Рабочая программа УМК Начальная школа 21 век по окружающему миру 2 класс
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 27 имени А.А. Дейнеки"
ПРИНЯТАпедагогическим советом
(протокол от « 29»августа 2014 года №1) УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А.Дейнеки"
от «29» августа 2014 года № 174
Директор
___________________Т.Л. ПанёвинаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
2 класс Б2014-2015 учебный год
Общее количество часов : 68 ч
Составитель: Верёвкина С.В., учитель начальных классов
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальных классов и рекомендована для принятия педагогическим советом (протокол от «28»августа 2014 года №1)
Руководитель методического объединения __________ Годунова Л.Н.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2014 -2015 учебный год разработана и составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373
Примерной программы начального общего образования. М.: Просвещение, 2011г.
Примерной основной образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 имени А.А.Дейнеки»
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 имени А.А.Дейнеки»
Авторской программы под редакцией Н.Ф.Виноградовой(УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) и соответствует ФГОС НОО.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
2. Общая характеристика учебного предмета
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Образовательная задача – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке вдоступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.
Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая задача – решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Во втором классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели).
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса окружающий мир
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающий мир
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение,классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученнойинформации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание идр.).
Планируемые результаты обучения
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся могут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).6. Содержание предмета окружающий мир
Название раздела (темы) Программное содержание Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия)
Введение.
Что окружаетчеловекаЧто такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее
Кто ты такой Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).
Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.
Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность
Кто живёт рядом с тобой Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
Россия — твояРодинаНаша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
Мы — жители Земли Солнечная «семья». Земля как планета жизни Характеристика планет Солнечной системы
ПриродныесообществаСообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения
Природаи человек Человек — часть природы. Правила поведения в природе Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»
Экскурсии В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий). Практические работы Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.
№ Содержание Кол-во часов Кол-во экскурсий Кол-во
практических работ
1. Введение.
Что окружает человека 1 1 2. Кто ты такой 11 3
3. Кто живёт рядом с тобой 6 1
4. Россия — твоя Родина 13 5. Мы — жители Земли 8 6. Природные сообщества 22 7. Природа и человек 2 8. Резерв 5 Итого: 68 7.Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ Дата Тема урока Тип урока Цели урока Результаты
Предметные Личностные МетапредметныеВведение.
Что тебя окружает
1. Что тебя окружает.
Вводный урок Создание условий для уточнения понятий «объект природы», «живая – неживая природа». Называние объектов «живой», «неживой» природы. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
Кто ты такой
2. Я, ты, он, она...
Все мы люди…
Урок изучения нового материала. Создание условий для ознакомления с понятием «физические качества». Рассказ о себе, составление словесного портрета. Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
3. Наши помощники – органы чувств.
Комбинированный урок. Создание условий для уточнения представлений об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства (ощущения)». Называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)». Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
4. Что такое
здоровье?
Урок-исследование Создание условий для организации сравнения понятий «здоровье», «болезнь»; знакомство с правилами здорового образа жизни; составление режим дня. Понимание и воспроизведение нескольких правил здорового образа жизни; составление режима дня.
Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь». Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.
5. Режим дня.
Практическая
работа
«Составление режима дня для будней и выходных».
Урок-практикум. Создание условий для знакомства с правилами организации труда и отдыха. Понимание и воспроизведение правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимание, что такое режим дня, и практическое выполнение его. Способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).
6. Физическая
культура.
Урок применения знаний на практике. Создание условий для знакомства с понятием «физическая культура»; определение значения физической культуры для здоровья человека. Понимание значения понятие «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека. Использование информации для решения учебных и практических задач. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
7. Почему нужно правильно питаться. Урок-проект. Создание условий для знакомства детей с правилами питания; объяснение понятия «рациональное питание (разумное питание)». Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
8. Здоровье и
питание.
Урок-диалог. Создание условий для углубленного знакомства детей с правилами питания; закрепление понятия «рациональное питание (разумное питание)». Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Умение объяснить понятие «рациональное питание (разумное питание)». Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.
9. Умеешь ли ты есть?
Урок-проект. Создание условий для знакомства детей с понятиями «гигиена и культура питания». Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания. Использование информации для решения учебных и практических задач. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
10. Почему нужно быть осторожным.
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы). Урок-практикум. Создание условий для знакомства с правилами поведения во время болезни, правилами безопасного поведения. Понимание и называние некоторых мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Умение определять некоторые опасные предметы, объекты. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических
задач. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
11. Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах». Комбинированный урок. Создание условий для знакомства с понятием «солнечный удар», с правилами пребывания на солнце. Понимание, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических
задач. Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).
12. Можно ли изменить себя.
Урок-исследование. Создание условий для обсуждения проблемы «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодо-левать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа.
Понимание, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. Умение составлять небольшой рассказ по теме. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.
Кто живет рядом с тобой
13. Что такое семья?
Практическая работа «Составление семейного «древа». Урок вхождения в новую тему. Создание условий для знакомства с понятиями: «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Осознание понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье. Воспитание любви к своей семье.
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
14. Труд в семье. Как семья отдыхает?
Урок-проект.
Создание условий для знакомства с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие. Познакомить с понятием «традиции». Понимание понятий «помощь», «обязанность», их различия. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи. Использование информации для решения учебных и практических задач. Воспитание любви к своей семье.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
15. Проверочная
работа.
Контрольный урок.
Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов. Достижение необходимых результатов обучения по программе. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
16. Твои друзья – взрослые и дети.
Урок-праздник. Создание условий для знакомства с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения. Знание понятие «правило», виды правил, основные правила поведения. Воспитание гуманного отношения к людям. Использование информации для решения учебных и практических задач. Владение рассуждением, описанием, повествованием.
17. Твои друзья – взрослые и дети.
Урок-театрализация. Создание условий для объяснения понятий «вежливый», «приветливый», «внимательный»; составление рассказов по сюжетным картинкам и инсценировка ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах. Знание понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный». Умение составлять небольшой рассказ по теме. Принятие норм нравственного поведения в природе. Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
18. О правилах
поведения.
Урок-проект. Создание условий для знакомства с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. Использование информации для решения учебных и практических задач. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
19. О дружбе.
Урок-диалог. Создание условий для организации обсуждения, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты
дружить. Понимать, кто такой друг, что такое дружба. Умение подобрать пословицу и поговорку о дружбе. Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
20. О дружбе.
Настроение.
Урок-практикум. Создание условий для знакомства с понятиями: «мимика», «жесты»; составление памятки «Законы дружбы». Понимание понятий: «мимика», «жесты». Узнавание настроения друг друга по мимике. Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
Россия — твоя Родина
21. Родина – что это значит?
Урок-исследование. Подведение к осознанию понятия «Родина»; раскрытие некоторых возможные формы проявления любви кРодине. Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме. Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир. Владение рассуждением, описанием, повествованием.
22. Родной край –
частица Родины.
Урок погружения в тему.
Создание условий для знакомства с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство. Знание некоторых исторических мест и памятников родного города. Соотнесение информации с имеющимися знаниями. Формирование основ российской гражданской идентичности.
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).
23. Из истории нашей Родины. Экскурсия в исторический музей.
Урок-экскурсия. Создание условий для знакомства с предками русских людей – древними славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями. Понимание, что предками русских людей были славяне. Осознание некоторых особенностей образа жизни древних славян. Понимание, кто такие первые русские князья. Поиск информации, оценивание ее. Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
24. Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия в художественный музей.
Урок-путешествие. Создание условий для знакомства с занятиями древних славян, сравнить труд в городе и в деревне. Называние основных занятий древних славян. Сравнение, соотнесение информации с имеющимися знаниями. Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
Понимание особой роли России в мировой истории. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
25. Зачем человек трудится?
Урок-исследование. Формирование у школьников ответственное отношение к важному обществоведческому понятию: труд – основа жизни. Понимание значения труда. Составление небольшого рассказа по теме. Понимание роли человека в обществе.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
26. Хлеб – главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда. Урок-игра. Создание условий для раскрытия значения хлеба, важности труда земледельца. Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Составление небольшого рассказа по теме. Воспитание уважительного отношения к своей стране.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
27. Как работают в пекарне (на хлебозаводе).
Экскурсия на предприятие.
Урок-экскурсия.
Создание условий для знакомства с профессиями людей, работающих на хлебозаводе; с последовательностью производства хлеба; с машинами, помогающими производить хлеб. Называние профессий людей, работающих на хлебозаводе; знание последовательности производства хлеба; машин, помогающих производить хлеб. Составление небольшого рассказа по теме. Воспитание уважительного отношения к своей стране.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Владение рассуждением, описанием, повествованием.
28. Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта.
Урок закрепления и систематизации
знаний. Обобщение знаний о значении труда в жизни человека. Осознание значения труда в жизни человека. Умение составлять небольшой рассказ по теме. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).
29. О труде фермера и экономиста,
программиста. Урок-диалог.
Создание условий для знакомства с профессиями фермера, экономиста, программиста; выяснить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны. Понимание, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий.
Умение называть несколько профессий. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
30. Города России. Москва. Экскурсия в краеведческий музей.
Урок-экскурсия. Создание условий для знакомства с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким. Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы – Юрии Долгоруком. Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
31. Древние города России.
Урок-проект. Создание условий для знакомства с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода. Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. Составление небольшого рассказа по теме. Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.
32. Мы – граждане России. Народы России.
Виртуальная экскурсия в музей народов России.
Урок-исследование. Создание условий для знакомства с понятиями: «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация. Создание условий для знакомства с разными национальностями людей, живущих в России. Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме. Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
33. Проверочная
работа.
Контрольный урок.
Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов. Достижение запланированных результатов обучения. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
Мы — жители Земли
34. Солнечная
система.
Урок вхождения в новую тему. Создание условий для знакомства с понятием «Солнечная система», с отличием Земли от других планет. Понимание понятия «Солнечная система».
Умение назвать несколько признаков отличия Земли от других планет. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.Формирование основ экологической культуры.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
35. Земля – планета Солнечной системы.
Урок-исследование Создание условий для знакомства с планетами Солнечной системы, с условиями жизни на Земле. Воспроизведение.
Названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа потеме. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
36 Глобус – модель Земли. Практическая работа с глобусом. Формирование представления детей о глобусе как о модели Земли, расширить знания о формах земной поверхности - морях, суше.
Осознание, что глобус является моделью Земли.
Умение находить несколько географических объектов на глобусе. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
37 Царства живой природы.
Бактерии. Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о бактериях.
Понимание, что в природе есть большие разделы – царства.
Умение называть некоторые из царств
природы. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
38 Грибы. Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создавать условия для формирования первоначальных представлений о
грибах. Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных грибов. Умение сотрудничать в группе, в паре. Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
39. Жизнь животных.
Какие животные живут на Земле.
Урок-диалог. Создание условий для знакомства с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных. Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.
40. Как животные воспринимают мир.
Урок-проект. Создание условий для систематизации знаний детей о животных леса, об их образе жизни. Называние и узнавание животных, с которыми можно встретиться в лесу. Составление небольшого рассказа по теме.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
41. Как животные
защищаются,
питаются, строят жилища.
Урок-квест. Создание условий для знакомства с питанием и жизненными условиями животных. Знание, как питаются, живут и защищаются животные. Составление небольшого рассказа по теме. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.
42. Как животные
воспитывают
потомство.
Урок-проект. Создание условий для знакомства с особенностями воспитания животными своих детенышей и
играми спотомством.
Понимание, как некоторые животные воспитывают своих детёнышей. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).
43. Жизнь растений.
Какие бывают
растения.
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (редкие растения нашей местности).
Урок изучения нового
материала.
Создание условий для знакомства с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. Осознание разнообразия растительного
мира. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
44. Органы растения и их значение для его жизни. Практическая работа с гербариями (части растений). Урок-исследование. Создание условий для знакомства с частями растения (листья, корень, стебель, цветы, плоды). Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме. Умение сотрудничать в группе, в паре. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
45. Что такое лес?
Экскурсия.
. Урок-экскурсия Обобщение знаний учащихся о растениях, о лесе как многоэтажном доме. Составление небольшого рассказа по теме. Умение сотрудничать в группе, в паре. Формирование основ экологической культуры.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.
46. Как развиваются растения.
Урок применения знаний на практике. Организация практической работы по выращиванию растения из семян, наблюдение за их ростом и развитием. Практические умения выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием. Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой
жизни.
Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
47. Деревья леса.
Урок-исследование. Организация знакомства с «паспортом» дерева и его особенностями. Понимание, что такое «паспорт» дерева. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. Владение рассуждением, описанием, повествованием.
48. Кустарники леса.
Урок-наблюдение. Создание условий для формирования представлений о втором ярусе леса (кустарниках). Осознание того, что второй ярус леса – кустарники. Составление небольшого рассказа по теме. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).
49. Травянистые растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами. Урок применения знаний на практике.
Обобщение знаний детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме. Понимание, что такое травянистые растения. Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой
жизни.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
50. Лесная аптека.
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса). Урок-игра.
Организация знакомства с некоторыми лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами. Называние некоторых лекарственных растений и съедобных грибов. Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры.
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
51. Звери леса.
Урок-загадка. Создание условий для знакомства учеников с хищными животными леса и их повадками. Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание некоторых их повадок. Составление небольшого рассказа по теме. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.
52. Проверочная
работа. Контрольный урок.
Оценить результаты освоения программы. Достижение необходимых результатов освоения программы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.
53. Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса. Урок-вопрос. Создание условий для знакомства детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения. Познакомить детей с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками. Воспроизведение названий нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. Владение рассуждением, описанием, повествованием.
54. Насекомые леса.
Урок-исследование. Создание условий для знакомства с насекомыми, их особенностями и внешним видом, повадками. Называние и узнавание нескольких насекомых, особенности внешнего вида, повадки. Составление небольшого рассказа по теме. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
55. Мы пришли в лес. Экскурсия.
Урок-экскурсия. Создание условий для знакомства с правилами поведения в лесу Понимание и воспроизведение нескольких правил поведения в лесу. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
56. Путешествие
капельки.
Урок-сказка. Создание условий для знакомства с состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе. Осознание и понимание, что в природе существуют три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимание, что такое круговорот воды в природе. Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимание ценности любой жизни.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.
57. Свойства воды.
Урок-исследование. Создание условий для знакомства детей со свойствами воды, с различным её состоянием. Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния. Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры.
Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.
58. Рыбы – обитатели водоёмов.
Урок-проект. Создание условий для знакомства с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни. Узнавание и называние нескольких обитателей водоёмов (рыбы), знание некоторых особенностей их образа жизни. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Владение рассуждением, описанием, повествованием.
59. Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов.
Экскурсиянаводоем.
Урок-экскурсия. Создание условий для знакомства с животным миром пресных водоемов, с особенностями питания и обитания животных. Узнавание и называние нескольких обитателей пресных водоёмов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного водоема. Понимание ценности любой жизни.
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).
60. Болото – естественный водоём.
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения водоема).
Урок-исследование. Создание условий для знакомства с животным и растительным миром болот. Узнавание и называние нескольких обитателей болота, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира болот. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
61. Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг.
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения луга). Комбинированный урок. Создание условий для знакомства с растительным миром луга, с особенностями жизни луга. Узнавание и называние нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира луга. Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
62. Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле.
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения поля). Комбинированный урок. Создание условий для знакомства детей с растительным и животным миром полей. Узнавание и называние нескольких обитателей поля, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира поля. Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.
63. Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад.
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения сада). Комбинированный урок. Создание условий для знакомства детей с растительным и животным миром сада. Узнавание и называние нескольких обитателей сада, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира сада. Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.
Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.
64. Будем беречь
природу.
Урок – защита проектов. Создание условий для знакомства
с представителями Красной книги. Узнавание и называние нескольких представителей Красной книги. Составление небольшого рассказа по теме. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.
Владение рассуждением, описанием, повествованием.
65. Проверочная
работа.
Контрольный урок.
Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.
Достижение необходимого результата обучения по программе во втором классе. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Владение способами получения, анализа и обработки информации.
66. Будем беречь нашу Землю.
Урок-праздник. Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру.
Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе. Формирование основ экологической культуры.
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
67-68 Резерв
8.Материально-техническое обеспечение программы
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием обучения, в классе желательно иметь:
таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.); портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.); географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
рельефные модели равнины, холма, оврага;
модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
модель торса человека с внутренними органами;
муляжи грибов, фруктов и овощей;
макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
живые объекты (комнатные растения)
Оборудование для уголка живой природы: предметы ухода за растениями
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
демонстрационный экземпляр микроскопа;
демонстрационный экземпляр глобуса;
комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
демонстрационный экземпляр флюгера;
демонстрационный экземпляр барометра;
демонстрационный экземпляр бинокля;
демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях. Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.). Печатные средства обучения:
Для учителя:
Виноградова Н.Ф. Программа четырехлетней начальной школы по окружающему миру: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2011.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-2 классы: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2011.
Для учащихся:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.
Технические средства обучения:
Ноутбук.
Проектор.
Многофункциональное устройство.
Цифровой фотоаппарат.
Наглядные пособия:
Комплект таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 2 класс».
Набор предметных картинок.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к газете «Первое сентября: Начальная школа». (CD)