Конспект психологического занятия для младших школьников «Пусть в твоей жизни не будет черных полос»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2»
"Все цвета, кроме черного"
Конспект психологического занятия для младших школьников
Разработан и проведен
педагогом-психологом
Нигматуллиной Е.С.
Конспект психологического занятия для младших школьников в рамках программы «Все цвета, кроме черного»
Тема: «Пусть в твоей жизни не будет черных полос»
Цель:
Создание для ребёнка возможностей расширить представления о ситуации, которая поможет детям настроиться на успех.
Задачи:
Создать ситуацию для размышления по поводу счастья.
Формирование у детей чувства единения, сплочения с группой.
Повышение самооценки учащихся.
Материалы:
Конверты с надписью ЛЕТО, ЗИМА, ВЕСНА, ОСЕНЬ, карточки с чувствами ОБИДА, ЯРОСТЬ, РАДОСТЬ, ПРИЯТНОЕ УДИВЛЕНИЕ, изображение на доске двух воздушных шаров, заготовка для упражнения «Ромашка», лепестки 3-х цветов (зеленого, красного и коричневого) для каждого ученика, секундомер, клей, магниты, маркеры. Деятельность учеников и учителя, которая приведет к достижению запланированных результатов Сингапурские структуры
Участники садятся в круг. (Заранее вынести из кабинета парты, составить стулья в круг)
Упражнение №1. «Приветствие»
Цель: приветствие, включение в работу, создание положительного, эмоционального фона.
Ведущий:
- Мне очень приятно Вас поприветствовать! Добрый день!
Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поиграть в психологическую игру, которая называется «Все цвета, кроме черного» (на доске название). Это интересная игра, и, конечно, вы можете просто развлечься с её помощью… Но если вы отнесетесь серьезно к тому, что здесь будет происходить, то сможете узнать много нового для себя. Увидеть себя со стороны и даже попытаться измениться.
Упражнение №2. «Ромашка настроения»
Цель: выяснение настроения каждого участника группы.
А сейчас мы, как обычно, попытаемся узнать – кто с каким настроением пришел сюда. Для определения своего настроения мой помощник предложит вам лепестки трех различных цветов – зеленый, красный и коричневый. Вы должны будете выбрать тот, который в наибольшей степени соответствует вашему настроению. Но прежде я вас познакомлю, что означает тот или иной цвет.
(На доске запись:Зеленый – веселое, бодрое, жизнерадостное;
Красный – неуверенное, беспокойное
Коричневый – сердитое, унылое, плаксивое;)(Помощник ведущего собирает лепестки и наклеивает их на бумагу, получается «Ромашка настроений»)
Пока готовится Ромашка, мы с вами немного поговорим о настроении, наших эмоциях и чувствах, которые мы испытываем ежедневно.
Вопросы к беседе:
- Что такое эмоции? Когда мы их испытываем?
- Помогают ли они нам в жизни? А может и не нужны вовсе?
- Откуда они берутся? Что влияет на возникновение чувств?
- Как вы думаете, влияет ли на окружающих наше настроение?
(В это время подготовили Ромашку)
Ребята, посмотрите на нашу Ромашку, наше настроение. Какое оно? Какие цвета преобладают? (Ведущий вывешивает Ромашку на доску)
Упражнение №3. Зеркало.
Цель: сформировать наглядное представление об отражении наших чувств.
- Как вы думаете, как отражается на окружающих наше настроение?
Давайте поиграем в игру «Зеркала». Для этого нам надо разбиться на пары. Все встают в круг и ведут пересчет «День-ночь». Те, кто «день», образовывают внешний круг, «ночь» образовывают внутренний круг. Встаньте лицом друг к другу, образуйте пары. В роли зеркала будет выступать внешний круг «день», те, кто «ночь» будут изображать предложенное мной чувство (радость). Задача зеркала как можно точнее изобразить показанную вам эмоцию. Закончили. Спасибо. Внутренний круг делает влево столько участников, сколько этажей в нашей школе. (Далее изображаем следующую эмоцию - уныние). Внешний круг двигается влево на столько участников, сколько шаров нарисовано на доске. (Изображаем эмоцию восхищение)
- Вот так наше настроение влияет на окружающих.
Вопросы после игры.
- Как вы можете повлиять на уставшую маму, которая только что пришла домой?
(Передвигаемся на столько участников, в каком классе вы учитесь)
- А как вы думаете, с помощью эмоций можно решить свои проблемы, добиться успеха?
- Как, например, сказать маме о том, что ты получил «2» и одновременно с этим ещё и отпроситься на улицу?
Упражнение №4
«Довольный – сердитый»
Цель: упражнение даёт возможность расслабиться, снять мышечное и эмоциональное напряжение, развить воображение.
Теперь давайте потренируемся и почувствуем, что мы испытываем в тех случаях, когда мы довольны, когда сердиты.
Инструкция: «Закрой глаза и задумывайся о том, что ты делаешь, когда ты сердит. Сначала представь себе, что ты доволен. Что ты тогда делаешь? Где ты находишься при этом? Кто находится рядом с тобой? Как ты чувствуешь себя в таких случаях? Где в твоем теле ты ощущаешь, что ты доволен? (20 сек)
Теперь представь себе, что ты рассержен. Что ты делаешь? Где ты? Кто находится рядом с тобой? Где в своем теле ты ощущаешь сердитость? (20 сек)
Теперь подумай, в каком настроении ты бываешь чаще?
Откройте глаза.
Анализ упражнения. (По 2-3 человека выслушать ответ на каждый вопрос)
- Какое чувство тебе было труднее всего выразить?
- Как происходила смена одного чувства другим?
- Какое чувство понравилось тебе больше всего? А что именно тебе понравилось в нем?
- Иногда мы можем изменять свои чувства. А тебе это удается?
Упражнение № 5.
«Воздушные шарики»
Цель: Формировать у учащихся умение понимать друг друга
Ребята, вы уже наверное обратили внимание на шарики, которые нарисованы на доске. Сейчас, пришла пора поиграть. Игра называется «Воздушные шарики». Представьте себе, что в одном из воздушных шаров собрано все полезное для человека, помогающее расти ему здоровым, красивым, счастливым, а во втором – все вредное, что мешает ему расти здоровым, приводит к болезням, заставляет волноваться.
Наша задача сейчас такова: в одном из шаров написать все полезные привычки и «хорошие» черты характера, а во втором – вредные привычки и «плохие» черты характера.
Для опоры ведущему:
Доброта
Аккуратность
Щедрость
Усидчивость
Трудолюбие
Вежливость
Понимание Лень
Неряшливость
Жадность
Злоба
Грубость
Безответственность
Зависть
Теперь мы с вами разобрались и даже попытались разделить почти все знакомые нам чувства на «хорошие» и «плохие». Встаньте те, кто думает, что мы правильно разложили чувства по воздушным шарикам?
Упражнение №6.
«Эмоциональная пантомима»
Цель: формировать чувство единения с группой, способствовать сплочению группы.
Давайте попытаемся решить для себя, какое чувство делает человека приятнее, красивее, симпатичнее.
Давайте разделимся на 4 группы. В разных углах комнаты развешены конверты с надписью времен года (зима, весна, лето, осень). Ребята встают под надписи в соответствии со своим днем рождения. После того, как все ребята распределились по группам, им дается задание – достать из конверта табличку с написанным на ней чувством (ОБИДА, ЗЛОСТЬ, РАДОСТЬ, ПРИЯТНОЕ УДИВЛЕНИЕ). Не показывая и не говоря ничего другим командам, нужно в течение минуты потренироваться над изображением данного чувства с помощью мимики и жестов.
Анализ упражнения.
Из предложенных вашему вниманию четырех чувств на ваш взгляд, какое же чувство делает человека приятнее и симпатичнее? (Радость, приятное удивление). Давайте изобразим на наших лицах радость. С этим чувством встанем в тесный круг, возьмемся за руки и скажем комплименты друг другу (соседу справа, соседу слева) с чувством радости на лице и в голосе.
Присаживайтесь. Что вас удивило на занятии? Что вы узнали нового для себя? (опрос каждого по кругу)
Упражнение №7. Прощание
Цель: способствовать сплочению группы, создать положительный эмоциональный фон в конце занятия.
Все участники сидят в кругу. Ведущий предлагает положить в левую руку те знания, с которыми они сюда пришли, а в левую руку положить знания, которые они получили в ходе сегодняшнего занятия. Слепим из них единое целое. Ведущий благодарит всех участников за замечательно проведенное время.
До новых встреч! ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ («внутренний и внешний круг»)
ТАЙМД ПЭА ШЭА (два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного времени – 30 секунд)
СИНГЛ РАУНД РОБИН («однократный раунд робин» учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз)
Музыка релаксТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН («встать-сесть»)
КОНЭРС («углы»)
СИНГЛ РАУНД РОБИН («однократный раунд робин» учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз)
ЗИМА
ЛЕТО
ОСЕНЬ
ВЕСНА
РАДОСТЬ
ЯРОСТЬ
ПРИЯТНОЕ УДИВЛЕНИЕ
ОБИДА