Программа курса «Археология»

Пояснительная записка.

Программа пропедевтического предметно-ориентированного курса археологии предполагает обучение в течение 18 учебных часов.
Обучение содержит познавательный, развивающий и воспитательный компоненты. Познавательный компонент включает в себя ознакомление учащихся с теорией археологической науки; выработку у школьников представлений об основных этапах древнейшего прошлого Липецкого края на основе изучения археологических культур. Развивающий аспект заключается в усовершенствовании навыков письменной и устной речи; в развитии логики мышления; в развитии сенсорной и двигательной сферы, вырабатывании умений самостоятельного получения знаний. Воспитательный компонент предполагает формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитание патриотизма и любви к другим людям. Занятия могут проходить как со всеми участниками объединения, так и с группой учащихся по отдельно взятой теме или в виде индивидуальных консультаций при подготовке самостоятельной работы.

Цель курсовой подготовки - способствовать предварительному самоопределению учащегося в выборе направления собственной деятельности.

Теоретическая и практическая подготовка учащихся направлена на решение следующих задач:
- формирование мотивации по выбору направления сферы деятельности;
- реализацию учащимися интереса к предмету выбранного профиля;
- ознакомление со спектром профессий гуманитарной сферы и смежных с ней специальностей;
- создание условий для пробы сил учащимися по выбранному профилю и определению готовности к обучению на повышенном уровне.

Виды деятельности учащихся:
- работа с исторической картой, определяя территории расселения древнего человека, местоположение крупнейших цивилизаций;
- определение последовательности и длительности процессов становления человеческого общества;
- определение и аргументация своего отношения к наиболее значимым научным теориям о происхождении человека;
- группировка событий и явлений всеобщей истории по указанному признаку;
- сравнение отдельных исторических явлений, объяснение, что в них общего и каковы различия;
- выявление взаимосвязи между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;
- определение причин и следствия исторических процессов;
- изложение суждений о причинно-следственных связях исторических процессов;
- составление кратких конспектов лекций;
- выявляют характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни древних людей;
- соотношение единичных исторических фактов и общих явлений;
- составление описаний (реконструкций) исторических событий, объектов, образа жизни древних людей;
- рассказ об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;
- показ, к каким общим процессам всемирной истории относятся отдельные исторические факты;
- участие в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;
- самостоятельная работа с исторической информацией;
- извлечение и критическое осмысление информации разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых, событиях прошлого;
- составление кратких выступлений по заданной теме;
- объяснение смысла основных понятий и терминов всеобщей истории, характеризующих развитие, пути преобразования жизни общества;
- на основе информации учебника и других исторических источников выявление причин и следствия исторических процессов;
- аргументированное высказывание своего мнения и выводов;
- составление описания исторической находки;
- ведение записи и зарисовка в соответствии с содержанием и логикой музейной экскурсии;
- определение на местности, плане и карте расстояния, направления, географических координат и местоположение географических объектов.















Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Наука лопаты».



Содержание
Кол-во часов
Дата

1
Что такое изучает наука лопаты?
1


2
Язык археологии.
1


3
Теории происхождения человека.
1


4
Палеолитические стоянки края.
1


5
Эпоха мезолита. Изменение в обществе.
1


6
Неолитическая революция.
1


7
Наиболее известные памятники неолита.
1


8
Энеолит.
1


9
Бронзовый век.
1


10
Памятники эпохи бронзы.
1


11
Появление разделения труда.
1


12
Основные черты раннего железного века.
1


13
Великое переселение народов.
1


14
Раннеславянское время.
1


15
На южных рубежах.
1


16
Городища древнерусского времени.
1


17
Елецкая крепость.
1


18
Творческие отчеты учащихся.
1

















15