Урок «Прошлое и настоящее глазами эколога».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Клинская Гимназия №2»
Клинского района Московской области
Конспект урока по окружающему мирув 4 классе«Прошлое и настоящее глазами эколога»
подготовила
учитель начальных классов
Дроздова Наталья Анатольевна
г. Клин
2014
Цель: познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, которые необходимо решать на современном этапе.
Задачи: - познакомить с причинами экологических проблем на Земле, с путями их решения,
- развивать познавательную активность детей, навыки рассуждения и выражения своих мыслей,
-воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к природе, культуру поведения, душевные качества: доброту, взаимовыручку, чувство ответственности за окружающую природу.
Оборудование: учебники А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, «Экологический календарь», аудиозапись «Природа общается с нами», рисунки «Капля воды», «Мусор», « Ход урока.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы с вами совершали историческое путешествие вглубь времён. Сегодня нас ждёт не менее увлекательное путешествие, но сначала давайте вспомним изученный материал:
- Что означает слово «век»? (Век – это сто лет)
- Что такое «тысячелетие»? (Это тысяча лет, или 10 веков)
- Что означает выражение «до нашей эры»? (События, произошедшие после рождения Иисуса Христа)
-Расскажите о летоисчислениях, принятых у разных народов.(Рассказ ученика о разных видах летоисчислений).
-Я попросила Егора провести исследование о том, какое летоисчисление удобнее и почему. Давайте его послушаем. (Рассказ ученика о проведённом исследовании).
-А теперь проверим, как вы научились определять по дате век произошедшего события.
На доске: 1941г., 988г., 1380г., 1242г.,1812г., год твоего рождения
-Запишите век. Взаимопроверка (работа в парах).
На доске ответы: 20в., 10в., 14в., 13в., 19в., 21в.
3.Введение в тему урока. Сообщение темы и целей урока.
-Что такое экология? (Это наука о взаимосвязи живых существ между собой и окружающей их средой, между человеком и природой)
-Что изучает экология? (Экология изучает как растения и животные связаны с воздухом, водой, землёй, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и влияет на неё).
-Кто такой эколог? (Человек, который занимается экологией).
-Знаете, когда я готовилась к уроку, мне совершенно неожиданно попалась вот такая запись.
Включается аудиозапись:
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Я любила весь мир, всё вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребёнка. Как же я была прекрасна в то время. Но на свет появился первый человек. Сначала всё было хорошо, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на созидание, но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Неужели я создала и вскормила собственного губителя? У вас есть ещё немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
-Кто мог сказать такие слова? (Земля, наша планета)
-Почему она обращается к нам с такими словами? (У неё сейчас много проблем, она как будто заболела).
-Послушайте стихотворение, которое подготовила к нашему уроку Катя.
Ученица читает стихотворение.
Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, весёлая живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
- Как вы считаете, о чём мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О том, что угрожает нашей планете, какие опасности её подстерегают).
-Да, тема сегодняшнего урока звучит так: «Прошлое и настоящее глазами эколога». Посмотрите на план нашей работы.
На доске:
План.
1.Заглянем в прошлое.
2. Проблемы настоящего времени.
3.Как можно вылечить нашу планету.
-Ну, что же, отправимся в путешествие по прошлому.
4. Новый материал.
1. Мини-лекция (краткая информация об экологии одного из учеников)
Человек порождён природой и является её частью. Когда-то он полностью зависел от всего, что его окружало, находился в полном согласии со средой своего обитания. Но постепенно он стал высвобождаться от этой зависимости. Началось с неразумной охоты – зверей убивали больше, чем нужно было для поддержания жизни. Предполагается, что даже мамонты были истреблены людьми каменного века. Это была одна из первых экологических катастроф. Потом люди стали выжигать леса, чтобы освободить участки земли под посевы. Долгое время все эти действия не наносили большого ущерба природе, которая успешно «зализывала» раны, обладая способностью к самовосстановлению. Но человек всё больше чувствовал свою силу.
За последние сто лет размах хозяйственной деятельности человека достиг таких размеров, что возникли серьёзные нарушения естественно сложившихся связей между различными элементами природы. Сложившееся на земле положение учёные определяют как экологический кризис.
Только сейчас начинают люди понимать, что они должны не покорять природу, а найти способ жить с ней в согласии.
2. Обсуждение услышанного материала
-Сразу возникает вопрос, а кем же должен быть человек – сыном природы или её покорителем? (Сыном)
- Вы хорошо понимаете, что на Земле много экологических проблем. А вот какие из них являются самыми основными? Давайте выясним, рассмотрев иллюстрации. Что они могут изображать?
На доске: Иллюстрации «Капля воды», «Тропические леса», «Банка с мусором»
-(Загрязнение воды, уничтожение лесов, мусор.)
-Какие проблемы добавили бы вы сами? (Гибель животных, загрязнение воздуха, отравление почвы и др.)
-Сейчас мы с вами будем решать проблемы экологии. Попробуем найти выход из трёх основных экологических проблем. Для этого будем работать по группам.
Групповая работа.
1ряд: Прочитать в учебнике (с.48 статью «Проблема первая»). Дать ответ на вопрос этой статьи.
2ряд: Прочитать в учебнике (с.49 статью «Проблема вторая»). Дать ответ на вопрос этой статьи.
3 ряд: Прочитать в учебнике (с.49-50 статью «Проблема третья»). Дать ответ на вопрос этой статьи.
Дети читают материал учебника и решают поставленные проблемы.
5.Закрепление изученного материала.
-А теперь проверим, так ли предлагают решить проблемы учёные-экологи.
Просмотр слайдов № 4-17
-А что лично мы с вами можем сделать для охраны окружающей среды?
-Охрана окружающей среды – задача всего человечества. А теперь посмотрите на эмблемы некоторых международных организаций, специально созданных для охраны окружающей среды. Знаете ли вы их?
На доске: изображение панды (эмблема Всемирного фонда защиты дикой природы), эмблема Гринпис.
-Почему изображена на эмблеме панда? (Одно из самых редких животных)
-Как переводится с английского языка название организации «Гринпис»? (Зелёный мир)
-Как вы думаете, чем занимаются эти организации? (Проводят разные исследования, принимают меры по охране природы, издают книги, помогают животным)
-А ещё ежегодно человечество отмечает международные дни, посвящённые защите природы. Сегодня мы с вами совместными усилиями создадим такой экологический календарь, который повесим у нас в классе.
На доске закреплён ватман с названием «Экологический календарь»
Дети по одному выходят к доске, называют дату и название международного дня. В руках у них полоски бумаги, на которых записаны эти данные. С помощью клея они прикрепляют свои данные к Экологическому календарю.
Экологический календарь:
Дата Название международного дня
22 марта Всемирный день воды
1 апреля Международный день птиц
18-22 апреля Дни заповедников и национальных парков
22 апреля День Земли
5 июня Всемирный день охраны окружающей среды
17 июня Всемирный день борьбы с засухой
16 сентября Международный день охраны озонового слоя Земли
20 сентября День работников леса
27 сентября Международный день моря
4октября Международный день защиты животных
29декабря Международный день биологического разнообразия
-А теперь проведём графический диктант. Посмотрим, как хорошо вы усвоили сегодняшнюю тему.
Графический диктант.
Если вы согласны с утверждением, ставьте +, если вы не согласны с утверждением, ставьте - .
1.Человек – властелин и покоритель природы.
2. Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды.
3. Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
4. Причины загрязнения океана: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.
5. Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.
6. Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.
7. Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.
8. Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.
Самопроверка. Ответы на доске: - + + + - - - +
6.Обобщение
- Перечислите, какие меры должен предпринимать человек, чтобы быть сыном природы.
-Понравился ли вам наш урок?
-Что интересного вы узнали для себя на уроке?
7.Домашнее задание
Ответить на вопросы на с. 53 учебника, рабочая тетрадь с.15№2