Конспект урока в 6 классе на тему: Клеточное строение листа


Поурочное планирование. Биология– 6 класс
Тема: Строение и жизнедеятельность растений.
Урок № 6
Дата проведения:
Тема урока «Клеточное строение листа»
Цели:
Образовательные:
-- углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;
-- дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);-- дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;
-- проверить знания учащихся по теме «Внешнее строение листа. Листорасположение» и умения работать с тестовыми заданиями.
Воспитательные:-- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческого понятия «причинно-следственная» связь;
-- в целях решения санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления использовать различные методы во время рока;
-- способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Развивающие:
-- продолжить формировать общеучебных умений и навыков;
-- продолжить формировать умение самостоятельного приготовления микропрепаратов и навыков работы с микроскопом;
-- в процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.
Оборудование:
Компьютер с презентацией урока; таблицы: « Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений»; тестовые задания; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), кусочки листа алое, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол). (Можно использовать готовый микропрепарат «Эпидермис листа герани).
Методика: комбинированный урок с использованием тестовых заданий для проверки домашнего задания, практической работы «Клеточное строение листа», самостоятельной работы учащихся с учебником с преобразованием текста (составление таблицы), эвристической беседы.
Ход урока
I. Организационный момент.II. Актуализация знаний. Работа учащихся с тестовыми заданиями в 6 вариантах.
(Варианты в приложении)
III.Изучение нового материала.Клеточное строение растений. Ткани. Беседа учителя с учащимися.

На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений!
Демонстрация 2 слайда презентации. (Разнообразие листьев по форме)
Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают) Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев.
Демонстрация 1 слайда презентации. (Тема и цели урока)
Запись темы урока детьми в тетради, постановка цели учителем перед учащимися.
Демонстрация 3 слайда презентации. (Растительная клетка)
Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Учитель обращается к таблицам). Дети отвечают. Клетки листа различаются по форме и размерам.
С чем связано различие формы и размеров клеток листа? Дети отвечают. Это связано с различием выполняемых функций.
Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям? Дети отвечают. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.
Демонстрация 4 слайда презентации. (Растительные ткани)
Посмотрите на кусочки листа алое, которые лежат у вас на столе. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция? Дети отвечают. Покровная ткань. Ее функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.
Какая ткань находится внутри данного поперечного среза алое? Дети отвечают. Основная ткань – мякоть листа.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
(Желательно учителю проконтролировать материал, который дети нашли для записи, дать комментарий с использованием таблиц и демонстрация 5 слайда презентации-«Устьице с окружающими его клетками»)
Инструкция для учащихся:
Пользуясь текстом), заполните первую строчку таблицы (кожица листа): Клеточное строение листа
Название части листа Название ткани Описание клеточного строения ткани Значение ткани Примечания
Кожица листа (эпидерма)
Укажите сколько слоёв в кожице, какие клетки ее составляют, что такое устьица, из чего они состоят Укажите значение ткани и устьиц Эту колонку заполните вместе с учителем
Мякоть листа (мезофилл) Основная фотосин-тезирую-щаяа) столбча-тая ткань
Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат Эту колонку заполните вместе с учителем на следующем уроке
б) губчатая ткань
Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат
Жилки листа Прово-дящая ткань
ксилема
(древесина) Чем представлена, из каких клеток состоит? Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность
Прово-дящая ткань
флоэма
(луб) Чем представлена, из каких клеток состоит? После заполнения первой строки таблицы (кроме примечания), демонстрация 6 слайда презентации (Лист кувшинки) и решение задачи:
На 1 мм2 листа кувшинки расположено около 600 устьиц. Сколько всего устьиц находится на одном листе кувшинки, если известно, что его площадь составляет 450 см2? На какой части листа будут расположены устьица и почему?
Демонстрация 7 слайда презентации (Растения, листья которых покрыты кутикулой)
Попробуйте предположить: как влияет восковой налет на поверхности листа –кутикула – на испарение воды этим листом. Дети отвечают. Кутикула – дополнительная защита листа и приспособление к уменьшению испарения воды.
Демонстрация 8 слайда презентации (Злаковые растения)
Почему у злаков и некоторых других растений устьица расположены на обеих частях листа? Дети отвечают. Потому, что листья расположены у таких растений вертикально.
Запись «примечания» в таблицу под диктовку учителя
В целом таблица будет выглядеть следующим образом:
Клеточное строение листа
Название части листа Название ткани Описание клеточного строения ткани Значение ткани Примечания
Кожица листа (эпидерма)
Покровная Образована одним слоем живых плотно соединенных прозрачных клеток с утолщенной прозрачной стенкой. На нижней стороне листа расположены замыкающие клетки – парные зеленые клетки, способные менять свою форму, отодвигаясь друг от друга или сближаясь. Образовавшаяся щель называется устьичной. Защита листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Функция устьиц – газообмен листа с внешней средой. Поверхность кожицы покрыта восковой кутикулой, дающей дополнительную защиту. Устьица обычно расположены на нижней части листа, у водных растений – на верхней, у листьев, расположенных вертикально, - на обеих сторонах.Мякоть листа (мезофилл) Основная фотосин-тезирую-щаяа) столбча-тая ткань
Образована плотно прилегающими друг к другу вытянутыми клетками с большим числом хлоропластов.
Фотосинтез, газообмен. Чем больше света получает листовая пластинка, тем более развита у нее столбчатая ткань. У листьев, погруженных в воду или освещенных равномерно с двух сторон, нет четкой дифференциации на столбчатую и губчатую ткань.
б) губчатая ткань
Образована округлыми или неправильной формы клетками с большими межклетниками, заполненными воздухом. В клетках содержатся хлоропласты, но количество их меньше
Газообмен, фотосинтез Жилки листа Прово-дящая ткань
ксилема
(древесина) Представлена сосудами, состоящими из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом. Передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корня к листьям. Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность
Прово-дящая ткань
флоэма
(луб) Представлена ситовидными трубками, образованными живыми клетками, вытянутыми в длину и с множеством мелких отверстий в местах соприкосновения друг с другом. По бокам расположены клетки – спутницы. Проведение растворов сахара из листа ко всем органам растения. Оставшуюся часть таблицы учащиеся заполняют дома, если не успевают на уроке.
Основная и проводящая ткани листа (рассказ учителя с использованием таблиц и демонстрация 9 слайда презентации «Внутреннее строение листа»).

Учитель, используя таблицы, объясняет клеточное строение мякоти листа, обращает внимание на значение межклетников, пластид и проводящих пучков.
IV. Закрепление знаний. Работа в тетради РТПБ
V. Подведение итогов. Домашнее задание.
Прочитать § 30

Читать параграф, знать основные термины. Закончить заполнение таблицы
Приложение:
Презентация к уроку.
Тестовые задания для проверки предыдущего материала по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение».