ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «ШКОЛА»
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор МОУ « СОШ
с.Питерка» Заместитель директора
по воспитательной работе
____________ Гамаюнова Е.Ю. _________________Юдина Н.В.
Образовательная ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
театральной студии
«ШКОЛА»
Направленность программы - художественно – эстетическая
Срок реализации - 2 года
Форма организации образовательной деятельности - кружок
Возраст учащихся – 6 – 13 лет
Составитель: педагог дополнительного образования
Тульникова Е.В.
Программа принята
педагогическим советом
30 августа 2016года
_____________ Директор МОУ
«СОШ с.Питерка»
Гамаюнова Е.Ю.
«Согласовано» Руководитель структурного
подразделения методики
дополнительного
образования МОУ
«СОШ с.Питерка»
__________________Юдина Н.В.
«____»_________________20 года
с. Питерка
Пояснительная записка
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский.
. Программа театральной студии «Школа» направлена на социализацию детей в школьном коллективе, имеющих проблемы в общении. Парадокс современного мира в том, что при большом выборе средств коммуникации, некоторым детям не хватает живого общения, общения наполненного эмоционально.
Программа театральной студии «Школа» предлагает воспитаннику проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык сценического искусства. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения юный человек вовлекается в театрально-творческую деятельность. Сближение и соединение музыки, пластики, театра, изобразительного искусства в единый процесс помогает учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии, способствует снятию напряжения, помогает воспитанникам излечиться от утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием.
Работа в театральной студии способствует развитию различных способностей учащихся: воображению, вниманию, пониманию; учит владению словом, снимаем физическую и психологическую зажатость, вырабатывает умение держаться естественно на сцене, свободно общаться с аудиторией, развивает сферу чувств, соучастия, сопереживания, активизирует познавательный процесс.
Воспитание творческой разносторонне развитой личности – задача необходимая, актуальная, и возможность ее осуществления заложена в современной системе образования.
Цели и задачи программы
Цель данной образовательной программы – введение в мир театрального искусства, развитие личности ребёнка средствами театрального искусства, раскрытие творческого потенциала школьника, обучение элементам актерского мастерства.
Для реализации этой цели необходима система учебно-воспитательных задач:
воспитание общительного человека, умеющего пользоваться словом, взаимодействовать и общаться с окружающим миром;
развитие познавательных процессов ребенка: воображения, памяти, внимания, понимания;
формирование навыка коллективной работы, развитие межличностных отношений;
формирование творческой личности, способной к яркому самовыражению, самостоятельности, активности.
Для осуществления поставленных задач программой предусмотрены 4 основных вида деятельности, которые входят в структуру каждого отдельного занятия, делят его на этапы и погружают учащихся в разнообразные взаимодействия с видами искусств. Основным стержнем программы является помощь в становлении личности путем реализации сценического образа через движение-изображение-звучание- импровизацию.
Данная программа рассчитана на всех учащихся, проявляющих интерес к данному виду деятельности, вне зависимости от их актерских способностей.
Сроки реализации
Дополнительная образовательная программа рассчитана на два года обучения. Общее количество занятий в год – 72.
Формы и режим занятий
Проведение занятий по данной программе осуществляется для детей 10 - 16 лет. Занятия проходят в форме интерактивных игр, теоретических и практических занятий, театральных игр, индивидуальных и групповых репетиций, спектаклей, вечеров отдыха, театральных музыкально-поэтических гостиных, музыкальных сказок, посещений театральных постановок и их последующего обсуждения 2 раза в неделю по 60 минут в соответствии с нормами СанПиНа 2.4.1. 1249 – 03 п.2.12.7. Наполняемость группы - не более 15 человек.
Прогнозируемый результат
Учащиеся 1-ого года обучения будут знать – уметь:
правильно выбирать интонацию, жесты, позы, мимику для простых мизансцен:
использовать бессловесные элементы действия (пристройки, оценки, вес, мобилизации);
использовать словесные действия для решения актерских задач;
органично вести себя на сцене.
Учащиеся 2-ого года обучения будут знать – уметь:
взаимодействовать с партнером на сцене, строить диалог;
переводить решение актерской задачи в непрерывную линию действия, реально осуществлять ее на сцене;
мыслить, действовать на сцене в образе;
самостоятельно передвигаться внутри мизансцены в соответствии с образом.
Способом проверки результата обучения по данной программе является анализ творческих работ учащихся.
Формы подведения итогов
ИТОГОВОЙ РАБОТОЙ по завершению учебного периода являются театрализованные представления или сценические постановки по мотивам драматических произведений, школьные концерты и спектакли для учащихся, родителей.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка средствами интеграции, т.е. воспитанник в течение двух лет обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех этапах занятия является для каждого воспитанника соавтором и сотворцом. Поэтому определяющим направлением творческого процесса программы является педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является не авторитарным руководителем, а участвует в творческом процессе наравне с ребенком, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.
Содержание
образовательной программы первого года обучения.
Работа над художественным текстом
включает совершенствование речевого аппарата, обретение навыков правильного произношение звуков, постановку дыхания, развития диапазона голоса.
Темы занятий: логическое ударение, темп чтение, ритм и его изменения. Интонационное богатство звучания, эмоциональная окраска. Роль паузы. Текст и подтекст.
«Рисование голосом», т.е. умение передать тембром голоса, ритмом, эмоциональным настроением свет – тьму, простор, ширь, душевное состояние героя и другие особенности художественного текста.Работы с прозой. Рассказы. Сказки. Басни. Авторская речь и речь героев.
Поэтическое слово. Особенности чтения стихотворных произведений.
Содержание
образовательной программы второго года обучения.
Работа над художественным чтением, текстом роли монологами героя.
При работе с группой 2- ого года обучения ставятся цели и задачи такие же, как и при занятиях с группой 1-ого года обучения, но на другом художественном тексте и драматургическом материале, требующем более глубокого и более совершенного исполнительского мастерства. Занятия проводятся преимущественно индивидуальные или групповые при отработке диалогов или отдельных сцен и явлений в пьесе.
Основные этапы работы.
Вдумчивые прочтения. Анализ произведения его смысловой основы. Выявления авторской позиции. Эмоциональное звучание. Способы передачи настроения героя. Проникновение в стилистику произведения.
Работа над фразой. Тональность, логическое ударение, фразировка, ритмика стиха или прозы, роль паузы при выделении определённых понятий, паузы в конце стихотворных строк.
Приёмы контраста, антитезы. Роль эпитета. Возможности передачи голосом таких понятий, как свет, протяжённость, быстрота движения или замедленность его, характер чувств героя, оттенки его настроения.
При подборе художественных текстов для концертов и творческих конкурсов учитываются голосовые возможности исполнителей их темперамент, эмоциональная заразительность.
Сценическое движение.
Сценическое движение отрабатывается в процессе работы над ролью и мизансценами пьесы.
Постановка спектакля.
Этапы работы:
Выбор пьесы. Прочтение. Обсуждение: замысел, идея, трактовка.
Распределение ролей с учётом психофизических особенностей исполнителей: фактура, тембр голоса, его диапазон, темперамент и др.
Индивидуальная работа с актёрами над ролью: психология героя, характер, логика поступков, изменчивость настроения, правда переживания, возможность разных трактовок, вариативность.
Работа над диалогами. Умение слышать партнёра. Существование в образе без текста.
Репетиция сцен, явлений, действий.
Работы над мизансценами.
Прогоны пьесы со звуковым оформлением.
Генеральная репетиция. Спектакль. Обсуждение.
Анализ и самооценка спектакля, музыкальной сказки, развлекательных программ, дает возможность решать многие творческие задачи. Анализ и самооценка проходит в доброжелательной, доверительной и деловой атмосфере на занятиях.
Пластика. Этюды.
Этюды – важная форма обучения театральному искусству. Каждый этюд включает элемент наблюдательности, возможность фантазировать на заданную тему, умение передать содержание через жест, мимику, пластику движения.
Этюды образного содержания:
Подготовительные упражнения образного содержания.
Образное содержание подключает фантазию и воображение.
Показ этюдов:
моноэтюд “Петух”;
парный этюд : “Ворон и воробей”, “Лиса и мышь”, “Змея и заяц”, “Крокодил и зебра”, “Жираф и жирафенок”;
коллективный этюд: “Птичий двор”, “Скотный двор”.
Отображение характера животного:
трусость зайца;
коварство лисы;
сила буйвола;
вкрадчивая опасность пантеры;
величественность и уверенность в себе льва;
мудрость совы;
изворотливость мыши;
подлость шакала;
задиристость петуха;
мечтательность жирафа;
злобность гуся.
Этюд. «Дерево». (Не более 2-х минут, под музыку)
Исходное положение: свободная стойка, руки опущены.
Задание: представьте, что ваше тело — это замёрзший и окаменевший за зиму ствол дерева. Весна, согрелась почва, дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), тёплый сок пошёл по стволу вверх, оживляя ветки. Очень валено добиться ощущения разницы между теми участками ствола (тела), которые уже «ожили», и теми, которые ещё «мертвы».
Когда процесс оживления доходит до рук, они поднимаются, словно распускаются листья, и дерево расцветает. Движение рук единственное в этом упражнении. Рисунок движения произвольный и зависит от того, какое
дерево воображает ученик. Какова его графика: мощные изломы дуба, плавность ивы, развесистость берёзы.
Затем дерево «увядает». В обратном порядке происходит его омертвление от пальцев рук через расслабление мышц.
Этюд «Корабль».
Задание: представьте своё тело как большой корабль. Рисунок позы произвольный (по воображению).
Корабль тонет, медленно погружается в воду. Верхняя его часть ещё ощущает солнце и воздух, нижняя скрылась под водой. Вот уже не виден весь корабль. Всё глубже опускается он в пучину, всё больше давление воды, всё гуще темнота. Вот корабль лёг на дно, погрузился в ил. Так пролежал он 300 лет, оброс водорослями и ракушками, но вот он поднимается на поверхность. Медленно и тяжело он отрывается от грунта и, преодолевая давление воды, поднимается. Всё больше света, всё прозрачнее вода, вот после 300-летней тьмы он ощущает солнце, голубое небо и вновь качается па волнах.
Все этапы жизни корабля ученик должен ощутить своим телом: кожей, суставами, мышцами. Рисунок при этом прост. Приседаешь (тонешь), не меняя позы «корабль», а затем поднимаешься в исходное положение.
Этюд «Снежная баба».
Задание: представьте себя снежной бабой. Всё тело из снега, плотно скатанного, с ледяной коркой. Солнце пригревает, и снег начинает таять. Сначала ощущается непривычное тепло и чувствуется, что снег становится более рыхлым вверху, но внизу ещё прочен. Сверху вниз стекает талая вода. Постепенно, также сверху вниз, фигура начинает терять форму, оплывать и в результате превращается в «горку снега». Основной рисунок движения: «оплывание» позы через постепенное приседание до группировки.
Этюд «Дождь ».
Задание: сыграть каплю дождя во время её падения на землю. Капля падает и разбивается или расплывается. Пластический рисунок свободный, но наиболее выразителен рисунок через падение — прыжок и лёгкое пружинистое приседание. Это даёт возможность за падением одной капли сыграть другую, третью, то есть сыграть «дождь», сила которого регулируется заданием.
Этюд «Солнце».
Исходное положение: свободная группировка в присядке. Рисунок заключается в том, чтобы из группировки раскрыться и затем снова сгруппироваться, чтобы сыграть восходящее и заходящее солнце. Всем телом надо почувствовать себя источником энергии, посылающим лучи на землю. Чем выше встаёт солнце, тем больше раскрывается группировка, тем сильнее «излучение энергии».
Подготовительные упражнения на эмоциональную окраску движения.
Упражнения этого характера являются прекрасным средством развития образного мышления. В процессе тренировки подключается эмоциональная память, упражнение наполняет движения ёмким эмоциональным содержанием.
Упражнение «Графика звука».
Вслушайтесь в звук рояля (камертона), в его высоту, тембр, продолжительность. Выразите услышанное в движении, затем, послушав звук в другом регистре, выразите новый звук в движении. Теперь слушайте последовательно изменяющиеся звуки, при этом последовательно передавайте в движении эти изменения. Рисунок движений произвольный.
Упражнения: плач, смех, грусть, ссора, примирение.
Передайте в движениях пальцев то, что ощущает человек, когда он плачет, то есть, плачьте только пальцами. Нельзя при этом помогать мимикой лица.
Упражнение требует максимального сосредоточения. Теперь подключите к плачущим пальцам все руки, всё тело. В той же последовательности выполните упражнения «радость», «грусть».
Иной характер носят упражнения «ссора» и «примирение».
Задание: поссорились между собой правое и левое плечо, плечо и голова, левая и правая нога. Аналогично выполняется и «примирение».
Особенно важны этюды на движение. Они снимают физическую и психологическую зажатость.
Этюд на пластическое взаимодействие. Эти упражнения выполняются во взаимодействии партнёров. С помощью пластического диалога возникают движения, контрастные по своему рисунку. Они отличаются скоростью, направлением, темпом, ритмом.
Этюд «Групповые контрасты».
Исходное положение: ученики становятся по трое в затылок. Затем по команде они принимают позы, контрастные друг другу. От поз затем можно переходить к контрастным движениям
Этюд на создание пластической характеристики образа. Каждый ученик сдаёт этюд на наблюдательность, в котором воссоздаёт наиболее характерные пластические черты другого человека, как он ходит, ест, пьёт, сидит и т. д. Я — это он, вот чем должен руководствоваться каждый, чтобы добиться высокой степени соответствия и оправданности позы и избежать лишь копирования наиболее ярких внешних черт. В выполнении упражнения необходимо обращать внимание не только на работу рук, мимику лица, но и на положение тела в целом. Этюд «Скульптура».
Сыграть этюд. Человек рубит дрова. Дрова и топор воображаемые.Раннее утро, лес, палатка. Вы молоды, здоровы, у вас прекрасноенастроение. Вы должны вжиться в образ, затем создать позу«рубящий дрова». Она должна быть наполнена силой, настроением,движением. Упражнение повторяется при меняющихсяобстоятельствах: я рублю, но мне ужасно лень, я рублю, а силы наисходе и т. д.
Этюды на воображение.
По принципу скульптурности вырази в позе своё понимание образагероя (5 застывших поз одного персонажа). Каждая поза должнабыть моментом простейшего действия, наиболее характерногогероя:
- Незнайка осматривает лужайку.
-Заметил бумажку.
- Поднял и рассматривает.
- Пытается читать.
- Прячет.
- В смятении.
- Мечется по лужайке.
-Падает, хохочет ит.д.
Сценическое воплощение спектакля.
При сценическом воплощении спектакля используются умения, приобретённые на занятиях работы над словом (художественным тестом) и сценическими движениями (этюдами).
При распределении ролей учитывать особенности исполнителя: фактуру, темперамент, тембр и диапазон голоса.
Основные этапы работы.
Начальное представление о герое пьесы.
Мотивировка поступков персонажа.
Психическое состояние героя и его изменчивость в зависимости от ситуации.
Работа над диалогом. Умение слушать и достоверно реагировать на услышанное. Существование в образе без слов.
Средства художественной выразительности.
Особенности речи, интонации, жестов, пластики. («Пока не вижу жест, не слышу слова» А. Толстой.)
Овладения характером, логикой мышления, темпераментом героя.
Овладение приёмом гротеска, если этого требует сценический образ.
Работа над мизансценами.
Репетиции явлений, сцен, спектакля в целом.
Музыкальное сопровождение.
Генеральные репетиции спектакля.
Индивидуальная работа с исполнителями ролей проводятся в часы, отведенные программой на этот вид деятельности.
Постановочная работа.
выбор пьесы,
- характерность роли,
- выбор роли,
- читка сценария,
- подготовка музыкального оформления и танцевальной части,
- репетиции,
- создание и подготовка костюмов и декораций и т. д.
Система диагностики
- показ спектакля;
- ежегодный школьный фестиваль талантов;
- участие в коллективных творческих делах школы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
Наименование темы Теория Практика Всего часов
1. Многообразие выразительных средств в театре (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыка, свет)2. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.
3. Бессловесные элементы действия и их значение (пристройки, оценки, вес, мобилизации). 2
1
1
14
5
7 16
6
8
4. Словесные действия
5. Актерские задачи и органичность поведения.
6. Целесообразность поведения и значение подробностей в искусстве.
7. Работа над ролью в сценках и спектаклях 1
1
1
1
6
10
10
12 7
11
11
13
Всего: 8 64 72
Пьесы и инсценировки первого года обучения.
А.Толстой «Золотой ключик».
Андерсен «Дюймовочка», Перро – Шварц «Красная шапочка», «Золушка», «Два клёна», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Аксаков «Аленький цветочек», Носов «Незнайка». Инсценировки к школьным праздникам.
2-й год обучения
Наименование темы Теория Практика Всего часов
1. Развитие навыка импровизации как необходимого условия успешного выступления на сцене.
2. Проявление характера персонажа в общении. Параметры общения. Развитие навыков взаимодействия и общения.
3. Борьба - как условие сценической выразительности.
4. Исполнение этюдов. 2
1
1
10
9
5
10 12
10
6
10
5. Мизансцены в спектакле.
6. Логика действий и предлагаемые обстоятельства.
7. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия.
8. Жест, мимика, движение, речь – слагаемые исполнительского мастерства. 1
1
1
2
6
8
7
8 7
9
8
10
Всего: 9 63 72
Пьесы и сцены из спектаклей второго года обучения.
Бартенев «Сказка о пропавшей Звезде», Панкратова «Сказание о Гильгамеше», Нахимовский, Чумалова « Беседы с Эзопом», Панфилов «Сказка о жаренных петухах», Дежуров «Царевна – лягушка», Кэрролл «Алиса в стране чудес», Московцев «Фея Зеленой зведы» и другие. Инсценировки к школьным праздникам.
Этапы работы при постановки спектакля.
Выбор пьесы. Прочтение. Обсуждение: замысел, идея, трактовка.
Распределение ролей с учётом психофизических особенностей исполнителей: фактура, тембр голоса, его диапазон, темперамент и др.
Индивидуальная работа с актёрами над ролью: психология героя, характер, логика поступков, изменчивость настроения, правда переживания, возможность разных трактовок, вариативность.
Работа над диалогами. Умение слышать партнёра. Существование в образе без текста.
Репетиция сцен, явлений, действий.
Работы над мизансценами.
Прогоны пьесы со звуковым оформлением.
Генеральная репетиция. Спектакль. Обсуждение.
Анализ и самооценка спектакля, музыкальной сказки, развлекательных программ, дает возможность решать многие творческие задачи. Анализ самооценка проходит в доброжелательной, доверительной и деловой атмосфере на занятиях.
Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно коллективной трактовке.
Работа по распределению ролей определяет ответственность исполнителя перед общим замыслом.
Коллектив распределяет обязанности по подготовке спектакля, создавая объединения, ответственные за реквизит, художественное оформление, музыкальное сопровождение подобранного из элементов звукозаписи.
Работа над ролью, ее толкование предстает перед школьником, как выстраивание логики действий.
Ученики сочиняют сценические биографии своих героев, ищут средство воплощения образа в эпизодах роли, в массовых сценах.
Весь комплекс сценических средств помогает отдельному исполнителю и коллективу осознать значение мизансцены, художественной детали, музыки, поведения актеров в зависимости от жанра, стиля, идеи спектакля.
В словарь школьников включаются термины: трактовка, толкование, интерпретация, целостный образ и др.
Одним из методов художественного чтения или монолога в пьесе может стать выстраивание логики поведения персонажа, вскрытие подтекста.
Особенное значение в работе над художественным текстом является обучение «рисованию словом».
Проникновение в художественную ткань произведения,
ощущение авторского настроения способствует накалу эмоционального состояния чтеца, заразительности его чтения, дает возможность уйти от ложного пафоса и фальши.
Творческая атмосфера проявляется в практических занятиях, когда обучаемый включает свое воображение, поиск, выдумку.
Полезны показы одного и того же отрывка в разных составах исполнителей. Это дает возможность ученикам определить различия в характере действий разных исполнителей и понять степень обоснованности игры каждого состава.
Каждое физическое действие на сцене должно быть органичным, осмысленным, целесообразными и выражать состояние героя.Станиславский писал: «Когда вы зафиксируете логику и последовательность действий у вас явится линия чувства, которую вы ищете… Например, гость, желающий произвести впечатление на хозяина дома. Тут и бесшумный вход в дверь, и остолбенение перед величием хозяина, скромность в собственном поведении и бережное отношение к предметам обстановки квартиры, продуманные, обстоятельные ответы на вопросы и прочее».
Во время монолога собеседник должен всегда внутри себя вести диалог с тем, кого слушает, а не ждать конца фразы, чтобы выдать свою реплику.
Самое главное стремление режиссера - воспитать, добиться чувства правды, чтобы уйти от фальши и штампа. Интонация будет живой, органичной, яркой, если является следствием подлинных побуждений.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Метод организации учебно-воспитательного процесса – фронтальный, групповой.
Тема занятий Формы занятий Формы подведения итогов
1. Многообразие выразительных средств в театре (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыка, свет)Беседа, интерактивная игра, театрализованная игра, просмотр видеофильма Викторина, самостоятельные театрализованные постановки детей
2. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Беседа, интерактивная игра, театрализованная игра, просмотр видеофильма Конкурс этюдов
3. Бессловесные элементы действия и их значение (пристройки, оценки, вес, мобилизации). Беседа, интерактивная игра, пластические этюды, просмотр видеофильма Конкурс этюдов
4. Словесные действия
Беседа, интерактивная игра, театрализованная игра, просмотр видеофильма Театральные музыкально-поэтические гостиные, разыгрывание сказок малышам
5. Актерские задачи и органичность поведения. Беседа, интерактивная игра, театрализованная игра, просмотр видеофильма Миниспектакль, участие в концерте, посещение театральных постановок и их последующее обсуждение
6. Целесобразность поведения и значение подробностей в искусстве. Беседа, интерактивная игра, театрализованная игра, просмотр видеофильма Миниспектакль, участие в концерте, посещение театральных постановок и их последующее обсуждение
7. Работа над ролью в сценках и миниспектакляхИндивидуальные и групповые репетиции Миниспектакль, спектакль, вечера отдыха, участие в концертах, театральных музыкально-поэтических гостиных
8. Развитие навыка импровизации как необходимого условия успешного выступления на сцене. Беседа, интерактивная игра, театрализованная игра, просмотр видеофильма Инсценировка, капустник
9. Проявление характера персонажа в общении. Параметры общения. Развитие навыков взаимодействия и общения. Беседа, интерактивная игра, театрализованная игра, просмотр видеофильма Инсценировка, парные этюды
10. Борьба - как условие сценической выразительности. Беседа, интерактивная игра, театрализованная игра, просмотр видеофильма Посещение театральных постановок и их последующее обсуждение
11.Исполнение этюдов. Театрализованная игра Мини-спектакль, концерт, конкурс этюдов
12. Мизансцены в спектакле. Беседа, интерактивная игра, театрализованная игра, просмотр видеофильма, самостоятельная постановочная работа детей Посещение театральных постановок и их последующее обсуждение
13. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Беседа, интерактивная игра, театрализованная игра, просмотр видеофильма Инсценировка литературного произведения
14. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия. Беседа, интерактивная игра, театрализованная игра Инсценировка стихотворений, поэтические гостиные
15. Жест, мимика, движение, речь – слагаемые исполнительского мастерства Интерактивная игра, театрализованная игра, просмотр видеофильма Инсценировка, разыгрывание диалогов, музыкальных сказок, викторина
Сценарий занятия по данной программе имеет следующий алгоритм:
Определение цели и содержания занятия: чему должны научиться дети на планируемом занятии, каков его конкретный результат для ребёнка.
Подбор языкового материала (сказок, песен, игр, рифмовок, фильмов), которые отражают данную тему и содержание занятия.
Определение и отбор конкретного фонетического, лексического и грамматического материала, который будет использован на занятии.
Планирование материала для повторения.
Определение педагогических задач для детей каждой возрастной группы в данной коммуникативной ситуации.
Завершение занятия – проверка освоенности материала детьми.
Дидактический материал
На занятиях можно использовать различные предметы и атрибуты, куклы бибабо, театральные костюмы.
Техническое оснащение занятий
Для проведения занятий требуется магнитофон с микрофоном, видеоплеер, монитор или телевизор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Башаева Т. Развитие восприятие у детей Форма, цвет, звук. – М.: Академия развития, 1997.
Вайнерман С., Большев А. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.
Вербицкая Основы сценического движения. – М., 1983.
Выгоцкий Л. Воображение и творчество в детском творчестве. – М., 1991.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М., 1967.
Ершова А. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
Ильенко Л. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. – М., 2000.
Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению, Характер, коммуникабельность.– М.: Академия развития, 1997.
Кнебель М. Поэзия педагогики. – М., 1967.
Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
Козлянинова И. Сценическая речь. – М., 1995.
Кряжева Н. Развитие эмоционального мира детей. – М.: Академия развития, 1997.
Любимова Т. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары, 1994.
Медведева И., Шишова Г. Книга для трудных родителей. – М., 1999.
Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М., 1981.
Пеня Т. Космос театр (программа полихудожественного развития). – М., 1994.
Станиславский К. Работа актера над образом и над собой. Том 2. – М., 1954.
Торшилова Е. Шалун или мир дому твоему (программа и методика эстетического развития дошкольников). – М., 1998.
Фомичева М. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.
Образовательная программа “Сценическое мастерство” Е.Ю. Заболотнова. Музыкально-хоровая школа “Радость”.
Модифицированная программа театральной студии “Элония”, Макухина Л. Г. ГОУ СОШ №455
Тематическое планирование занятий по актёрскому мастерству
в театральной студии «Школа»
педагог доп. образования Тульникова Е.В.
2015-2016 учебный год
№
темы Дата Содержание занятий
1 02.09 Работа над ролями в театральной постановке «Сцены из школьной жизни»
2 Внимание. Упр. «Поймать хлопок»
3 09.09 Работа над ролями в театральной постановке «Сцены из школьной жизни»
4 Внимание. Упр. «Поймать хлопок»
5 16.09 Работа над ролями в театральной постановке «Сцены из школьной жизни»
6 Внимание. Упр. « Невидимая нить»
7 23.09 Работа над ролями в театральной постановке «Сцены из школьной жизни»
8 Внимание. Упр. « Невидимая нить»
9 30.09 Работа над ролями в театральной постановке «Ярмарка»
10 Внимание. Упр. « Много ниточек, или большое зеркало»
11 07.10 Работа над ролями в театральной постановке «Ярмарка»
12 Внимание. Упр. « Много ниточек, или большое зеркало»
13 14.10 Работа над ролями в театральной постановке «Ярмарка»
14 Внимание. Повторение пройденных упражнений
15 21.10 Работа над ролями в театральной постановке «Ярмарка»
16 Освобождение мышц. Упр. «Взрыв»
17 28.10 Работа над ролями в театральной постановке «Фонарики»
18 Освобождение мышц. Упр. «Взрыв»
19 Освобождение мышц. Упр. « Ртутный шарик»
20 11.11 Работа над ролями в театральной постановке «Фонарики»
21 Освобождение мышц. Упр. « Ртутный шарик»
22 18.11 Работа над ролями в театральной постановке «Буратино»
23 Освобождение мышц. Повторение пройденных упражнений
24 25.11 Работа над ролями в театральной постановке «Буратино»
25 Воображение. Упр. «Я – скульптор, а моя рука – глина»
26 02.12 Работа над ролями в театральной постановке «Буратино»
27 Воображение. Упр. «Я – скульптор, а моя рука – глина»
28 09.12 Работа над ролями в театральной постановке «Буратино»
29 Воображение. Упр. « Чугунный шар»
30 16.12 Работа над ролями в театральной постановке «Буратино»
31 Воображение. Упр. « Чугунный шар»
32 23.12 Работа над ролями в театральной постановке «Буратино»
33 Воображение. Упр. « Скудельный шар»
34 13.01 Работа над ролями в театральной постановке «Нарядней модного паркета…»
35 Воображение. Упр. « Скудельный шар»
36 20.01 Работа над ролями в театральной постановке «Нарядней модного паркета…»
37 Воображение. Упр. « Замороженный»
38 27.01 Работа над ролями в театральной постановке «Нарядней модного паркета…»
39 Воображение. Упр. « Замороженный»
40 03.02 Работа над ролями в театральной постановке «Нарядней модного паркета…»
41 Воображение. Упр. «Суета»
42 10.02 Работа над ролями в театральной постановке «Скоморошьи потехи»
43 Воображение. Упр. «Суета»
44 17.02 Работа над ролями в театральной постановке «Скоморошьи потехи»
45 Воображение. Упр. « Переход»
46 24.02 Работа над ролями в театральной постановке «Скоморошьи потехи»
47 Воображение. Упр. « Переход»
48 03.03 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
49 Воображение. Упр. « Диалог ногами»
50 10.03 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
51 Воображение. Упр. « Диалог ногами»
52 17.03 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
53 Воображение. Упр. « Диалог шеей »
54 24.03 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
55 Воображение. Упр. « Диалог шеей »
56 31.03 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
57 Воображение. Упр. «Скульптор лепит звук»
58 07.04 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
59 Воображение. Упр. «Скульптор лепит звук»
60 14.04 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
61 Воображение. Упр. « Рождение фантастического существа»
62 21.04 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
63 Воображение. Упр. « Рождение фантастического существа»
64 28.04 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
65 05.05 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
66 Воображение. Упр. « Жизнь бабочки»
67 12.05 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
68 Первый драматургический материал. Упр. «Поваренная книга»
69 19.05 Работа над ролями в театральной постановке «По мотивам «Щелкунчика»
70 Первый драматургический материал. Упр. «Сказка »
71 26.05 Спектакль «По мотивам «Щелкунчика»
72 Обобщение, повторение пройденных тем