Открытый урок по биологии 8 класса, школа 8 вид. Тема: Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение.


Класс____8_____
Дата____________2015 г.
Открытый урок.
Тема: Общие признаки земноводных.
Среда обитания и внешнее строение.
Цели:
1. Сформировать знания учащихся о среде обитания и внешнем строении земноводных;
2. Развивать внимание, логическое мышление, учить сравнивать;
3.Воспитывать любовь к природе, животным, воспитывать чувство гуманного отношения ко всему живому.
Оборудование: презентация, дидактические задания, информационные листы.
Тип урока: урок- путешествие.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
-Здравствуйте те, кто весел сегодня! Здравствуйте те, кто грустит!
-Здравствуйте те, кто общается с радостью! Здравствуйте те, кто молчит!
- Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи! У меня в руках маршрутный лист и у каждого из вас есть такой – же . С ними вы будете работать на сегодняшнем уроке .
-Сегодня ребята у нас с вами необычный урок, урок-путешествие, мы отправляемся в путешествие в мир Земноводных. И познакомимся с интересным представителем земноводных животных, а название этого животного спряталось в кроссворде. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем, тему сегодняшнего урока.
2. Повторение ранее изученного материала:
Первая станция:
«РАЗГАДАЙ»
Кроссворд по теме: Общие признаки рыб, среда обитания.
1 СЛИЗЬ
2 ВОДНАЯ
3 ГОЛОВА
4 ЩУКА
5 ЧЕШУЯ
6 СКЕЛЕТ
7 ЖАБРЫ
Вопросы к кроссворду:
Чем покрыто чешуя рыбы снаружи, этот слой уменьшает силу сопротивления воды при движении рыбы? (Слизь)
Назовите среду обитания рыбы? (Водная)
Вспомните, на какие три отдела делится тело рыбы, это туловище, хвост и ………(Голова)
Назовите речную рыбу, живет в озерах, и прудах со стоячей водой, хищник, ее добыча мелкие рыбы, лягушки и даже утки, что это за рыба? (Щука)
Чем защищена кожа рыбы от повреждений? (Чешуя)
Почему рыбу относят к позвоночным животным? Что составляет опору тела рыбы? (Скелет)
Дышат рыбы растворенным кислородом в воде при помощи органов дыхания, которые представлены у рыб чем? (Жабры)
3. Подготовка учащихся к активности и сознательности усвоения знаний:
Вторая станция:
«ОБЪЯСНИ»
Учитель: Проблемный вопрос:
-Ребята как вы думаете, почему лягушку относят к земноводным?
Вывешиваем на доске слово
«ЗЕМНОВОДНЫЕ»
Учитель: Посмотрите внимательно на слово ЗЕМНОВОДНЫЕ, давайте проведем анализ этого слова с точки зрения русского языка,  то мы увидим, что Земноводные – сложное слово, оно имеет два корня: зем- (земля) и вод- (вода). Ребята сделайте вывод, почему лягушку относят к земноводным? (Ответы детей).
Учитель: Правильно, ребята земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше. К земноводным относятся разные виды животных лягушка, жаба, тритон и другие животные. Но мы с вами сегодня более подробно остановимся на представителе земноводных зеленая лягушка.
4. Изучение нового материала:
Третья станция:
«НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ»
Рассказ учителя с использованием анимационной презентации.
Образ жизни лягушки.
Из земноводных у нас чаще всего встречаются зеленые лягушки. Они обитают в реках, озерах, прудах и по берегам водоемов. От водоемов лягушки далеко не отходят и при опасности быстро прыгают в воду.
Лягушки живут почти по всей территории нашей страны, кроме Крайнего Севера Сибири и высокогорных районов. Живут они в сырых местах: в болотах, влажных лесах, на лугах, по берегам пресноводных водоемов или в воде. Поведение лягушек во многом определяется влажностью. В сухую погоду бурые наземные лягушки прячутся от солнца, зато после его захода или в мокрую, дождливую погоду наступает время их охоты. Зеленые лягушки живут в воде или у самой воды, поэтому они охотятся и днем. Питаются лягушки различными насекомыми, главным образом жуками и двукрылыми, но поедают также пауков, наземных и водных брюхоногих моллюсков, а иногда и мальков рыб. Свою добычу лягушки подстерегают, неподвижно сидя в укромном месте.
При охоте главную роль играет зрение. Заметив какое-либо насекомое или другое мелкое животное, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Лягушки хватают только подвижную добычу.
Активны лягушки только в теплое время года. С наступлением осени они уходят на зимовку. Зиму проводят на дне водоемов или же прячутся в ямах, норах грызунов, под кучами камней.
Внешнее строение.
Тело лягушки уплощено, большая плоская голова без резких границ переходит в туловище. В отличие от рыб голова земноводных подвижно сочленена с туловищем. Хотя у лягушки и нет шеи, она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее.
На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками: кожистым — верхним и прозрачным подвижным — нижним. Лягушка часто моргает, при этом влажная кожа век смачивает поверхность глаз, предохраняя их от высыхания. Эта особенность развилась у лягушки в связи с ее наземным образом жизни. Рыбы, глаза которых постоянно находятся в воде, век не имеют. Впереди глаз на голове заметна пара ноздрей. Это не только отверстия органов обоняния. Лягушка дышит атмосферным воздухом, который попадает в ее организм через ноздри. Глаза и ноздри расположены на верхней стороне головы. Когда лягушка прячется в воду, она выставляет их наружу.

При этом она может дышать атмосферным воздухом и видеть то, что происходит вне воды. Позади каждого глаза на голове лягушки заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха — барабанная перепонка. Внутреннее ухо лягушки, так же как и у рыб, помещается в костях черепной коробки.
У лягушки хорошо развиты парные конечности — передние и задние ноги. И те и другие состоят из трех главных отделов, но называются они по-разному. В передней ноге различают плечо, предплечье и кисть. У лягушки кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит). В задней конечности эти отделы называют бедром, голенью и стопой. Стопа заканчивается пятью пальцами, которые у лягушки соединены плавательной перепонкой. Отделы конечностей подвижно сочленены между собой при помощи суставов. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, они играют главную роль при движении. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Передние ноги при этом предохраняют животное от удара о землю. Плавает лягушка, подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимает к телу.
Кожа у всех современных земноводных голая. У лягушки она всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез.
Вода из окружающей среды (из водоемов, дождевая или роса) попадает в организм лягушки через кожу и с пищей. Лягушка никогда не пьет.
Лягушка имеет зеленую окраску тела, что делает ее незаметной на фоне растений. Она помогает лягушке ловить добычу и спасаться от врагов: аистов, цапель, журавлей.
По внешнему виду лягушка сильно отличается от рыбы.
Значение лягушки.
Роль земноводных в природе, они служат пищей многим видам хищных рыб, водоплавающим птицам. На суше ими кормятся змеи, некоторые птицы, ежи, хищные млекопитающие.
Для человека земноводные полезны тем, что уничтожают вредных беспозвоночных, наносящих ущерб сельскохозяйственным культурам (слизней, насекомых и их личинок) и здоровью человека (комаров). Велико значение земноводных как лабораторных животных, используемых в самых разнообразных биологических и медицинских исследованиях
Зимовка лягушки.
Осенью с понижением температуры лягушка становится малоподвижной, забирается под камни, коряги, находящиеся на дне водоемов, зарываются в ил. В таком состоянии они проводят долгую зиму.
5. Физминутка.
Четвертая станция:
«МУЗЫКАЛЬНАЯ» (Звучит музыка )Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю». 1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
2. Земноводные живут в морях. (Да)
3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)
6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)
6.Первичное закрепление изученного материала:
Пятая станция:
«ПРАКТИЧЕСКАЯ»
-Ребята, мы добрались к самой трудной станций! Будьте внимательны! Сейчас каждая группа получает конверт с заданием и готовит сообщение по плану на обороте.
ЭКОЛОГИ:
Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.
Задание: Изучите особенности среды обитания и поведения лягушки. Прочитайте текст учебника на стр. 72-73 и информационный лист.
Подготовьте сообщение для класса, ответив на вопросы:
Задание: «Расскажи о нас»
План:
В каких местах чаще всего встречаются  лягушки?
В какое время года они наиболее активны?
Как передвигается лягушка по суше и в воде?
Чем питаются лягушки?
Где проводят зиму зеленые лягушки?
Значение в природе и жизни человека?
-Ребята, заполните таблицу: Черты приспособления лягушки к водной среде.
плавательная перепонка между пальцев задних конечностей;
глаза и ноздри расположены на возвышении;
голая кожа, богатая железами.
МОРФОЛОГИ:
Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.
Задание: Изучите внешнее строение лягушки. Найдите голову, туловище, конечности. Прочитайте текст учебника на стр. 73- 74 и информационный лист.
Задание: «Расскажи, как мы устроены»
План:
Расскажите об окраски лягушки?
На какие отделы делится тело лягушки?
Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?
Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?Расскажите об особенностях кожи лягушки и какую функцию она выполняет?
Для чего глаза и ноздри лягушки находятся на возвышениях?
-Ребята, заполните таблицу: Черты приспособления лягушки к наземной среде.
выпуклые глаза с подвижными веками - защита глаз от засорения;
слезные железы - увлажнение поверхности глаза;
барабанная перепонка;
кожа покрыта слизью-защита от пересыхания;
передние конечности лишены перепонок.
Итог урока:
-Ну вот ребята и подходит к концу наше путешествие. Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
Лягушек спросили: «О чем вы поете?Ведь вы же, простите, сидите в болоте».Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!
8. Рефлексия: Дерево успеха».
9.Информация о домашнем задании: Прочитать текст учебника на стр. 72-74, ответить на вопросы.
10.Выставление оценок. Команда, занявшая первое место, получают оценку 5 за урок, команда занявшая второе место получают оценку 4 за урок.

Приложение 1
Выступление первой группы экспертов.Многие из «изобретений» земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Однако, сумев освоить сушу, они всё же не порвали до конца связь с водой.Какие признаки в строении лягушек свидетельствуют об этом?1.     Тонкая кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому они живут в сырых местах.2.     У многих лягушек пальцы на задних конечностях соединены плавательной перепонкой.3.     Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через лёгкие и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. На территории СКО в основном обитают представители отряда Бесхвостые. Изучив Красную книгу СКО, следует отметить, что данные представители не занесены в список охраняемых животных. Но амфибии гибнут от последствий хозяйственной деятельности человека, их преследуют дети, и взрослые, безжалостно истребляют. А можно предположить, что произойдет на Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека:1.     Как ограничители численности насекомых.2.     Как кормовой объект пресмыкающихся, птиц, пушных зверей.3.     Как истребитель насекомых – вредителей культурных растений.4.Служат объектом для наукиЭто поистине удивительные создания! 
 Выступление второй группыТело земноводного разделено на голову, туловище и хвост (у тритона), две пары конечностей. Тело покрыто голой кожей, на коже много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется атмосферный кислород, поэтому возможно дыхание через кожу.На голове два выпуклых глаза с веками.     Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными. Имеется пара ноздрей. Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха. Две пары ног. У лягушек задние ноги длиннее и сильнее передних, поэтому они могут передвигаться прыжками. Есть плавательные перепонки.Мышечная система у земноводных сложнее, чем у рыб. Слабо развиты мышцы туловища и хорошо развиты мышцы задних конечностей, что связано со способом передвижения лягушки.Земноводные служат объектами для науки, классическими подопытными животными. В Париже и Токио им поставлены памятники.Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.