейшие арифметические действия, а особо талантливые птицы могут научиться и «говорить». Поэтому они считаются символом мудрости и ума. Именно эти птицы познакомили Герду с принцем и принцессой. Назови этих птиц.
А) голуби; Б) лебеди; В) вороны; Г) соловьи.
27). Родина Г. Х. Андерсена – одна из стран Северной Европы. А помнишь ли ты её название?
А) Швеция; Б) Норвегия; В) Дания; Г) Финляндия.
БЛАНК ОТВЕТОВ
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1 2 3 4 5 6 7 8 9
А Г Б Б Г Г Г В Б
10 11 12 13 14 15 16 17 18
Б А В В В В Б Б А
19 20 21 22 23 24 25 26 27
В А Б Б В Г Г В В
Найди соответствия – составь сказочную пару. За каждую правильно составленную пару по 1 баллу.
Кай трубочист
танцовщица ласточка
ДюймовочкаГерда
Снежная королева зеркало
Конкурс знатоков. Выходят по одному представителю от команды. По жребию вытягивают вопросы. Если один знаток затрудняется ответить, право переходит к другому, давая возможность заработать для команды дополнительный балл. Вопросы отпечатаны на карточках.
Задание знатоку команды 1
Героиня этой сказки «была хороша», «более умного, прелестного лица» невозможно было представить, она казалась совершенством; она взвилась на темное свинцовое облако вместе с мальчиком и понеслась вперед над лесами, морями и землей; она жила в белых чертогах и имела единственное и лучшее зеркало в мире. («Снежная королева»).
Эта сказка о солдате, который победил ведьму, после чего зажил весело, ходил в театры, ездил кататься в королевский сад, к нему на свидание приезжала принцесса верхом на собаке, а потом народ избрал его своим королем. («Огниво»).
Задание знатоку команды 2:
Герой этой сказки «ужасно велик и совсем непохож на остальных», все считали, что «хорошо бы его переделать», у него доброе сердце, а «теперь все говорят, что он прекраснейший» среди всех остальных. («Гадкий утенок»).
Эта сказка о мошенниках, которые затеяли грандиозное мошенничество, сделав ставку на то, что ни один человек на свете не захочет выглядеть глупым перед другими людьми; блефовали перед главой государства и кабинетом министров, едва не одурачили целый город; не учли того, что устами младенца глаголет истина, и были разоблачены («Новое платье короля»).Задание знатоку команды 3:
Герой этой сказки имеет родного брата, которого люди зовут Смертью; получает немало выгодных предложений от пожилых людей, но ни к кому не приходит за деньги; детей же посещает каждый вечер, владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от дождя и солнца. (Оле-Лукойе).
Эта сказка о любви двух, которые были «оба из фарфора», «были отличной парочкой, оба молоды… и оба одинаково хрупки»; «любили друг друга, пока не разбились». («Пастушка и трубочист»).
Так начинаются сказки. По началу сказки отгадайте её название.
«Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, только настоящую». («Принцесса на горошине»).
«В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там». («Русалочка»).
«Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь уж пожелтела, овсы зеленели, сено было сметано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски – он выучился этому языку от матери». («Гадкий утёнок»).
«Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку». («Огниво»).
«Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени…». («Пастушка и трубочист»).
«Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь». («Снежная королева»).
По следам «Снежной королевы». За каждый правильный ответ по одному баллу.
Какая лампа была у лапландки? (жировая).
На чём написала она письмо финке? (на сушёной треске).
Какого цвета было северное сияние? (голубого).
Какую силу просил у финки для Герды олень? (силу 12 богатырей).
В чём, по мнению финки, сила Герды? (в том, что она невинный милый ребёнок).
Где должен был оставить олень девочку? (у куста, покрытого красными ягодами).
Чем были особенно страшны снежные хлопья? (они бежали по земле и были живые).
Какую молитву читала Герда? (Отче наш).
Кто помог Герде добраться до чертогов Снежной королевы? (ангелы).
Какое слово должен был сложить Кай? (вечность).
Что обещала подарить Каю Снежная королева? (коньки).
Что стало с вороной во время отсутствия Герды? (она овдовела).
Слово не воробей… За каждый правильный ответ по одному баллу.
Русская пословица говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с Вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из персонажей принадлежит следующие афоризмы?
«А король-то голый!» (ребёнок, «Новое платье короля»).
«Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься». (Крот, «Дюймовочка»).
«Да, позолота-то сотрётся, Свиная ж кожа остаётся!» (Стены, лоскуток свиной кожи, «Старый дом»).
«Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас». (Розовый куст, «Улитка и розовый куст»).
«Оглянуться не успеешь, как уж песенки конец». (Колья изгороди, «Лён»).
«Как добры все люди и животные!» (Герда «Снежная королева»).
«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца». (автор, «Гадкий утёнок»).
«Я слишком тонка, я не создана для этого мира!» (штопальная игла, героиня одноимённой сказки).
«И в щепке порой скрывается счастье». (токарь, «И в щепке порой скрывается счастье»).
Ведущий благодарит учащихся за игру.
Жюри подводит итоги. В это время можно продемонстрировать ролик, состоящий из эпизодов сказок Г. Х. Андерсена. Далее объявление результатов и награждение.