Проект Изобразительно-выразительные средства русского языка на примере произведения Н.В. Старшинова Зарево над волнами.
XVI городская научно-практическая конференция «Академия» среди детей дошкольного возраста, учащихся образовательных учреждений и студентов
СУЗов и ВУЗов
Изучение изобразительно-выразительных средств русского языка на основе произведения «Зарево над волнами»
(автор Герой Советского Союза Николай Васильевич Старшинов)
Выполнил: Никитин Игорь
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Николая Васильевича Старшинова»
9 класс
Научный руководитель:
Путинцева Юлия Борисовна
учитель русского языка и литературы 1 категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Николая Васильевича Старшинова»
Россия
г-к Анапа - 2016
Аннотация
Цель работы: проанализировать роль изобразительно-выразительных средств русского языка, использованных в повести Н.В.Старшиновым «Зарево над волнами».
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу.
2. Перечитать повесть Н.В. Старшинова «Зарево над волнами».
3.Найти в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка и систематизировать их.
4. Определить роль изобразительно-выразительных средств русского языка в данном тексте и особенности их использования.
Методы работы:
1. Анализ научно-методической литературы и материалов интернет - пространства.
2.Количественно-статистический.
3. Сравнительно-сопоставительный.
Выводы: мы изучили биографию Н.В. Старшинова, обратились к интернет- источникам, где получили сведения о военных действиях 1942-1945 гг. в районе Чёрного моря, от города Новороссийска до Констанца (Румыния), на основе этих данных составили карту, нами изучена литература о изобразительно-выразительных средствах русского языка, перечитано произведение Николая Васильевича Старшинова «Зарево над волнами», проанализирован художественный текст этого произведения, найдены и систематизированы изобразительно-выразительные средства русского языка. Определены особенности их использования. Эти сведения занесены в таблицу.
Введение
Актуальность исследования
С апреля 2013 года нашей Кадетской школе присвоено имя Героя Советского Союза Старшинова Николая Васильевич. Личность и судьба этого человека привлекли наше внимание. Мы решили познакомиться с его жизнью. Изучая биографию Николая Васильевича, мы наткнулись на произведение о Великой Отечественной войне «Зарево над волнами», им написанное. Оно состоит из нескольких взаимосвязанных рассказов. Нас очень заинтересовали рассказы Героя Советского Союза, где описываются военные действия за освобождение нашего города Анапы, а также Новороссийска, Керчи и других городов Крымского полуострова. Чтобы привлечь внимание наших учащихся к чтению данного произведения, решили на его примере изучить изобразительно-выразительные средства русского языка.
Но задача стоит гораздо объёмнее: надо не только научиться видеть в художественном тексте изобразительно-выразительные средства русского языка, но и определять их роль. Эти знания, умения и навыки требуются при выполнении задания 3 в демоверсии ОГЭ – 2016 года. Таким образом, работа, выполненная нами, не только интересна, но и актуальна. Причём эти знания и опыт пригодятся нам и в будущем при подготовке к ЕГЭ (задание 24). Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами. Во-первых, данная тема слабо представлена в учебниках и методических пособиях, а в материале по данной теме остро нуждаются учителя и учащиеся. Во-вторых, данная тема представляет особый интерес, так как тайны языка до конца постичь невозможно, многие учёные занимаются исследованиями по теме, многие вопросы остаются спорными.
Цель: проанализировать роль изобразительно-выразительных средств русского языка, использованных в повести Н.В.Старшинова «Зарево над волнами».
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу.
2. Перечитать повесть Н.В. Старшинова «Зарево над волнами».
3.Найти в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка и систематизировать их.
4. Определить роль изобразительно-выразительных средств русского языка в данном тексте и особенности их использования.
Краткая биографическая и историческая справка
Старшинов Николай Васильевич родился 3 марта 1915 года в деревне Поспелиха Варнавинского района Нижегородской области в семье крестьянина. Окончил семилетнюю школу и Ветлужский лесотехникум. В октябре 1937 года был призван на срочную воинскую службу и направлен на балтийский флот, в электромеханическую школу. В 1942 году Николай Старшинов участвовал в оборонительных боях в Анапе, в уличных боях в городе Новороссийске. Участвовал в нескольких операциях по разведке или проведению диверсий в тылу противника на Черноморском побережье Таманского полуострова. В 1943 году в штурмовом отряде Новороссийского десанта совершил высадку на причалы в центральной части Новороссийского порта. За проявленное мужество в боях за Новороссийск, был представлен к званию Героя Советского Союза. Весной 1944 года участвовал в боях за освобождение Крыма, а также в штурме Севастополя. Был ранен во время десанта в порту Констанца (Румыния). Ранения оказались тяжелейшими. Более двух лет он проходил лечение, а с декабря 1941 года продолжил воинскую службу в полит органах Черноморского флота. В 1954 уволился в запас с правом ношения военной формы и жил в городе Феодосии. Умер 20 июня 1972 года, похоронен на центральном городском кладбищем в городе Феодосии. Хорватии.
2. Обоснование выбора темы
Существует тонкая и сложная связь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д. С. Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной» [144, с. 52 -59]. Именно этим и ценно для меня произведение « Зарево над волнами», которое в далёком 1971 году написал Николай Васильевич Старшинов. В нём Герой Советского Союза рассказывает о боевых друзьях-побратимах, легендарных героях Малой земли, о их сражениях под Новороссийском, на Таманском полуострове и в Крыму. Местное и мировое, индивидуальное и общечеловеческое в этом произведении художественной литературы находятся в состоянии взаимопроникновения, составляют гармоническое целое, ведут к одной цели - воплощению духовных ценностей и культурных идеалов в живых и конкретных образах.
Перечитывая это произведение, мы обратили внимание, что Николай Васильевич знает и умело использует богатства родного русского языка, его тончайшие оттенки и нюансы. Мы решили объединить языковые средства языка в группы и проанализировать особенности их использования. Наша работа может быть полезна при выполнении индивидуального домашнего задания, на уроках русского языка, развития речи, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Тропы и фигуры речи в произведении Н.В. Старшинова «Зарево над волнами»
Изобразительно-выразительные средства русского языка многочисленны и разнообразны. До сих пор нет чёткой их классификации. В некоторых учебниках используются разные термины, называющие эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т. п. Умение обнаруживать в тексте самые распространённые средства выразительности необходимо и при анализе текста на уроках русского языка и литературы.
Тропы – слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении(табл.1).
Таблица 1. Тропы в произведении Н.В. Старшинова «Зарево над волнами»
Эпитет
Образное, эмоционально-оценочное определение.
Улепётывающим немцам;
партизанская цепочка связи;
нечеловеческое страдание; одеревеневшие ноги; немцы ошеломлённые; стремительный натиск; личная храбрость; гигантскими столбами воды;
расчленённую линию обороны;
кинжалообразным лезвием;
сильный дзот;
бесстрашная разведчица; непохожими людьми; неугомонный одессит;
война – злейшее из зол.
Олицетворение
Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям.
Раскаты «Ура» неслись; сжимались сердца, распласталось 12 трупов; на пути встал сильный дзот; рыскали вражеские подводные лодки; метнулось дыхание пламени; кудри поредели; припудрила седина.
Сравнение
Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того, чтобы пояснить один из них при помощи другого.
Слово, как метко выпущенная пуля; словно ящерица, он заскользил на животе; сильную, словно отлитую из стали , руку;
Фразеологизмы
Устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле.
Мухи не обидит;
в мгновение ока;
собрав всю свою волю в кулак;
плечом к плечу;
не щадя себя.
Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность (табл.2).
Таблица 2. Фигуры речи в произведении Н.В. Старшинова «Зарево над волнами»
Анафора
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз.
Люди курят, пряча цигарки в рукава,
Люди курят и молчат.
Каждый уцелевший подвал, каждый дом превратился в опорный пункт.
Пусть гитлеровцы боятся, пусть дрожат.
Двести пятьдесят героических дней сражались моряки и пехотинцы, сдерживая вражеские полчища на подступах к Севастополю.
Двести пятьдесят дней, предпринимая штурм за штурмом, противник не мог сломить сопротивление отважных воинов.
Лексические повторы
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания. Для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.
И бинты, бинты
Дрались, дрались
Палили, палили
Направили и направили.
Долгих-долгих 2 часа, Думали, передумывали
И улыбки, улыбки.
Вводные слова и конструкции
Выражают отношение говорящего к сообщению.
Можно сказать; казалось; честно говоря, естественно; конечно; понятно
Инверсия
Обратный порядок слов.
Впереди не видно ничего.
Итак, мы нашли и систематизировали средства выразительности. Теперь предлагаем вашему вниманию особенности их использования.
Так эпитеты, характеризуя предметы и образно описывая действия, придают речи красочность и выразительность. Каждое слово, украшенное эпитетом, приобретает большую значимость.
Совсем другое предназначение имеет олицетворение. В предложении с олицетворением всё неживое – оживает. То есть противоборствующие армии увеличиваются. Война приобретает больший масштаб. Значит победа, одержанная в ней, очень дорога.
Примеры, где употребляется сравнение, позволяют наглядно объяснить: какие были сильные, ловкие, сообразительные десантники.
А ничем не заменимые фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль.
Вводные слова автор использует, во-первых, для выражения степени уверенности говорящего в том, что он говорит. Во-вторых, для выражения оценочного значения, помогают глубже вникнуть в содержание.
Старшинов Н.В. хотел придать речи эмоционально-экспрессивную окраску, усилить её выразительность и поэтому использовал лексические повторы.
Знать лексические и фразеологические единицы языка; владеть нормами словоупотребления; уметь пользоваться фразеологическими, толковыми, этимологическими словарями – всё это мне близко теперь, после выполнения нашей исследовательской работы.
Заключение
Мы изучили биографию Н.В. Старшинова, обратились к интернет- источникам, где получили сведения о военных действиях 1942-1945 гг. в районе Чёрного моря, от города Новороссийска до Констанца (Румыния), на основе этих данных составили карту, нами изучена литература о изобразительно-выразительных средствах русского языка, перечитано произведение Николая Васильевича Старшинова «Зарево над волнами», проанализирован художественный текст этого произведения, найдены и систематизированы изобразительно-выразительные средства русского языка. Определены особенности их использования. Эти сведения занесены в таблицу.
Список использованной литературы
Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект – Центр, 2016.- 208 с.
Старшинов Н.В. «Зарево над волнами» [Электронный ресурс] Режим доступа: ModernLib.Ru (дата обращения 15.11.2015)
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315