Адаптированная рабочая программа обучения на дому для 3 класса 8 вида с ТУО Письмо


Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе :Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред. В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 2010 г. с учетом современных требований к образовательному процессу в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности ребёнка с диагнозом F 71; F 92 со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.
Нормативная база:
Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);
Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г № 288; Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997 г. № 48;Устав ГКС(К)ОУ Устав СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат VIII вида».
Санитарные правила и нормы СанПиН № 4076-86.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10
Обучение письму является составляющей обучения грамоте учащихся с нарушением интеллекта.
Цель программы на третьем году обучения заключается в том, чтобы научить более способных  детей списыванию, по возможности, коротких предложений, состоящих из 2 слов с предварительным анализом.
Задачи программы:
 Формирование  навыка  усвоения  рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв;
Формирование навыка списывания с классной доски, букваря, печатных карточек, прочитанных и разобранных слогов, слов, состоящих из двух слогов.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов.
Формирование умения работать с буквами разрезной азбуки и различными печатными карточками.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью преподавания предмета по письму учащихся с тяжелой умственной отсталостью является практическая направленность, не требующая от них усвоения каких-либо правил. С учетом индивидуальных возможностей часть детей в состоянии овладеть простейшими навыками  написания отдельных  слогов, слов, часть учащихся способно только к письму по обводке. Поэтому программа  третьего  класса составлена на основе первого и второго годов  обучения.    
Обучение письму ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики и развития общей и мелкой моторики, с учетом специфических особенностей детей данного класса. Формирование навыков письма независимо от года обучения предусматривает пропедевтическую работу, направленную на развитие зрительного и слухового восприятия, совершенствования мелкой моторики.  Работа в классе также дополняется специальными логопедическими упражнениями. На уроках письма систематически проводится артикуляционная гимнастика, простые дыхательные и голосовые упражнения в виде короткой зарядки перед уроком.
Место учебного предмета в учебном плане.
По учебному плану количество учебных часов уроков по письму составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Содержание учебного предмета.
На третьем году обучения учащиеся знакомятся с 3 этапом букварного периода:
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд, й, ь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ,ъ.
Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов.
Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками.
Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных словах с опорой на наглядность.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Основные требования к знаниям , умениям обучающихся.
Учащиеся должны знать:
Правила поведения на уроке;
Буквы алфавита;
Правила посадки при письме;
Названия основных цветов;
Строчные и прописные буквы;
Названия письменных принадлежностей.
Учащиеся должны уметь:
Организовать рабочее место;
Ориентироваться в рабочей тетради (альбоме);
Пользоваться карандашом, ручкой по назначению;
Рисовать геометрические фигуры по трафарету;
Писать строчные и прописные буквы (по образцу, по обводке);
Соотносить печатную букву с прописной.
Ставить точку в конце предложения.
Критерии и нормы оценки результатов освоения образовательных программ обучающихся.
Основное содержание тех или иных предметов для детей с умеренной умственной отсталостью недоступно. Для них обозначается система минимальных знаний, необходимых для усвоения основ письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.
При организации и оценки итоговых знаний у этих учащихся следует исходить от достигнутого ими минимального уровня, т.е. выбирается такая оценка, которая стимулирует их учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно «примерить» к ребенку с умеренной умственной отсталостью.
Характеристика оценки:
«3» (удовлетворительно) – учащиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий в своей группе.
«4» (хорошо) - учащиеся верно выполняют от 50% до 65% заданий в своей группе.
«5» (очень хорошо) - учащиеся верно выполняют свыше 65% заданий в своей группе.
В случае не усвоения учащимся какого-нибудь образовательного курса для его дальнейшего обучения предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору), знания и умения учащегося не оцениваются.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
1 .«Программы для глубоко умственно отсталых детей» под редакцией А.Р.Маллера, НИИДАПН РСФСР 1984г.
Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. А.Р.Маллер, Г.В.Цикато.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.
В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина « Букварь» для коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.
Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» - М., 2009.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010
Дополнительный материал к урокам письма:
Грамотейка. О.Н.Земцова .Учебное пособие для детей 4-5 лет.
Веселые уроки. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику.
Прописи. Первые уроки.
Готовим руку к письму. Елена Бортникова.
Прописи-штриховки, дорисовки. Ю.А.ЗахароваРаскраски по темам.
Тематическое планирование.
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Повторение пройденного во 2 классе. 34
2 Строчная и прописная буква Д.д3
3 Строчная буква Й 2
4 Строчная буква Ь 2
5 Строчная и прописная букваЕ,е2
6 Строчная и прописная буква Я,я2
7 Строчная и прописная буква Ю,ю2
8 Строчная и прописная буква Ё,ё. 2
9 Строчная и прописная буква Ц,ц. 2
10 Строчная и прописная буква Ч,ч. 2
11 Строчная и прописная буква Щ,щ. 2
12 Строчная и прописная буква Ф,ф. 2
13 Строчная и прописная буква Э,э. 2
14 Строчная и прописная буква 2
15 Строчная буква Ъ. 2
16 Повторение пройденного за год. 3
17 Контрольные работы 4
Всего 68
Календарно-тематическое планирование.
№ Дата Тема урока
Виды
деятельности Планируемые результаты
1 Повторение пройденного.Узнавание и письмо букв Аа, УуРабота по заданию учителя Уметь различать и писать буквы Аа, Уу2 Строчная и прописная буква Мм. Упражнения в написании буквы Мм. Учить писать строчную и прописную букву МмНаписание строчной и прописной буквы м, формирование графических навыков
3 Упражнения в написании прямых и обратных слогов ам-ма, ом-мо, ум-му. Слова ма-ма, му-му. Развитие моторных умений и формирование графических навыков Письмо слогов ам-ма ом-мо, ум-му по следам анализа
4 Строчная и прописная буква Оо. Упражнения в написании буквы ОоУчить писать прописную букву О, обратные слоги ом, ам, ум. Написание строчной и прописной буквы Оо5 Упражнения в написании прямых и обратных слогов с буквой ОоРазвитие моторных умений и формирование графических навыков Письмо слогов с буквой Оо6 Строчная и прописная буквы Сс. Упражнения в их написании
Упражнения в написании буквы СсНаписание строчной и прописной буквы Сс. Формирование графических навыков
7 Слоги и слова с буквой Сс. Звуко – буквенный анализ и написание слогов и слов Упражнения в написании прописной и строчной буквы СсНаписание слогов с буквой Сс8 Буква Хх. Строчная и прописная. Письмо слогов с буквой Х. Упражнения в написании буквы ХхНаписание буквы Xx.
Формирование графических навыков
9 Письмо слов с усвоенными слогами: у-хо, му-ха, у-ха, су-хо Учить составлять слова с усвоенными слогами. Формирование графических навыков. Написание слов с изученными буквами.
10 Буква п. Слоги и слова с буквой пУчить писать букву п, слоги, слова и предложения с буквой Написание слов и предложений с буквой п11 Прописная буква П. Письмо слов с закрытым слогом (пар, пух, пол).
Учить писать прописную букву П, слоги, слова и предложения с буквой Написание слогов и слов с прописной буквой П
12 Строчная и прописная буква Лл. Прямые и обратные слоги
Письмо прописной и строчной ЛлНаписание буквы Лл.
Формирование графических навыков
13 Письмо слов и предложений с закрытым слогом.
Письмо предложения и слова с закрытыми слогами Уметь писать слова и предложения с закрытым слогом.
14 Буква ы. Слоги и слова с буквой ы. Предложения с этими словами Учить писать строчную ы, Написание буквы ы.
Формирование графических навыков
15 Прописная и строчная буква Нн. Обратные и прямые слоги. Письмо прописной и строчной букву Нн; прямые и обратные слоги.
Написание строчной и прописной буквы Нн.
16 Контрольная работа за 1 четверть. Списывание с рукописного текста. 17 Письмо слов и предложений с буквой Нн, с закрытым слогом Учить писать слова и предложения с буквой Н.
Написание слов и предложений с буквой Нн.
18 Буква и. Обратные и прямые слоги с буквой И. И – как отдельное слово.
Учить писать букву и слоги, слова и предложения с буквой и Написание слов и предложений с буквой и
19 Прописная буква И. письмо слов с буквой И в начале слова (имена).
Учить писать прописную букву и, слоги, слова и предложения с буквой ИНаписание слогов и слов с прописной буквой И20 Буква в. Слоги и слова с буквой вПисьмо буквы в, слоги, слова и предложения с буквой вНаписание слов и предложений с буквой в.
21 Прописная буква В. Слова и предложения с буквой ВПисьмо буквы В, слоги, слова и предложения с буквой Написание слов и предложений с буквой В.
22 Строчная и прописная буква Шш. Обратные и прямые слоги с ШшПисьмо прописной и строчной букву Шш; прямые и обратные слоги.
Написание строчной и прописной буквы Шш.
23 Письмо слов и предложений с буквой Шш.
Большая буква в начале и точка в конце предложения Письмо слов и предложений с буквой Шш.
Написание слов и предложений с буквой Шш.
24 Буква т. Прямые и обратные открытые слоги с буквой т.
Письмо буквы т; слоги, слова и предложения с буквой т Написание слов и предложений с буквой т25 Прописная буква Т. Письмо слов из 3-х слогов. Письмо предложений.
Письмо прописной букву Т; слоги, слова и предложения с буквой ТтНаписание слогов, слов и предложений с прописной буквой Т26 Буква к. Письмо прямых и обратных слогов, слов с буквой к
Учить списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения. Написание слов и предложений с буквой к27 Прописная буква К. Слоги и слова с прописной буквой К. Письмо предложений
Учить писать прописную букву К, слоги, слова и предложения с буквой К Написание слогов, слов и предложений с прописной буквой К
28 Буква з. Письмо слогов и слов с буквой з
Письмо по образцу буквы з, слоги, слова и предложения с буквой Написание слогов и слов с буквой з
29 Прописная буква З. Слова и предложения с буквой З. Различение звуков, букв, слогов, слов с з – сПисьмо с печатного и рукописного текстов слов и предложений Написание слогов и слов с прописной буквой З30 Буква р. Слоги, слова и предложения с буквой р.
Письмо буквы р; слоги, слова и предложения с буквой р
Написание буквы р. Слоги, слова и предложения с буквой р.
31 Прописная буква Р. Слоги, слова и предложения с буквой Р.
Писать прописную букву РНаписание слов и предложений с буквой Р32 Контрольная работа Списывание рукописного текста 33 Буква ж. Слоги и слова с буквой ж.
Письмо буквы ж, слоги, слова и предложения с буквой Написание буквы ж
34 Прописная буква Ж. Слова и предложения.
Письмо буквы Ж, слоги, слова и предложения с буквой Уметь списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения
35 Буква б. Письмо открытых и закрытых слогов с буквой б.
Учить писать букву Б, слоги, слова и предложения с буквой Уметь писать строчные и прописные буквы, слова и предложения с ними
36 Прописная буква Б. Письмо слов с прописной буквы (имена, клички животных) Письмо слов с прописной буквы (имена, клички животных) Уметь писать строчные и прописные буквы, слова и предложения с ними
37 Буква д. Письмо слогов, слов.
Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста. Уметь писать строчные и прописные буквы, слова и предложения с ними
38 Прописная буква Д. Большая буква в предложении.
Письмо слов и предложение по следам анализа
Списывать с печатного и рукописного текста
39 Различение Д-Т. Письмо слов по следам анализа. Списывание с печатного и рукописного текста.
Письмо слов по следам анализа. Списывание с печатного и рукописного текста Списывать с печатного и рукописного текста
40 Буква Йи. Слоги, слова и предложения с буквой ЙйСписывание с печатного текста Уметь писать букву Йй41 Различение и - й. Письмо слов по следам анализа. Письмо слов по следам анализа. Списывание с печатного и рукописного текстов Уметь списывать с печатного и рукописного текста
42 Буква ь знак. Письмо слов с ь знаком.
Письмо слов и предложений по следам анализа
Писать строчные и прописные буквы, слова и предложения с ними
43 Буква ь знак – показатель мягкости согласных.
Письмо слов по следам анализа. Списывание с печатного и рукописного текста Списывать с печатного и рукописного текста
44 Буква е. Письмо слов с буквой е в начале слова.
Письмо слов с буквой е в начале слова Списывать с печатного и рукописного текста
45 Прописная буква Е. Письмо буквы Е в именах людей и в начале предложения.
Прописная буква Е. Письмо буквы Е в именах людей и в начале предложения. Уметь писать строчные и прописные буквы и слова и предложения с ними
46 Буква я. Письмо слов и слогов с буквой я в начале слова и после гласной.
Письмо слов и слогов с буквой я в начале слова и после гласной. Уметь писать строчные и прописные буквы и слова и предложения с ними
47 Прописная буква Я. Письмо слов и предложений с буквой Я. Я – показатель мягкости. Прописная буква Я. Письмо слов и предложений с буквой Я. Я – показатель мягкости Уметь писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова
48 Буква ю. Письмо слогов, слов с буквой ю в начале слова, в конце.
Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста.
Уметь писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова
49 Прописная буква Ю. Письмо слов и предложений.
Письмо слов и предложение по следам анализа Уметь писать слова и предложения с изученными буквами. Списывание.
50 Буква ё. Письмо слов с буквой ё в начале слова и после гласной.
Письмо слов с буквой ё в начале слова и после гласной.
Уметь писать строчные и прописные буквы и слова и предложения с ними
51 Прописная буква Ё. Письмо слов с буквой Ё в начале слова. Письмо предложений.
Прописная буква Ё. Письмо слов с буквой Ё в начале слова. Письмо предложений.
Уметь писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова
52 Контрольная работа Списывание с рукописного текста. 53 Буква ч. Письмо слогов, слов по следам анализа. Списывание с печатного текста.
Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста.
Уметь писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова
54 Прописная буква Ч. Письмо слов со слогами ча-чу.
Письмо слов по следам анализа
Уметь писать слова с изученными буквами. Списывание.
55 Буква ф. Письмо слогов, слов, предложений по следам анализа
Письмо слогов, слов, предложений по следам анализа Уметь писать строчные и прописные буквы и слова и предложения с ф56 Прописная буква Ф. Письмо слов под диктовку.
Письмо предложений с пройденными буквами.
Письмо слов и предложений под диктовку. Письмо предложений с пройденными буквами Писать слова и предложения с изученными буквами. Списывание
57 Буква Цц. Письмо слогов, слов с буквой Цц в начале слова и в конце. Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста
Писать слова и предложения с буквой Цц. Списывание.
58 Буква Цц. Письмо слогов, слов с буквой Цц в начале слова и в конце. Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста
Писать слова и предложения с буквой Цц. Списывание.
59 Буква Ээ. Письмо слов и предложений .Письмо прописной и строчной ЭэНаписание буквы Ээ.
Формирование графических навыков
60 Буква Ээ. Письмо слов и предложений Письмо прописной и строчной ЭэНаписание буквы Ээ.
Формирование графических навыков
61 Буква Щ, щ. Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста.
Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста.
Писать строчные и прописные буквы, слова и предложения с ними
62 Письмо слов по следам анализа со слогами ча-ща, чу-щу. Списывание с печатного текста.
Письмо слов по следам анализа со слогами ча-ща, чу-щу. Списывание с печатного текста.
Уметь писать слова со слогами ча-ща, чу-щу. Списывание.
63 Буква ъ. Слова с ъ. Сравнительный анализ слов с разделительным ъ и без него.
Письмо слов и предложений по следам анализа
Уметь писать слова и предложения с ъ. Списывание.
64 Письмо слов с ъ знаком.
Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста.
Уметь писать слова и предложения с ъ. Списывание.
65 Повторение.Письмо слов со слогами жи - ши. Списывание с рукописного и печатного текста.
Письмо слов со слогами жи-ши
Уметь писать слова и предложения с изученными буквами. Списывание.
66 Письмо слов со слогами ча-ща, чу-щу. Списывание.
Письмо слов со слогами ча-ща, чу-щу. Списывание.
Уметь писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова
67 Письмо слов с ь знаком, с ъ знаком.
Письмо слов в 3 слога. Письмо под диктовку.
Писать слова и предложения с изученными буквами. Списывание.
68 Итоговая контрольная работа Списывание с рукописного текста Уметь списывать с рукописного текста