Программа по внеурочной деятельности Вежливые ребята


Программа курса
«Вежливые ребята»
Пояснительная записка
Программа курса « Вежливые ребята» для 2 класса реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе. Программа составлена в соответствии с ВГОС НОО.
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04 июля 2016 г. № 258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Примерной основной образовательной программой начального общего образования
Методическими рекомендациями по переходу на новые образовательные стандарты начального общего образования, утверждёнными на заседании Научно-методического совета НМЦРО ЛНР (протокол № 2 от 23.12.2014 г.).
Методическими рекомендациями по организации проектной деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Программой «Планируемые результаты начального общего образования»
Методическими рекомендациями по организации экскурсий и практических работ учащихся начальных классов на уроках курса «Окружающий мир»
Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации.
Главное назначение данной программы- формирование навыков общения и культуры поведения второклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживания, мотива, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Содержание программного материала «Вежливые ребята» перекликается с содержанием тем учебных предметов « Литературное чтение», « Окружающий мир».
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Методы работы:
личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Формы обучения:
групповая, коллективная, парная;
тематические занятия;
игровые уроки;
конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;
подготовка и проведение игр и праздников;
разработка проектов;
организация экскурсий.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Фактически будет проведено 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Речевой этикет
Понятия «этика», «этикет». Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.
Раздел II. Культура поведения
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах, в гостях, за столом.
Раздел III. Я среди людей
Доброе, терпимое отношение к одноклассникам, друзьям, младшим и старшим. Пословицы и поговорки о дружбе и добре. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье. Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций.
Раздел IV. Культура внешнего вида
Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность. Оценка внешнего вида человека. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.
Раздел V. Итоговое занятие
Праздник «Будьте вежливы».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Раздел Количество часов
I. Речевой этикет 11
II. Культура поведения 13
III. Я среди людей 5
IV. Культура внешнего вида 4
V. Итоговое занятие 1
Итого 34
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Личностные результаты:
учащиеся будут учиться:
самооценке, самопроверке;
ориентироваться на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;
понимать чувства других людей и сопереживать им;
соблюдать моральные нормы поведения.
Метапредметные результаты:
адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей;
осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;
осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
адекватно использовать речевые средства общения;
формулировать собственное мнение;
вести диалог;
признавать возможность существование различных точек зрения.
Формы контроля:
Диагностики.
Участие в сценках, диалогах.
Проекты.
Предполагаемые проекты:
Составление памятки о правилах поведения в школе.
Составление сборника пословиц и поговорок о добре, вежливости, дружбе.
Праздник «Будьте вежливы!».
Материально - техническое обеспечение курса «Вежливые ребята»
Компьютер. Проектор.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВО 2-А КЛАССЕ
№ Тема занятия Кол-во
часов Теоретическая часть занятия/
Форма организации деятельности Практическая часть занятия/
Форма организации деятельности Дата по плану Дата по факту
1. Что такое этика и этикет? 1 Рассказ учителя.Понятия «этика», «этикет» Ролевая игра» Мы соблюдаем этикет» 2. Специфика речевого общения. 1 Рассказ учителя. « Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям» Инсценирование отрывков сказок. 3. Роль мимики, жестов и позы в общении. 1 Беседа.Понятия «мимика», «жесты», «поза».Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям Игра « ПОЙМИ МЕНЯ» 4. Вежливые слова 1 Беседа. Содержание понятия « вежливость». Зачем людям нужны правила вежливости. Игра-викторина « Вежлив ли я?» 5. Правила знакомства 1 Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций:
« Первый раз в гостях», « Я в новой школе» 6. Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа 1 Беседа. Знакомство с правилами обращения. Разыгрывание ситуаций. 7. Приветствие и прощание. 1 Рассказ учителя. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. 8. Выражение благодарности. Поздравляем и желаем. 1 Беседа « Умеешь ли ты дружить?» Конкурс на лучшую поздравительную открытку. 9. О сопереживании в радости и в горе. 1 Рассказ учителя « Сопереживание товарищам в радости и в горе» Моделирование ситуаций 10 Общение по телефону 1 Беседа. Понятие «Тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону Ролевая игра « Мы говорим по телефону» 11. Викторина « Вежлив ли я?» 1 Игра-викторина « Вежлив ли я?» 12. Мы на уроке. 1 Беседа «Знакомство с правилами поведения на уроке и в школе» Веселые инсценировки. 13. Зачем нужны перемены 1 Рассказ учителя « Зачем нужны перемены в школах?» Составление правил поведения на переменах. 14. Мы в школьной столовой. 1 Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра « Мы в столовой». 15. Правила поведения на улице. Экскурсия. 1 Знакомство с правилами поведения на улице. Экскурсия по поселку. 16. Правила поведения в транспорте. 1 Беседа « Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте» Ролевая игра « Мы в автобусе» 17. Урок – игра « Я – пассажир». 1 Ролевая игра « Я – пассажир» 18. Правила поведения в общественных местах. 1 Проблемный вопрос: Что такое « общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Разгадывание кроссворда. Моделирование ситуаций. 19. Экскурсия в библиотеку. 1 Экскурсия в школьную библиотеку. « Для чего нужна библиотека?» - коллективное обсуждение. 20. Приглашение гостей. Как вести себя в гостях. 1 Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации « мы в гостях» 21. Умей накрыть стол. Проект « Мы ждем гостей» 1 Проект « Ждем гостей. Сервировка стола» 22. Как выбирать и что дарить? 1 Рассказ учителя « Что и как нужно дарить?» Викторина « Как правильно дарить подарки?» 23. Повседневный этикет. 1 Беседа « Правила хорошего тона» « Путешествие в страну Мульти-Пульти» 24. Викторина « Знаю ли я правила поведения?» 1 Викторина « Знаю ли я правила поведения?» 25. Мой класс 1 Беседа на тему « Я и мой класс» Ролевые игры. 26. Умею ли я дружить? 1 Конкурсная игра « Умею ли я дружить?» 27. Один за всех и все за одного 1 Беседа. «Сила дружбы и взаимопомощи» Иллюстрирование « Мой друг» 28. Самолюб никому не люб 1 Рассказ учителя древнегреческой легенды о Нарциссе. Обсуждение легенды. Моделирование ситуаций 29. Уважительное отношение к старшим и младшим. 1 Беседа. « Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье.»Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. 30. Поговорим о внешнем виде. 1 Беседа. Понятия «я», « Внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость. Ролевые игры 31. Поговорим о внешнем виде 1 Беседа-игра « Встречают по одежке» 32. Каждой вещи свое место 1 Рассказ учителя о домашней спецодежде. Знакомство с рабочим инвентарем для уборки. Мозговая атака. «Порядок проведения основной уборки» 33. Бережливось1 Беседа « Что такое бережливость?» Составление памяток « Бережное отношение к школьным учебникам» 34. Праздник « Будьте вежливы». 1 Праздник вежливости ( КТД)