Родительское собрание Медиабезопасность школьников
Родительское собрание по теме «Медиобезопасность школьников»
План:
Организационный момент
Цель и задачи собрания
Анкета для родителей
Актуализация темы
Обсуждение незаконных контактов в Интернете, например: груминг, киберпреследования, кибербуллинг и др.
Рекомендации родителям
Памятки родителям
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать».
П.А.Астахов
Цель родительского собрания – обеспечение информационной безопасности школьников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию школьников;
информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);
профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);
предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Идея проведения акции по медиабезопасности принадлежит Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлу Астахову.
Данная инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 30 мая 2011 года на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвящённом вопросам охраны здоровья детей и подростков.
Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.
Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача и семейного, и школьного воспитания.
Анкета для родителей
Безопасность и Интернет
1. Есть ли у вас компьютер?
а) да б) нет
2. Умеете ли вы пользоваться компьютером?
а) да б) нет
3. Как часто ваш ребенок сидит за компьютером?
а) каждый день б) один раз в неделю в) другое (напишите свой ответ) _________
4. Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером в день?
а) один час б) два часа в) другое (напишите свой ответ) ______________
5. Подключен ли ваш компьютер к Интернету?
а) да б) нет
6. Контролируете ли вы выход вашего ребенка в Интернет?
а) нет б) да в) выходите вместе с ребенком
7. Стоит ли на вашем компьютере Фильтр (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)?
а) да б) нет
8. Есть ли у вашего ребенка мобильный телефон?
а) да б) нет
9. Подключен мобильный телефон вашего ребенка к Интернету?
а) да б) нет в) не знаю
10. Подключен ли мобильный телефон вашего ребенка к безопасному (детскому) Интернету ?а) да б) нет в) не знаю
11. Как часто ваш ребенок выходит в Интернет с мобильного телефона?
а) каждый день 1-2 часа б) весь день в) не знаю г) другое (напишите свой ответ)________________________________
12. В каких целях ваш ребенок использует Интернет?
а) поиск информации б) общение с друзьями в) игры г) другое (напишите свой ответ) ___________________________________
13. Какие сайты ваш ребенок посещает чаще всего?
а) не знаю б) если знаете, то напишите какие___________________________________________________________________________
14. Знаете ли вы какая опасность может подстерегать вашего ребенка в Интернете?
а) да б) нет
15. Объясняете ли вы своему ребенку, как безопасно пользоваться Интернетом?
а) да б) нет
16. Сколько лет вашему ребенку?
а) до 10 лет б) 10-12 лет в) 13-14 лет г) старше 14 лет
17. 6. Беседуете ли вы с ребёнком о безопасности в сети Интернет?
а)да, б) нет
18. Считаете ли вы необходимым проводить подобные мероприятия в школе?
а)да, б) нет
Актуальность темы
Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его нет…»
Наше будущее – это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний?
Цель современной школы – подготовка детей к жизни… к жизни в мире, полном огромного объёма информации. Всё более очевидным становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией. Добывать её, воспринимать, анализировать, транслировать.
Безусловно, уважаемые родители, думаю, что вы со мной согласитесь, что каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
Стремительно движется научно – технический прогресс, стремительно растут информационные потребности педагогов и учащихся. Компьютеры уже есть во многих семьях. С их помощью можно работать и изучать языки, играть в увлекательные игры, тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и музеям, не выходя из дома.
Конечно, вы, уважаемые родители, в полной мере осознаёте преимущества, которые несёт в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий.
Но – всё это сопровождается определёнными проблемами. Тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной информатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна.
Удивительно, но факт: школьники испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.
Выработайте «семейные правила» использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете?
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты, например: груминг, киберпреследования, кибербуллинг и др.
Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга:
Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.
Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет - знакомым свои фотографии.
Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу.
Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет - другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.
Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.
Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов
Наиболее опасными видами кибербуллинга считаются киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — видеоролики с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически. Название «хеппислепинг» происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона
Предупреждение кибербуллинга:
Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать.
Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем.
Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички.
Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
Как защититься от кибербуллинга:
Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.
Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенниковКибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое)
Предупреждение кибермошенничества:
Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:
Ознакомьтесь с отзывами покупателей.
Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина.
Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs). Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек. Сравните цены в разных интернет-магазинах. Позвоните в справочную магазина. Обратите внимание на правила интернет-магазина. Выясните, сколько точно вам придется заплатить.
Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет - покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
Как распознать интернет - и игровую зависимость
Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка:
Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальноеобщение с друзьями.
Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
Дети с интернет - зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.
В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.
Рекомендации родителям.
Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное — ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.
Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.
Памятка для родителей.
Младшие подростки, как правило, проходят через период низкой само-оценки; ищут поддержку у друзей и неохотно слушают родителей. Те, кто постарше – ищут свое место в мире и пытаются обрести собственную независимость. В этом возрасте подростки уже полноценно общаются с окружающим миром. Они бурлят новыми мыслями и идеями, но испы-тывают недостаток жизненного опыта. Родителям важно продолжать следить, как в этом возрасте их дети используют Интерне.
Советы по безопасности
Создайте список домашних правил Интернета при участии подростков. Следует указать список запрещенных сайтов, часы нахождения в Сети и руководство по общению в Интернете (в том числе и в чатах).
Держите компьютеры с подключением к Интернету в общих комнатах.
Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются, так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются, используя мгновенный обмен сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
Используйте средства блокирования нежелательного материала (напри-мер, MSN Premium's Parental Controls) как дополнение (не замену) к родительскому контролю.
Знайте, какими чатами и досками объявлений пользуются дети и с кем они общаются.
Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы подростки не общались с кем-то в приватном режиме. Настаивайте, чтобы они никогда не соглашались на личные встречи с друзьями из Интернета без вашего сопровождения на первой встрече (или сопровождения другого взрослого, которому вы доверяете). Объясните, что если виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к заботе подростка о собственной безопасности.
Научите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Познакомьте их с информационно-развлекательный сайтом, для детей и подростков открытом Роскомнадзором. http://персональныеданные.дети/.
Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения. Объясните, что иначе подростки могут нарушить авторские права и тем самым закон.
Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит их или угрожает. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам об этом. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится. Получите дополнительную информацию об обращении с интернет- преступниками и хулиганами. Сообщите о негативном контенте в компетентные органы.
Говорите с детьми о традиционных семейных ценностях, взаимоотношениях между полами, расскажите детям о порнографии в интернете и противоправности ее распространения, направьте их на хорошие сайты о здоровье, вреде ранних половых контактов, предупреждении подростковой беременности.
Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
Возьмите за правило знакомиться с сайтами, которые посещают подростки. Убедитесь, что дети не посещают сайты с оскорбительным содержимым, не публикуют личную информацию или свои фотографии.
Напоминайте детям об ответственном, достойном поведении в Интернете. Ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
Убедитесь, что подростки советуются с вами перед покупкой или продажей чего-либо в Интернете. Обсудите с подростками азартные сетевые игры и их возможный риск. Напомните, что для детей это незаконно.
Если вашим детям угрожает интернет-опасность,
ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ:
Горячие линии и телефоны доверия Ульяновской области
телефоныдоверия.рф›telefon.php?id=175Горячая линия ТФОМС Ульяновской области: 8 800 100-7309. Образование, дети. Информационно-справочная телефонная линия Министерства образования и науки Ульяновской области (телефон доверия): 8 8422 37-01-67.
Линия помощи “Дети Онлайн”
Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” по телефону: 8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный). На линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
Правила безопасного общения в сети:
(http://rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf, http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=535, http://www.staysafeonline.com/, http://www.staysafeonline.org/in-the-home/protect-yourself).Фонд Развития Интернет - http://www.fid.su/.
1 июня 2011 года, в День защиты детей, стартовал
третий Всероссийский конкурс сайтов для детей и юношества "Позитивный контент - 2011"! Сайт конкурса: www.positivecontent.ru. Соорганизаторами "Позитивного контента" стали компания RU-CENTER, Фонд Развития Интернет и Hosting Community.
Центр Безопасного Интернета (Национальный Узел Интернетбезопасности в России) - член Международной сети "горячих линий" по борьбе с противоправным контентом INHOPE – http://www.detivrunete.ru/Как защититься от интернет-угроз. Памятка для школьников, учителей,
родителей.http://rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf.
Памятка для родителей
Для сведения, используемые PEGI логотипы описаний:
Bad Language - Ненормативная лексикаИгра содержит грубые и непристойные выражения.
Discrimination - ДискриминацияПрисутствие в продукте сцен или материалов, которые могут порочить или дискриминировать некоторые социальные группы.
Drugs - НаркотикиВ игре упоминаются нелегальные наркотические вещества или пропагандируется их использование.
Fear - Страх:Материалы игры могут оказаться страшными и пугаюшими для маленьких детей.
Gambling - Азартные игрыВ игре есть возможность сыграть в азартные игры и сделать ставку, в том числе — реальными деньгами.
Sexual Content – Непристойности
В игре присутствует обнажение и/или встречаются сцены с сексуальными отношениями.
Violence - НасилиеИгра изобилует сценами с применением насилия.
Источники
http://www.google.ru/goodtoknow/familysafety/advice/
nra-russia.ru›pic…2016/02/11/01…dlya-roditelej.pdfschool53.centerstart.ru›node/8431school5future.ucoz.ru›media…mediabezopasnosti.pdfnsportal.ru›Школа›Внеклассная работа›…/mediabezopasnostinfourok.ru›roditelskoe-sobranie-kompyuter…protiv…letopisi.org/…s/f/f7/Material-3_Kazanina-anketa.pdf
infourok.ru/…dlya-roditeley-i-uchenikov-bezopasnost