Рабочая программа Школа Юного Лидера 7-11 классы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"НИЖНЕИКОРЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
С. НИЖНИЙ ИКОРЕЦ ЛИСКИНСКИЙ РАЙОН ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
Рассмотрено
на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол № ___
от « » __________ 20___г.
Руководитель: ________ /____________
Согласовано
заместитель директора по УВР
________/________________/
«_____» «__________ » 2010 г«_____» «__________» 20___г
Утверждено
Директор школы:
_________ /_______________ /
«____» «__________» 20____г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Школа юного лидера"
7-11 классы 2015-2016 учебный год
Коллектив учителей:
Ф. И.О. учителя: Покусаева И. В.
Молодой специалист
с. Нижний Икорец2015г
Пояснительная записка
Лидер – лицо, способное воздействовать на других в результате совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров – со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Лидер должен соответствовать требованиям времени.
Именно активность, способность брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, считать себя не “песчинкой”, которую несет по воле волн, а субъектом собственной жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, дает возможность адаптироваться к современным условиям и эффективно функционировать в социуме.
Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное, естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.
Воспитание лидеров – важная общественная задача. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих качеств и навыков, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства. Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств. Лидеры-новаторы призваны, эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами.
В успехах школьного образования заинтересовано все общество; политические и общественные лидеры, деятели образования и представители деловых кругов, ученые, методисты, учителя, родители, сами учащиеся. В динамично изменяющемся современном мире требования, предъявляемые рынком труда к молодым специалистам – вчерашним выпускникам школы, постоянно повышаются. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах школы поможет учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной “взрослой” жизни.
При составлении программы “Школа юного лидера” использованы теоретические и практические материалы известных психологов:
Н.Р. Битяновой, Л.П. Пономоренко, Р.В. Белоусовой, Н.И. Дереклеевой, М.Ю. Савченко и др. В ее основе нет типовой программы. Данная программа рассчитана на группу среднего школьного возраста
На этом возрастном этапе мы имеем дело с формирующимся "я" человека, который усвоил определенную совокупность знаний, ценностей, ответственности, способы деятельности и поведение, имеет сложившиеся или складывающиеся отношения к миру, людям, событиям, задачам, к самому себе, жизни в целом.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предлагаемые занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.
Цели и задачи программы.
1. Образовательная цель.
Подготовка учащихся к успешной и эффективной трудовой деятельности и выработке качеств, умений и навыков, которые помогут им справиться с жизненными и профессиональными задачами и трудностями.
Задачи:
– Формирование у детей теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе.
– Формирование способности к рефлексии, самооценке.
– Приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность.
– Формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность.
– Формирование у учащихся умения строить жизненные планы и корректировать ценностные ориентации.
2. Воспитательная цель.
Воспитание адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности.
Задачи:
– Воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности.
– Воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.
3. Развивающая цель.
Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.
Задачи:
– Развитие адекватного понимания самого себя и осуществить коррекцию самооценки.
– Развитие творческих и организаторских способностей учащихся.
– Развитие навыков работы в группе, в команде.
– Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
– Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.
– Развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.
Методической особенностью данного курса является проблемно-диалогический подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассниками имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений.
Основная направленность программы – социально-педагогическая
Участники программы: обучающиеся 7-11класса, возраст 12-18 лет
Срок реализации: 1 год
Режим занятий: общее количество -70 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы занятий: программа кружка предполагает разнообразные формы проведения групповых занятий: лекции, дискуссии, тестирование, практикумы, игры, проекты. Программа также предполагает приглашение на занятия различных специалистов.
Ожидаемые результаты:
Подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.
Имеет чёткую позицию в вопросе лидерства.
Владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.
Знает формы работы в коллективе и основы формирования команды.
Владеет алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно– творческой деятельности.
Особенность данной программы в том, что она индивидуальна. Она адресована каждому обучающемуся лично или первичному коллективу персонально, призвана помочь побудить их к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.
Формы подведенияитогов реализации программы: творческие работы, самопрезентация, проекты.
Учебно-тематический план занятий кружка"Школа юного лидера"
№ Название занятияКоличество часовДата план Дата факт
ВсегоТеорияПрактикаРаздел 1. Кто такой лидер?(6 часов)
1. “Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. 1 – 1 01.09 2. Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. 1 1 – 07.09 3–4. Практикум по итогам теста. 2 – 2 08.09
14.09 5–6. Кто такой лидер? Их роли. Специфические и общие качества лидера. 2 1 1 15.09
21.09 Итого: 6 3 3 6 Раздел 2. Организаторская техника лидера (14 часов)
7–10. Я и команда. Готовность стать лидером. 4 2 2 22.09
28.09
29.09
05.10 11. Правила руководства. 1 1 06.10 12–13. Принципы организаторской деятельности. 2 2 – 12.10
13.10 14–16. Понятие “стиль работы лидера”, его виды 3 2 1 19.10
20.10
26.10 17–20. Практикум “Чемодан лидера”. 4 – 4 27.10
02.11
09.11
10.11 Итого: 14 7 7 14 Раздел 3. Умения и навыки лидера (16 часов)
21–22. Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. 2 1 1 16.11
17.11 23. Умение управлять людьми. 1 1 – 23.11 24–26. Как правильно вести беседу? 3 2 1 24.11 30.11
01.12 27–28. Навыки ораторского искусства. 2 1 1 07.12 08.12 29–30. Игра “Поспорим с “Великим”. 2 – 2 14.12 15.12 31–34. Лидер – это человек воспитанный. 4 2 2 21.12 22.12
11.01
12.01 35–36. Практикум “Узелки на память”. 2 – 2 18.01 19.01 Итого: 16 7 9 16 Раздел 4. Понятие лидерства (5 часов)
37 “Школа юного лидера”: вводное занятие. “Коллективный портрет лидера”. 1 0,5 0,5 25.01 38-39 Тест “Лидер ли я?” 2 – 2 26.01 01.02 40-41 Анализ результатов теста. Индивидуальные консультации. 2 1 1 02.02 08.02 Итого: 5 1,5 3,5 5 Раздел 5. Виды деятельности лидера (19 часов)
42 Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. 1 1 – 09.02 43-44 Виды КТД. 2 2 – 15.02 16.02 45-46 Практикум “В копилку лидера”. 2 – 2 22.02 23.02 47-49 Проектная деятельность в работе лидера. 3 1 2 01.03 02.03
08.03 50-53 Основные навыки выступления лидера. 4 1,5 2,5 09.03 15.03
16.03
22.03 54-57 Разные пути общения. 4 1,5 2,5 23.03 05.04
06.04
12.04 58-60 Планирование деятельности. Рефлексия. 3 1 2 13.04
19.04
20.04 Итого: 19 8 11 19 Раздел 6. Человек. Гражданин. Лидер. (10 часов)
61-62 Российская государственная символика. 2 1 1 26.04
27.04 63 Гражданская позиция лидера. 1 0,5 0,5 03.05 64-66 Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка. 3 2 1 04.05
10.05
11.05 67 Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Тест “Экзаменуем лидера”. 1 – 1 17.05 68-70 Смотр ЗУН лидеров. Презентация “Я – лидер”. 3 1 2 18.05 24.05 25.05 Итого: 10 4,5 5,5 10 Итого за год обучения: 70 31 39 70 Содержание деятельности
Раздел 1. Кто такой лидер?
“Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой А.А.Куманёва “Раздумья о будущем”.
Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Лидер – ориентир.
Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Советы английских учёных М.Вудсона, Д. Френсиса.
Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера. Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.Раздел 2. Организаторская техника лидера
Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.
Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя, двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с отклонениями, использования автономии.
Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.
Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламентатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.
Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта” (К.С.Станиславский).
Раздел 3. Умения и навыки лидера
Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Знакомство с книгой Терренса Уэбстер – Дойла “Почему меня все обижают: как справляться с задирами”. Причины агрессивности. Способы снятия и ослабления стресса.
Умение управлять людьми. Знакомство с методикой микроигр по определению структуры межличностных отношений в организации или в коллективе, выявление лидеров и выборы актива на основе состязательности – “День рождения”, “Киностудия”.
Как правильно вести беседу? Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы. Умение анализировать проведённую беседу.
Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.
Игра “Поспорим с “Великим”. Подготовка лидера как оратора. Умение анализировать и высказывать своё мнение. По поводу – реплики – цитаты известных писателей, политических деятелей, учёных. Театрализованный спор.
Лидер – это человек воспитанный. Правила поведения в общественных местах, в гостях, за столом. “Золотые ” правила этикета лидера.
Практикум “Узелки на память”. Практические советы лидеру – Как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?
Раздел 4. Понятие лидерства
“Школа юного лидера”: вводное занятие. “Коллективный портрет лидера”. Повторение основных понятий. Составление коллажа о себе. Тест “Выбери шар”. Листок “Моя уникальность”. Создание коллективного портрета лидера.
Тест “Лидер ли я?”. Определение адекватности, творчества, коммуникабельности, инициативности, устойчивости групповому давлению, мотивации, личной активности, самоориентации, мягкости, авантюристичности, проницательности, радикализма.Анализ результатов теста. Индивидуальные консультации. Знакомство с результатами теста. Склонность лидеров к соперничеству, сотрудничеству, к компромиссам, умение избегать конфликтов, способность к адаптации к каждому члену коллектива в процессе совместной деятельности.
Раздел 5. Виды деятельности лидера
Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.
Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.
Практикум “В копилку лидера”. Игры коллективного знакомста и общения – “Верёвочка”, “Заводила”, “Весёлые футболисты”, “ Кто ты будешь такой?”. Игры – поединки. Игры на сплочение команды.
Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации.
Основные навыки выступления лидера. Советы лидеру – как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?
Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения.
Планирование деятельности. Рефлексия. Учимся планировать свою жизнь. Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её.
Раздел 6. Человек. Гражданин. Лидер
Российская государственная символика. История герба, государственного флага. Гимн. Герб моей семьи, рода. Герб лидера.
Гражданская позиция лидера. Понимание слова “Родина”. Деятельность на благо Родины. Формирование в личности растущего человека национального и культурного достоинства, “Я” – патриота.
Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка. Встреча с представителями прокуратуры. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка. Выпуск правового бюллютеня.
Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Тест “Экзаменуем лидера”. Определение уровня притязаний каждого лидера. Работа с инструкциями. Анализ теста. Индивидуальные консультации.
Смотр ЗУН лидеров. Презентация “Я – лидер”. Подведение итогов работы. Награждение. Вручение свидетельств об окончании Школы юного лидера.
Список литературыВозжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002.
Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.– М., 2003.
Иванов.И.П. Энциклопедия коллективно– творческих дел. – М., 1989.
Игротека “Лидер 21 века”. – Н.Новгород, 2006.
Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. – Минск, 2004.
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 1993.
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – ж-л. “Классный руководитель” №4, 2006.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.1986.
Лутошкин А.Н.Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1979.
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей/ авт.– сост. А.Н.Вырщиков , М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович.– М.: Глобус, 2007.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.– М., 1978.
Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М., 1996.
Сухомлинский А.В. Методика воспитания коллектива. – М., 1980.
Филлипова Н. Оргсбор как школа самоорганизации. – Уфа, 2003.
Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель, 2007.
Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры, – М., 1994.
Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. – М., 1994.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
Щуркова Н.Е. За гранью урока.– М., 2004