Имя прилагательное, систематизация и обобщение изученного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шебалинская средняя общеобразовательная школа имени Л.В.Кокышева»
















Учитель: Яремчук Оксана Владимировна





1

Тема: Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного.

Цели: - Систематизировать и обобщить знания по разделу «Имя прилагательное»;
- Развивать умение грамотно выражать мысли в устной и письменной формах;
использовать прилагательные в качестве изобразительно- выразительных
средств; обучать умению трансформировать, дополнять и моделировать
текст;
- Воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Вид урока: урок – экскурсия.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, маршрутные листы, фотографии,
карта Республики Алтай, карта Шебалинского района, карточки
морфологического разбора прилагательного.



Ход урока.

Этапы урока
Содержание
Примечания

1. Орг. момент
(1 мин.)






2. Вступительное слово учителя.
(1 мин.)







3. Разъяснение работы.(1 мин.)
Приветствие.
Сообщение цели урока: -Сегодня на уроке мы обобщим знания по изученной теме «Имя прилагательное».
Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях. (Шестое марта, Классная работа, Повторение).


- Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по Республике Алтай, по районам республики и, конечно же, по Шебалинскому району. Я буду вашим гидом и постараюсь показать и рассказать о многом интересном. Моим помощником будет имя прилагательное, потому что без него невозможно описать всю красоту нашей малой Родины.

- В пути нам понадобится маршрутный лист, в котором вы должны отмечать, какие знания
Раздать проверенные рабочие тетради. Проверить подготовку к уроку: наличие учебных принадлежностей.
Слайд 1(тема)

Слайд 2(карта РА)








Раздать каждому ученику


2





















4. Работа по теме урока.





А) имя прилагательное как часть речи.
(3 мин.)
показали на остановках. Запишите свою фамилию, имя на маршрутных листах. В маршрутных листах под номерами указаны темы. К некоторым темам приведен практический материал, над которым вы будете письменно работать. В столбце «оценка» вы будете тремя цветами раскрашивать кружки. Помните, если вы хорошо знаете тему и безошибочно выполнили практический материал, значит, экскурсионному автобусу светит зелёный огонёк, который говорит «Вперёд!» Кружок закрашиваете зелёным цветом. Если вы затрудняетесь, делаете ошибки, то мигает желтый свет, говорит «Внимание!» Кружок закрашиваете желтым цветом. Вы не знаете правила, допускаете много ошибок, тогда загорается красный сигнал «Стоп!» Кружок закрашиваете красным цветом.

- Я приглашаю вас занять места в экскурсионном автобусе. В поездке вы должны быть очень внимательны, так как по окончании экскурсии вам нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Итак, в путь!


- Республика Алтай находится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии.
Прослушайте текст. Он перед вами на экране и в маршрутных листах:
В месте, среди гор, под небом расположена Республика Алтай. Где ещё можно увидеть такие просторы, цветение трав, поля, реки?! Эта земля . Лучи солнца озаряют отблесками её поверхность. В небе парят птицы. В лесах водятся животные. Здесь дышишь воздухом. ветерок касается цветов, деревьев, и они поют песню о нашей стороне.
- Смог ли автор передать прелесть этой земли, описать её красоту и неповторимость?
маршрутный лист.
Слайд 3 (образец маршрутного листа)







Слайд 4 (кружки и их цвета).







Слайд 5 (карта РА и автобус)










Слайд 6 (текст)


3























Б) словарная работа (2 мин.)








В) Различение на письме суффиксов –к- и -ск-. (3 мин.)
Почему? (нет, так как нет красочных прилагательных).
- Имя прилагательное – очень важная часть речи. Без неё мы не сможем детально описать что-либо, кого-либо. А что такое имя прилагательное? Расскажите правило друг другу.


- Неужели наш текст так и останется без прилагательных, словно птица без крыльев? Помогите передать красоту и своеобразие нашей республики, вставьте прилагательные вместо точек. Учтите, что прилагательные даны в скобках в И.п., ед. ч., м.р. Правильно согласуйте их с существительными.

- Прочитайте текст, который у вас получился.

- Закрасьте кружок в задании №1, оцените свои знания.


- Откройте учебник на стр.138. Запишите слова в рамочках в словарики, определите ударение, обозначьте орфограммы. Составьте с одним из прилагательных предложение и запишите во вторую графу словаря.





- Обратите внимание на территориальное деление Республики Алтай. Сколько районов в республике? (10). Назовите их. (Чойский, Турачакский, Майминский, Чемальский, Шебалинский, Онгудайский, Усть-Канский, Улаганский, Усть-Коксинский, Кош- Агачский).
-Названия районов- это имена прилагательные. Какой суффикс они имеют? (-ск-)
- Почему в данных прилагательных пишется суффикс –ск-? В каких случаях пишется суффикс –к-? (правило)





Работа в парах (пересказ правила)
Спросить одного ученика правило.





Устная работа с текстом.

Опрос одного из учащихся. Слайд 7(фото природы)



Работа с учебником на стр. 138.
Слайд8(слов.слова)
Работа в словариках.
Опрос одного ученика.


Слайд 9 (карта РА)
Слайд 10 (районы)





Опрос учеников.


4













Г) определение рода, числа и падежа имени прилагательного.
(5 мин.)

























Д) Степени сравнения прилагательных.
(4 мин.)
- В маршрутных листах найдите тему № 2. Вам даны словосочетания, запишите их в тетрадь, обозначьте условия выбора суффиксов –к- и –ск-.
-Проверим выполнение задания.


- Оцените свои знания, закрасьте кружок соответствующим цветом.



-Первые районы, которые посетим -Усть-Канский и Онгудайский.
Прочитаем текст:
Онгудайский район расположен в центральной части республики. Районный центр- село Онгудай- основано в 1626 году. На территории района расположены курганы и наскальные рисунки.
Усть-Канский район расположен в западной
части республики. Районный центр- село Усть-Кан- основано в 1876 году. Леса в районе занимают около 35 процентов площади, и представлены в основном лиственницей. Район также известен своими охотничьими угодьями. Идёт разработка отдельных россыпей золота.
- Запишите предложения с выделенными прилагательными. Простым карандашом над прилагательными подпишите род, число, падеж.
- Проверим выполнение работы.
- Оцените свои знания в маршрутном листе №3, закрасьте кружок.



- Следующий район, который мы посетим – Усть –Коксинский.
- Прочитаем текст:
Районный центр – Усть-Кокса- основано в 1807 году. На территории района находится самая высокая белоснежная гора Белуха (4506 м.), которая является высочайшей

Работа ученика у доски.











Слайд 11 (показ фото районов)

Слайд 12 (текст)
Чтение текста учителем.











Самостоятельная работа учеников.


Опрос учеников.





Слайд 13 (текст)







5

















Физ.минутка
(2 мин.)
Е) Разряды имен прилагательных.
(3 мин.)




















Ж) одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
(5 мин.)
точкой Сибири. На территории района расположено 439 озёр. Более крупные из них: Тайменье, Мультинские, Кучерлинские, Шавлинские.
- В какой степени употреблены выделенные прилагательные? (самая высокая- составная превосходная, высочайшей- простая превосходная, более крупные- составная сравнительная).
- Выполните задание №4 в маршрутных листах.
- Проверим выполнение задания.
- Оцените свои знания, закрасьте кружок.

----------------------------------------------------------

А сейчас посетим Турачакский район. Прочитайте текст:
Районный центр – село Турачак – основано в 1864 году и расположено на правом берегу реки Бия. На территории района расположено Телецкое озеро (площадь около 230 кв. км.) оно является крупнейшим резервуаром чистой пресной воды. По берегам рек, питающих Телецкое озеро, расположены хвойные и лиственные леса.

- Определите разряд выделенных имён прилагательных. (чистой- качественное, хвойные, лиственные- относительные)
- Выполним задание №5 в маршрутных листах.
- Оцените свои знания, закрасьте кружок.



- Направляемся в Улаганский район и Кош-Агачский районы. Прочитаем текст:
Улаганский район. Районный центр- село Улаган, основано в 1765 году. Основные виды производства: лесозаготовка, мясное скотоводство, садоводство, сбор лекарственного сырья. В Улаганском районе находятся известные Пазырыкские курганы. Найденные там изделия, относящиеся к






Опрос одного из учеников.


Работа у доски одного ученика.





Слайд 14(текст)











Опрос ученика.

Работа одного ученика у доски.





Слайд 15 (фото районов)

Слайд 16 (текст)






6























З) Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
(5 мин.)


















И)
морфологический разбор имени прилагательного.
(2 мин.)
VIII- III вв до н.э., находятся в фондах Эрмитажа в г. Санкт- Петербурге, удивляя посетителей культурой скифов- пазырыкцев – создателей алтайского звериного стиля.
Кош-Агачский район. Районный центр- село Кош-Агач- основано в 1801 году. Район расположен в южной части республики. На юге проходит государственная граница с Монголией и Китаем, на востоке с республикой Тыва.
- Назовите в выделенных прилагательных суффикс. Объясните постановку –н- и –нн- в суффиксах прилагательных.
-Выполним задание №6 в маршрутных листах.
- Проверим выполнение задания.
- Оцените свои знания, закрасьте кружок.


- Переместимся в Чемальский район, который расположен в центральной части Республики Алтай в горно-степной зоне. Районный центр- село Чемал- основано в 1885 году. Чемальский район является самым «молодым» районом. Он был образован в 1992 году в ходе административно-территориальной реформы- в результате разделения Шебалинского района. Чемальский район расположен в низкогорной лесной зоне Северного Алтая. В Чемальском районе расположено Ороктойское месторождение мрамора. Мраморы голубовато-серые и пестроцветные, розовато-лиловые, мелкозернистые.
- Запишите выделенные прилагательные, объясните дефисное и слитное написание. Расскажите правило.
- Оцените свои знания в маршрутных листах №7, закрасьте кружок.

- А теперь разделимся на две группы, одна группа- 1 вариант- отправится в Чойский район. Вторая группа- 2 вариант- отправится












Опрос одного ученика.

Самостоятельная работа учеников.
Опрос ученика.



Слайд 17 (текст)



















Работа у доски.

Опрос учеников



Слайд 18 (районы)



7























К) не с прилагательными.
(5 мин.)


















5. Подведение итогов урока.
(2 мин.)
в Майминский район. Каждая группа изучит самостоятельно свой район, т.е. выполнит задание, и на следующий урок отчитается за него. Это будет ваше первое домашнее задание. У каждого есть карточка морфологического разбора слова, вам её нужно будет только заполнить. Но прежде запишите свои прилагательные.
Текст:
Чойский район. Районный центр- село Чоя, основано в 1876 году. В районе проживает коренное население- тубалары. Они относятся к северному этносу алтайского народа.
Майминский район. Районный центр- село Майма, основано в 1810 году. Район богат гранитами.


- И, наконец, мы добрались до Шебалинского района. Территория района- 3795 кв.км. Село Шебалино является районным центром, основано в 1833 году. Шебалино расположено в северо-западной части республики. Главная река Сема протекает вдоль села. Рельеф села гористый. Климат резко континентальный. Самый холодный месяц январь, самый жаркий- июль. Кедровые леса произрастают в южной части села; лиственничные, березовые, еловые леса растут по горным склонам. Животный мир богат и разнообразен.
- Выделенные прилагательные даны в задании №8 в маршрутных листах. Правильно употребите не с прилагательными.
- Проверим выполнение задания.
- Оцените свои знания, закрасьте кружок.


- Вот и закончилась наша экскурсия по Республике Алтай. Какие знания вам понадобились, чтобы совершить нашу экскурсию?
- Какие орфограммы мы сегодня повторили?





Карточка разбора у каждого ученика.



Слайд 19 (текст)



Выписать предложения из текста на экране.




Слайд 20 (карта района)


Слайд 21 (текст)









Самостоятельная работа учеников.

Опрос учеников.



Слайд 22 (фото Алтая)

Опрос учеников.

8




















6. Оценивание.
Домашнее
задание.
(1 мин.)
- Для чего нам необходимо знание имени прилагательных и умение использовать их в речи?
-Вы все смогли оценить свои знания по теме «Имя прилагательное».сдайте маршрутные листы на проверку. Работу по устранению выявленных недочётов вы проведёте дома, повторив правила.
- Расскажите о своих впечатлениях от экскурсии по Республике Алтай?


- Посмотрите на фотографии. Вам удалось передать своеобразие и красоту нашей республики. Она окрасилась яркими, сочными красками. Я надеюсь, что Алтай открылся вам по-новому, стал вам ближе и роднее. Давайте любить нашу малую Родину, заботиться о ней, гордиться ей.


- Запишите домашнее задание: выполнить морфологический разбор прилагательного на карточках, повторить все правила, подготовиться к контрольной работе.


Урок окончен!




Собрать маршрутные листы.






Показ фотографий с изображением природы, сёл Республики Алтай.
Слайд 22, 23, 24.




Слайд 25 (запись д/з)


Имя прилагательное.
Систематизация и обобщение
изученного.(урок - экскурсия)6 класс15