Конспект урока с региональным компонентом по химии Сплавы металлов (9 класс)


Тема урока: Сплавы металлов.
Цель урока: уяснить основные понятия темы сплавы, интерметаллические соединения, изучить виды классификации и состав наиболее распространенных сплавов
Задачи:
образовательная: познакомиться с видами сплавов; познакомиться со свойствами сплавов в зависимости от кристаллической решетки металлов и сплавов; значением сплавов и применением.
развивающая: развитие у учащихся познавательных способностей, формирование самостоятельности мышления, умения логически рассуждать, обобщать и делать выводы из полученных знаний.
воспитательная: формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной, повышение творческой активности учащихся, познавательного интереса к химии, сформировать гуманное отношение к окружающим
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование: коллекции металлов и сплавов, кристаллические решетки металлов и сплавов, периодическая таблица Д.И.Менделеева, иллюстративный материал, образцы изделий из сплавов.
№ Этап урока Название используемых методов Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика
1 I. Организационный момент (3мин) Вступительное слово, комментарий к началу урока Слушают
2 II. Мотивация. Актуализация знаний (5 мин) Беседа
Давайте вспомним:
Каковы особенности строения атомов металлов?
- Как особенности строения атома влияют на физические свойства?
- Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?
Слушают, отвечают на вопросы
- Атомы металлов имеют сравнительно большие атомные радиусы и вторая особенность, которая присуща атомам наиболее активных металлов – это наличие на внешнем энергетическом уровне 1-3 электронов
Характерные физические свойства металлов металлический блеск, электрическая проводимость, теплопроводность, связаны с особенностью строения кристаллических решеток атомов металлов.
3 Проверка домашнего задания Фронтальный опрос: Что такое коррозия металлов?
Какие виды коррозии вам известны?
Назовите причины коррозии?
Назовите методы борьбы с коррозией.
Посмотрите на слайд, соотнесите металл с его «физическим рекордом» (Слайд 2)
Отвечают на вопросы
- Коррозией металлов называют самопроизвольный процесс разрушения металлов и изделий из них под воздействием окружающей среды.
-Существует следующая характеристика коррозии металлов: по характеру разрушения металла различают коррозию сплошную и местную; по характеру разрушения и по механизму действия.
- Способы защиты от коррозии: легирование металлов; нанесение на поверхность металлов защитных пленок; введение ингибиторов
-Учащиеся соотносят «физический рекорд» с металлом.
4 Изучение нового материала (25мин) Беседа, рассказ
Вы уже знакомы со строением, свойствами и способами получения многих металлов. Наука, занимающаяся получением металлов из их природных соединений – минералов и руд, носит название (какое?)
Металлы обладают такими важными свойствами, как (какими?) прочность, ковкость, высокие тепло- и электропроводность.
Но почему химически чистые металлы редко используют в быту и промышленности? Например, из магния не делают бытовые изделия; легкий прочный кальций не используют в самолетостроении?
Как же можно устранить хрупкость металлов?
Для того, чтобы устранить данную проблему человек в своей жизни начал использовать сплавы металлов. Первое знакомство с медью произошло в доисторические времена. Из медных самородков человек делал топоры, копья, щиты. В России медные рудники были на Дону, в Приднестровье, на Урале. Открытие и разработка месторождений меди на Урале связаны с именем Никиты Демидова. Опыт применения чистой меди показал многие недостатки этого металла и заставил задуматься над улучшением его качеств. Вот тогда на смену медному веку пришел бронзовый. Металлы одиночки уступил место сплавам. Исходя из жизненного опыта скажите, что же такое сплавы?
Таким образом, сплавы – материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых по крайней мере один – металл. Оказывается, что при сплавлении различных металлов строение их изменяется: расстояние между атомами в узлах кристаллической решетки либо уменьшается, либо, наоборот, увеличивается.
(Слайд 3)


Считается, что при этом появляются дополнительные силы, скрепляющие атомы в кристалле. Вот почему сплавы обычно более прочные, чем чистые металлы. По своему составу сплавы металлов бывают однородные и неоднородные. Обратите внимание на слайд и запишите себе в тетрадь данную схему. (Слайд 4)
И так, давайте с вами познакомимся с основными сплавами металлов.
Чугун-сплав на основе железа, содержащий от 2 до 4,5% углерода, а также марганец, кремний, фосфор и серу. Чугун значительно тверже железа, обычно он очень хрупкий, не куется, а при ударе разбивается. Этот сплав применяется для изготовления различных массивных деталей методом литья, так называемый литейный чугун и для переработки в сталь - предельный чугун. В зависимости от состояния углерода в сплаве различают серый и белый чугун.
(Слайд 5)

В нашей области производства чугуна происходит на Косогорском металлургическом заводе. ПАО «КМЗ» производит литейный и предельный чугун всех марок, предусмотренных действующими международными и российскими стандартами, в том числе и нодулярный, который используется при выплавке ответственных деталей в автомобилестроении и других высокотехнологичных отраслях промышленности. Косогорский чугун отличают минимальное количество вредных примесей (серы, фосфора, титана, ванадия и т.д.), удобные размеры и формы чушек.
Давайте с Вами посмотрим, как происходит литейное производство чугуна. (Слайд 6, видео-фрагмент)

Бронза- сплав на основе меди с добавкой ( до 20% ) олова. Бронза хорошо отливается, поэтому используется в машиностроении, где из нее изготавливают подшипники, поршневые кольца, клапаны, арматуру и т. д. Используется также для художественного литья. Самые известные памятники культуры, которые были изготовленные из бронзы, это: Царь-колокол, Царь-пушка. (Слайды 7,8)


Сталь-сплав на основе железа, содержащий менее 2% углерода. По химическому составу стали делят на два основных вида: углеродистая и легированная стали. Углеродистая сталь представляет собой сплав железа главным образом с углеродом, но, в отличие от чугуна, содержание в ней углерода, а также других веществ гораздо меньше. В зависимости от количества углерода стали подразделяют на мягкие(0,3%С), средней твердости и твердые (до2%С). Из мягкой и средней твердости стали делают детали машин, трубы, гвозди, скрепки и т. д., а из твердой - различные инструменты. Легированная сталь- это тоже сплав железа с углеродом, только в него введены еще специальные, легирующие добавки: хром, никель, вольфрам, молибден и др. Легирующие добавки придают сплаву особые качества. Так, хромоникелевые стали очень пластичные, прочные, жаростойкие, кислотоупорные, устойчивые против коррозии. Они применяются в строительстве, а также для изготовления нержавеющих предметов домашнего обихода (ножей, вилок, ложек), всевозможных медицинских и других инструментов.( Слайд 9)

На слайде (10) представлен видео-фрагмент «Литье стали»

Чтобы поближе познакомиться со сплавами металлов, у вас, у каждого на парте лежит коллекция «Сплавы металлов» с описанием их физических свойств. Познакомьтесь с коллекцией и изучите физические свойства представленных сплавов.
Слушают
Отвечают на вопрос.
Слушают
Отвечают на вопрос. Слушают
Записывают в тетрадь определение
Записывают в тетрадь предложенную схему
Слушают
Смотрят видео- фрагмент
Слушают
Смотрят видео-фрагментРаботают с коллекцией
5 Закрепление и обобщение нового материала
(10 мин) Какое значение имеют сплавы для жизни человека?
Решите задачу (учебник стр. 69, задача 4)
Отвечают на вопрос
Один ученик работает у доски, остальные решают в тетради
6 Домашнее задание (2 мин) Д/з § 10, №1,3 Записывать задание в дневники