Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.


Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.


Педагогический совет
Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.
Задачи:
1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.
2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: педагоги
Оборудование: карточки с заданием
Подготовительная работа:
Выбирая летом приоритетное направление работы, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
За это время уже сделано немало:
создана творческая группа,
пройдены курсы повышения квалификация старшим воспитателем и руководителем творческой группы,
проведены семинар-практикум «Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»,
индивидуальные консультации по вопросам педагогов,
круглый стол по вопросу «Методологические основы проектно-исследовательской деятельности в ДОУ»,
приобретена необходимая литература,
проведён конкурс исследовательских уголков,
в методическом кабинете созданы стенды «Практические рекомендации педагогам по организации проектно-исследовательской деятельности»,
разработаны журналы для родителей для совместного проведения экспериментов,
созданы папки для педагогов «Методологические основы проектно-исследовательской деятельности в ДОУ», «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах», «Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду»
создана мини лаборатория, закуплена спецодежда для детей для проведения опытов,
на март запланирован конкурс исследовательских работ «Я-исследователь» между старшими и подготовительными группами, победители этого конкурса примут участие в городской конференции, в которую по нашей просьбе была введена самая маленькая категория участников – воспитанники ДОУ,
Ну а в августе, мы планируем представить накопленный опыт на педагогической конференции.
Ход деловой игры:
- Здравствуйте, уважаемые педагоги, гости, члены жюри, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.
Наша деловая игра будет проходить в 5 этапов:
План:
1.Мотивационно-организационный этап.
2. Теоретико-практический этап.
3. Игровой этап.
4.Исследовательский этап.
5.Заключительный этап.
Правила участия в деловой игре:- соблюдение регламента,- аргументированность участниками каждого принятого решения,- решения должны быть согласованы всей группой,- соблюдение правил дискуссии,
- за членами жюри остаётся решающее слово.
1 этап. Мотивационно-организационный этап
Задание для команд:
Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
Задание для первой команды:
- Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».
Задание для первой команды:
- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого.
- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)
А теперь по одному предложению для каждой команды:
Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.
Мифы об исследовательской деятельности:
 Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
 Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.
 В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.
 Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.
 Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
 Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
 Главный результат такой работы – победа на конференции.
 Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
2 этап. Теоретико-практический этап
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему. Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько:
+ Наблюдение как способ выявления проблем
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как разговаривают рыбы?» Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и
доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.
Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.
+ Задание «Тема одна — сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше
сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д.
При выполнении следующих заданий мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно проранжирован со всех позиций.
+ Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».
+ Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать, например, Когда я нагнулся, то увидел, что это был уж.
+ Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Задание для педагогов:
+ перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы). Все варианты фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)
Предполагаемые ответы:
Ребёнок дома без присмотра взрослых.
Нахождение опасных предметов в свободном доступе.
Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.
Задание для педагогов: выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.
Перед вами известный всем предмет - сахар.
На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.
- Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.
Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы (обсуждаем, жюри оценивает)
3 этап. Игровой этап
Каждой команде старший воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.
1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …
а) результат воспитания и обучения;
б) генетическая предопределенность;
в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».
2. Исследовательское обучение – это …
а) синоним проектного обучения;
б) отличный от проектного обучения вид деятельности.
3. Пять основных общедидактических методов обучения:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
б) последовательно и системно излагающий материал;
в) репродуктивный;
г) проблемное изложение;
д) частично-поисковый (эвристический);
е) исследовательский.
4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…
а) повышенной потребности в ласке;
б) капризах;
в) деструктивном поведении.
5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …
а) левое полушарие;
б) правое полушарие.
6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …
а) изменение отношения к ситуации;
б) изменение самой ситуации;
в) на выбор нового лидера ситуации.
7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, - это …
а) потеря социальных смыслов деятельности;
б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;
в) депрессивное состояние человека;
г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.
8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?
а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.
б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.
в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.
9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…
а) в художественной деятельности;
б) в общении со сверстниками и взрослыми;
в) при изучении природных явлений;
г) во всех видах деятельности без исключения.
10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:
а) воспитание умения следовать инструкциям;
б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;
в) детскую исследовательскую практику;
г) мониторинг
Жюри подводит итоги.
На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.
Творческое задание
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?
Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
Жюри подводит итоги.

этап. Исследовательский этап.
Каждая группа педагогов должна выстроить четкий план работы по организации исследовательской деятельности по интересующей их теме исследования.
Жюри оценивают полноту, конкретность, логику планирования работы.
этап. Заключительный этап
Подведение итогов, вручение сладких призов, обсуждение за круглым столом.
Решение педагогического совета:
Надеюсь, всё, что мы с вами отработали на этом педагогическом совете, на семинарах-практикумах, консультациях, что обсуждали за круглым столом, посвящённым проектно-исследовательской деятельности, вам поможет в участии в совместном конкурсе «Я-исследователь», который мы проведём в марте.
Согласно плану ДОУ провести конкурс 14 марта «Я – исследователь!», к подготовке приступить.
А закончить наш педагогический совет я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!
Список литературы
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002.
Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2007