Конспект урока по русскому языку Обобщение и повторение по теме Лексика.Фразеология. Культура речи.
Урок русского языка в 6-м классе. Обобщение и повторение по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи».
Цели и задачи урока.
Образовательные:
Повторить и обобщить тему «Лексика. Фразеология. Культура речи»;
Способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по разделу;
Закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.
Развивающие:
Повышать творческую активность учащихся;
Развивать логическое мышление учащихся;
Воспитывать навык самостоятельной работы со справочной литературой;
Совершенствовать грамматический строй речи, воспитывать чуткость и внимательность к слову.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к родному языку;
Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Тип урока: урок обобщения, закрепления и применения знаний на практике.
Форма урока:
урок-игра с защитой проектов
Оборудование:
компьютер;
диск «Русский язык. 5 класс.» Под редакцией О. И. Руденко-Моргун.
ученическая презентация Power Point (диск прилагается);
«Словарь диалектизмов села Тёплова» (прилагается)
рисунки с изображением животных, жетоны;
сигнальные карточки;
распечатки тестов, заданий;
План урока:
Этапы урока
Временная реализация
1. Оргмомент
1 мин.
2. Постановка целей и задач.
1 мин.
3. Проверка домашнего задания.
5 мин.
4. Защита первого проекта. Презентация и торжественное возложение на полку со словарями в кабинете русского языка и литературы «Словаря диалектизмов села Тёплова».
6 мин.
5. Игра «Знаете ли вы?» (Обобщение и повторение изученного)
5 мин.
Повторение терминов.
2 мин.
Выполнение тестов.
5 мин.
Замена устаревших слов синонимами.
1 мин.
Работа со словарями.
2 мин.
Физкультминутка.
2 мин.
Вопросы- шутки.
1 мин.
Назови фразеологизм, изображенный на рисунке.
2 мин.
Лексико-орфографический диктант.
5 мин.
6. Защита, обсуждение и оценивание второго проекта. Выступление агитбригады «Берегите наш язык».
6 мин.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей и задач урока - обобщить и закрепить знания по теме "Лексика и фразеология".
3. Проверка домашнего задания (упр. 105).
Фронтальный опрос.
- О чем рассказывается в тексте домашнего упражнения? Как вы озаглавили текст?
- Что мы называем фразеологизмами? Какие фразеологические обороты вы нашли? Какими членами предложения они являются?
- С какими орфограммами вы работали, выполняя домашнее задание?
1-й ученик объясняет правописание орфограмм.
Проверяемая безударная гласная: ценились, сохранялись, деревянных, обозначает;
- непроверяемая безударная гласная: материей, выражение;
2-й ученик объясняет правописание орфограмм.
- соединительная гласная: рукописные
- правописание окончаний прилагательных, глаголов: тонкой, напоминает
- О-Е-Ё после шипящих: кожей, дощечек
Во время устной проверки 3-й ученик выполняет на доске синтаксический и морфемный разбор.
(Три ученика получают оценки)
Защита первого ученического проекта.
Презентация и торжественное возложение на полку в кабинете русского языка и литературы «Словаря диалектизмов села Тёплова».
Сообщение 1-го учащегося на тему «Почему диалектные слова всё реже встречаются в нашей речи».
Диалектизмы всё реже и реже встречаются в нашей речи.Это действительно так. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, выходят из употребления.
Во-первых, этому способствует то, что в школе обучают литературному языку, в который диалектизмы не входят.
Во-вторых, повышается общая культура населения через телевидение, радио, интернет. Люди слышат образцы литературной речи и уходят от местных словечек. Ну кто сегодня станет говорить «лукнуть» вместо «бросить». Не поймут ведь!
Ещё одной очень важной причиной всё более редкого употребления диалектизмов является тот факт, что люди в сельской местности уже не живут изолированно. Выпускники школ продолжают учиться в институтах. Юноши служат в армии. Люди из сельской местности ездят в города на работу, лечение и т. д. Развитие общества идёт в направлении стирания различий в культуре городского и сельского населения. Язык же развивается вслед за обществом. Везде начинает преобладать литературный язык, а диалектизмы, как непонятные для других слова, начинают исчезать. В сёлах, где всегда были распространены диалектизмы, люди стараются говорить на общедоступном языке понятными всем словами.
2. Сообщение 2-го учащегося о бережном отношении к диалектным словам.
Владимир Иванович Даль, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» советовал писателям современникам: «Изучать нам надо народный язык, спознаться через него с духом родного слова»
Создание нами словаря тёпловских диалектизмов – это проявление любви и уважения к своей малой родине, людям, живущих рядом с нами на одной земле, к нашим предкам. Это выражение любви к своему родному языку, живой частичкой которого являются собранные нами диалектизмы нашего села.
Мы согласны с мнением известного языковеда Г. Мельниченко:«Создать областной словарь – это значит сохранить для многих поколений те слова и обороты речи, которые, не будучи зафиксированными, могут или бесследно исчезнуть, или получить иное значение. Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы бы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.
Для науки представляет определенную ценность каждое слово, независимо от того, входит ли оно в литературный язык или является только принадлежностью какого-либо местного говора, ибо оно появилось в речи народа для того, чтобы им обозначить, назвать какую-то частицу действительности (предмет, признак, действие, отношения между людьми и пр.). Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях».
Родные слова.
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугревушка,
Фыпики–снегири;
Дежень,
Воркуны воркуны вне закона
Слова исчезают, как пестери ,
Как прясницы и веретена
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой,
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?
Сообщение 3-го ученика об использовании диалектизмов в хужожественных произведениях.
С диалектными словами мы нередко встречаемся в художественных произведениях, они дают возможность писателю правдивее изобразить действительность, полнее раскрыть характеры героев. Диалектизмы в художественном произведении – эмоционально окрашенные слова.
Диалектизмы в своих произведениях использовали Н.Гоголь, А.Некрасов, И Тургенев, Л.Толстой, А.Чехов, С. А. Есенин.
«В хате» Сергей Есенин
Пахнет рыхлыми драченами;У порога в дежке квас,Над печурками точенымиТараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,В печке нитки попелиц,А на лавке за солонкою Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,Нагибается низко,Старый кот к махотке крадетсяНа парное молоко.
Квохчут куры беспокойныеНад оглоблями сохи,На дворе обедню стройнуюЗапевают петухи.
А в окне на сени скатые,От пугливой шумоты,Из углов щенки кудлатыеЗаползают в хомуты.
Созданию деревенского колорита способствует употребление диалектизмов, точных, метких и ярких слов. Чтобы узнать значение некоторых из них, современному читателю придется обратиться к словарю. Например, дежка – это кадушка для теста, кваса; драчены – запеченные лепешки, делающиеся из картофеля или пшеничной каши; попелица – зола; махотка – горшок, в котором хранится квас или молоко.
4. . Демонстрация «Словаря диалектизмов села Тёплова»
Торжественное возложение «Словаря диалектизмов села Тёплова» на полку со словарями в кабинете русского языка.
5. 5-й ученик. Заключение.
Слова В. Белова:
«Да, все изменится: дома и дороги, поля и речки. Я знаю об этом. И если будет лучше старого, я ни о чем не стану жалеть. Но почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире».
(«Словарь диалектизмов села Тёплова» прилагается.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Повторение изученного по разделу. Игра «Знаете ли вы?»
Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Неологята» и «Лексиконики» записываются на доске.
Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки).
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.
В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.
Задание 1
Замени буквы цифрами:
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составь слова из цифр:
13,
6,
12,
19,
10,
12,
16,
13,
16,
4,
10,
33.
л
е
к
с
и
к
о
л
о
г
и
я
- Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)
- Что такое лексикон?
- Что такое диалектизмы?
- Какие слова называют профессионализмами?
- Какие слова называют неологизмами?
- Какие слова называют устаревшими?
Задание 2
Индивидуальное выполнение разноуровневых тестов.
Капитаны (сильные ученики) команд проходят электронное тестирование по диску «Русский язык. 5 класс.» Под редакцией О. И. Руденко-Моргун. Задания по группам слов, изученных в 6-м классе и фразеологизмам.
Тесты для учащихся высокого и среднего уровня развития познавательной деятельности.
Какое слово является устаревшим?
А) Пальто;
Б) плащ;
В) шуба;
Г) кафтан.
2. Какое слово является диалектным?
А) Крышка;
Б) загнетка;
В) ведро;
Г) банка.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «устаревшее слово»?
А) Фразеологизм;
Б) неологизм;
В) диалектизм;
Г) архаизм.
4. Указать не эмоционально окрашенное слово.
А) Бесёнок;
Б) зайка;
В) хвостик;
Г) берег.
5. Укажите исконно русское слово.
А). Фильм;
Б) перерыв;
В) антракт;
Г) сеанс.
6. Какое слово сочетается со словом “закадычный”?
А) Враг;
Б) недруг;
В) друг;
Г) стол.
7. Укажите предложение с фразеологизмом.
А) Он понял, что попал из огня да в полымя.
Б) Вслед за дымом показался и огонь.
В) Огонь вспыхнул, но тут же погас.
Г) В печи весело трещал огонь.
8. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.
А) Как прекрасны белые ночи!
Б) Короткую летнюю ночь с непрерывными грозами или зарницами называют воробьиной ночью.
В) Пожар случился темной ночью.
Г) Все происходящее напоминало Варфоломеевскую ночь.
9. Укажите жаргонизм.
А) Хорошо;
Б) Прекрасно;
В) Клёво;
Г) Отлично.
10. Какой из фразеологизмов имеет значение «очень быстро»?
А) Черепашьим шагом;
Б) нога за ногу;
В) еле-еле душа в теле;
Г) во весь опор.
Тесты для учащихся низкого уровня развития познавательной деятельности.
Какое слово является устаревшим?
А) шуба;
Б) кафтан.
2. Какое слово является диалектным?
А) Крышка;
Б) загнетка.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «устаревшее слово»?
А) Фразеологизм;
Б) архаизм.
4. Указать не эмоционально окрашенное слово.
А) Бесёнок;
Б) берег.
5. Укажите исконно русское слово.
А) антракт;
Б) перерыв.
6. Какое слово сочетается со словом “закадычный”?
А) Враг;
Б) друг.
7. Укажите предложение с фразеологизмом.
А) Он понял, что попал из огня да в полымя.
Б) Вслед за дымом показался и огонь.
8. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.
А) Как прекрасны белые ночи!
Б) Короткую летнюю ночь с непрерывными грозами или зарницами называют воробьиной ночью.
9. Укажите жаргонизм.
А) Хорошо;
Б) клёво.
10. Какой из фразеологизмов имеет значение «очень быстро»?
А) Черепашьим шагом;
Б) во весь опор.
Подведение итогов по тестам. Взаимопроверка тестов командами по ключам. Балл получает команда, допустившая наименьшее количество ошибок. Также каждый выполнивший тесты без ошибок получает «5». По желанию выставляются и «4» (при 1 – 2 ошибках). Капитан, имеющий более высокий процент выполнения интерактивных заданий, приносит очко своей команде.
Задание 3. Замените устаревшие слова синонимами:
брадобрей – парикмахер;очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.
Задание 4. Кто быстрее? В толковом словарике учебника найдите:
одно заимствованное слово;
одно устаревшее слово.
Физкультминутка.
Задание 6. Вопросы-шутки:
Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?Как дважды два (знать).
Может ли вопрос заболеть?Да, во фразеологизме «больной вопрос».
Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?Да, во фразеологизме «И след простыл».
Может ли горе быть в жидком состоянии?Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».
Есть ли глаза у правды?Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?Каша.
Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
Может ли правда иметь неприятный вкус?Да, «горькая правда».
Какого цвета бывает тоска?Зеленого; «тоска зеленая».
Задание 8. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Спустя рукава (небрежно, кое-как)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как курица лапой (небрежный почерк)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Море по колено (ничего не страшно)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Волчий аппетит (очень сильный аппетит)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Класть зубы на полку (нуждаться)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Носом к носу (близко столкнуться)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как пить дать (наверняка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Черт дернул за язык (сожалеть о сказанном)
Задание 9. Лексико-орфографический диктант. Члены команд записывают слова по очереди в своём столбце. Слово с ошибкой сразу стирается. Побеждает та команда, которая запишет больше слов.
1. Ограниченное земельное пространство (территория). 2. Устанавливаемое на сцене, съемочной площадке живописное изображение места и обстановки сценического действия (декорация). 3. Прозрачные краски, разводимые водой (акварель). 4. Ряд полок в несколько рядов (стеллаж). 5. Описание жизни (биография).
Подведение итогов, выставление оценок активным участникам игры.
Защита второго ученического проекта. Выступление агитбригады «Берегите наш язык»
Участники проекта: режиссёр, два автора сценария, два артиста.
Цель: повышать культуру речи учащихся, воспитывать бережное отношение к своему языку.
1-й ведущий. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками», завещал нам известный русский писатель И.С.Тургенев.
2-й ведущий. Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у языка есть враги?
3-й ведущий. Конечно, есть. Это бранные слова, слова-паразиты, жаргонизмы.
1-й ведущий. Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести культуру «в массы». И оно так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой.
2-й ведущий. Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа, чисто, в принципе, короче и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал».
3-й ведущий. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными вот, значит, так сказать. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.
1-й ведущий. Ну что ты, блин, мне толкуешь! Или я, блин, не знаю?;
Иду, блин, гляжу, блин, что-то светится, блин (из газеты).
Для того чтобы говорить, человек затрачивает определенное количество энергии. Сколько ее уходит на слова-паразиты?
2-й ведущий. А что такое сленг? (То же, что и жаргон, это буквально: испорченный язык.) Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех. Самый легкий способ напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным, таинственным языком.
3-й ведущий. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:
Я торчу от этой песни (она мне нравится).
Ловлю кайф (получаю удовольствие).
Понтово (получаю удовольствие).
Выделываться (вести себя вызывающе).
Прикол (шутка).
Отпад (замечательно).
Тащиться (быть в восторге).
1-й ведущий. Несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор», тем более непристойная брань, уже на слишком засорят ваше общение. Потому что «болезнь сленга» это все-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным
Интермедия «Поговорим»
Мальчик и взрослый.
- Как дела?
- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Покатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнится. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка!
- А что, там лошадь была??
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай все сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли?! Значит один фитиль
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень длинный подкатил к шкету
- Он на чем подкатил, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета
- У какого шкета?
- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой Ну вот, говорит, дай велик. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.
- Чего, чего?
Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки, а подчас и грубые выражения. Когда ребята писали сочинения о весне, то лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. Прочти, нам, Серёжа, своё сочинение.
Серёжа. Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам.
(Серёжа уходит за дверь и сразу возвращается. Шапка у него сбита набок, в руках расстёгнутый портфель.)
1-й ведущий. Хорошо написал Серёжа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Серёжу.
Серёжа (взмахивает портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда!
(Появляется Миша.)
Миша. Ну как контрольная прошла?
Серёжа. Классно! На все пять! Ну что, Мишка, махнём сегодня в кино? Там, говорят, фильм идёт такой – блеск!
2-й ведущий. Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?
Серёжа. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей. Гудбай! Мы отчаливаем.
3-й ведущий. А как вы думаете, ребята, правильно поступает Серёжа?
1-й ведущий. Великим, могучим, правдивым и свободным называл наш русский язык И. С. Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка, как святыню».
2-й ведущий.
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили;
3-й ведущий.
Крылов и Пушкин, Чехов Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
1-й ведущий.
Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен.
Все.
Овладевайте же литературным языком!
Боритесь за культуру речи!
Заключительное слово учителя:
Много слов на земле.Есть дневные слова, –В них весеннего неба сквозит синева.Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –С ними в плен не сдаются и в плен не берут.Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести.Словом можно продать, и предать, и купить,Слово можно в разящий свинец перелить.Но слова всем словам в языке у нас есть:Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.Пусть разменной монетой не служат они, –Золотым эталоном их в сердце храни!И не делай их слугами в мелком быту –Береги изначальную их чистоту...
Оценивание проекта, суждения ребят-зрителей о качестве проекта.
7. Рефлексия.
Что было трудно на уроке? Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру с использованием фразеологизма или записать по 1 предложению со всеми изученными группами слов и фразеологизмом.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315