Досуговая программа здоровьесбережения «Олимпийское лето» ( плавание)
Досуговая здоровьесберегающая программа
«О Л И М П И Й С К О Е Л Е Т О»
Составитель : Заведующий бассейном
МБОУ СОШ № 46 с УИОП г.Сургута
Скворцов А.Г.
Информационная карта программы
1. Полное название программы Досуговая, здоровьесберегающая подпрограмма «Олимпийское лето»
2. Автор программы Зав.бассейном МБОУ СОШ № 46 г.Сургута Скворцов А.Г.
3. Руководитель программы Вешапидзе Гиоргий Вахтангович, заместитель директора по воспитательной работе центра плавания «Дельфин»
4. Территория Ханты – Мансийский автономный округ, г. Сургут
5. Адрес организации (предприятия) Сургут, улица Мелик – Карамова,60а. МОУДОД ЦП «Дельфин»
6. Телефон 83462 353541
7. Форма проведения 1 блок. «Олимпийское лето для воспитанников пришкольных лагерей» - включает в себя досуговые, спортивно-массовые, физкультурно – оздоровительные и развивающие мероприятия, посвящённые летней Олимпиаде в Пекине;
2 блок. «Олимпийское лето для спортсменов» - включает в себя мероприятия по релаксации и восстановлению тренирующихся спортсменов, независимо от вида спорта;
3 блок. «Олимпийское лето для детей-инвалидов» - включает в себя досуговые, спортивно-массовые, физкультурно – оздоровительные и развивающие мероприятия направленные на социальную адаптацию и повышению самооценки;
8. Цель программы Организация здоровьесберегающего активного досуга учащихся в дни школьных каникул, направленного на сохранение, укрепление здоровья, развитие основных лидерских качеств
9. Специализация программы (проекта) Досуговая здоровьесберегающая10. Ожидаемый результат Увеличение общего количества занимающихся плаванием в дни каникул.
Организация здоровьесберегающего, активного культурно-содержательного досуга в период летних школьных каникул для детей с ограниченными возможностями.
Снижение количества детей, подверженных воздействию саморазрушающего поведения. Развитие интереса к регулярным занятиям физической культурой и плаванием.
Увеличение количества детей систематически занимающихся физической культурой в целом, и плаванием, в частности.
Привлечение внимания родителей учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений к необходимости приобщения детей к занятиям физической культурой и плаванием, в частности, как одному из средств формирования потребности здорового образа жизни у детей.
Развитие основных лидерских качеств: коммуникативность, самооценка, самостоятельность в принятии решений, организаторские способности, высокая мотивация к достижению поставленной цели.
Обеспечение согласованности деятельности координирующих структур по проведению мероприятий, разработке и усовершенствованию перечня и содержания документов, стимулирующих деятельность исполнителей программы.
Повышение качества организации и проведения спортивно- массовых мероприятий на воде с участием учащихся, их родителей и педагогов образовательных учреждений.
Популяризация Олимпийского движения. Пропаганда олимпийских видов спорта, распространение информации о выдающихся спортсменах – олимпийцах.
11. Срок реализации с 1 по 22 июня
12. Количество подпрограмм 3
13. Место проведения Сургут, улица Мелик – Карамова,60а. МОУДОД ЦП «Дельфин»
14. Официальный язык программы Русский язык
15. Общее количество участников программы 1 блок - 1500 человек;
2 блок - 300 человек;
3 блок – 200 человек
16. География участников Учащиеся образовательных учреждений города Сургута, воспитанники лагерей с дневным пребыванием детей, воспитанники ДЮСШа, СДЮШОР и др,
Спортсмены в период учебно – тренировочных сборов проходящих в г.Сургуте
17. Условия участия в программе (проекте) Заявка образовательного учреждения,
договор с образовательным учреждением,
допуск врача к занятиям плаванием.
18. История осуществления программы Подпрограмма «Олимпийское лето» расширена, добавлен блок по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В 2012, 2013 г.г. на базе ЦП «Дельфин» реализовывались программы «Лето в центре плавания «Дельфин» для учащихся образовательных учреждений».
19. Особая информация и примечания Подпрограмма «Олимпийское лето» может быть реализована не только педагогами центра, но и с привлечением педагогов других образовательных учреждений города. Проведение части спортивно-массовых и физкультурно – оздоровительных мероприятий воспитанниками центра плавания «Дельфин» спортивно-развивающего лагеря «Акватория».
ДОСУГОВАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОЛИМПИЙСКОЕ ЛЕТО»
Обоснование подпрограммы
1. Одна из центральных задач российского общества сегодня — создание такой образовательной системы, которая не только приобщала бы человека к высотам культуры, но и сохраняла и развивала бы его здоровье. Между тем, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в школьном возрасте ухудшение здоровья ярко выражено и четко прослеживается от начала обучения в школе к его концу. За последние 10-15 лет у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Только 10 % школьников относятся к числу здоровых, 50 % имеют патологию, 40 % составляют группу риска (пограничное состояние здоровья).
Государственная социально-экономическая политика привела к увеличению роста детской заболеваемости:
- резко снизились возможности организованного досуга школьников;
- сокращено количество детей, направляемых в оздоровительные учреждения в период летних каникул;
- присутствуют деградационные процессы в семейных отношениях;
-снизился интерес к занятиям физическими упражнениями;
- увеличилось число школьников, подверженных табакокурению, потреблению алкоголя и наркотиков.
Эти же проблемы, с той или иной степенью выраженности, актуальны для нашего города.
Кроме того, у детей и подростков, занятых активной спортивной деятельностью, также возникают проблемы здоровьесбережения. Систематические, интенсивные тренировочные нагрузки, повсеместно применяемые при подготовке квалифицированных спортсменов, могут сопровождаться и нарастанием тренированности и повышением спортивной работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают адекватное пополнение энергетических ресурсов, или хронически нарастающим истощением и переутомлением, возникающими при систематическом нарушении восстановления. Во время организации учебно-тренировочных сборов в летний период, при отсутствии возможности выехать в оздоровительные лагеря, восстановление обеспечивается не в полной мере.
Для решения данных проблем необходима, в частности, консолидация усилий общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования в сфере воспитания, оздоровления и организации активного отдыха в дни школьных каникул.
2. В настоящее время 10% населения Земли, т.е. более 500 млн. человек, имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.
Всеобщая декларация прав человека гарантирует этим лицам право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Глобальные проблемы и трудности, с которыми столкнулось человечество на пороге XXI века, породили стремление не только декларировать те или иные права, основанные на гуманистических идеалах и ценностях, но и добиваться их практической реализации. Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы найти пути повышения качества (ценности) жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран в настоящее время ведут поиск и разработку эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с не инвалидами и т.д. Задача эта достаточно сложная и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, психологов, социологов, философов, специалистов в области физической культуры и спорта, организации досуга и т.д.
3. В современных условиях развития российского общества, восстанавливающегося после экономического кризиса 90-х, чётко прослеживаются изменения во всех сферах жизни. На данный момент среди подрастающего поколения наблюдается интенсивное стремление к признанию её роли в жизни общества, к самостоятельному осмыслению происходящих перемен, поиск путей и форм самовыражения. Роль лидера приобретает особую значимость в этих условиях, что требует особого подхода к лидерам учащейся молодёжи, которые, имея творческий потенциал и желание его реализовать в организаторской деятельности, испытывают потребность в получении навыков использования и применения различных методик работы, форм и технологий взаимодействия в социуме.
Опираясь на исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов, можно предположить, что умение вовремя взять на себя инициативу, наиболее рационально организовать работу коллектива или группы детей по достижению необходимых его участникам результатов может быть развито в учреждении дополнительного образования детей посредством участия воспитанников в проектных группах, направленных на развитие лидерских качеств.Цель подпрограммы
Организация здоровьесберегающего активного культурно-содержательного, интеллектуально-развивающего досуга учащихся в дни школьных каникул, направленного на сохранение, укрепление здоровья, развитие спортивной одаренности, формирование основных лидерских качеств.
Задачи подпрограммы
Организация здоровьесберегающего, активного культурно-содержательного досуга в период летних школьных каникул, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Увеличение общего количества занимающихся плаванием в дни каникул.
Снижение количества детей, подверженных воздействию саморазрушающего поведения. Развитие интереса к регулярным занятиям физической культурой и плаванием. Увеличение количества детей систематически занимающихся физической культурой в целом, и плаванием, в частности.
Развитие основных лидерских качеств: коммуникативности, адекватной самооценки, самостоятельности в принятии решений, организаторских способностей, высокой мотивации к достижению поставленной цели.
Привлечение внимания родителей учащихся образовательных учреждений к необходимости приобщения детей к занятиям физической культурой и плаванием, в частности, как одному из средств формирования потребности здорового образа жизни у детей.
Обеспечение согласованности деятельности координирующих структур по проведению мероприятий, разработке и усовершенствованию перечня и содержания документов, стимулирующих деятельность исполнителей программы.
Повышение качества проведения и организации спортивно- массовых мероприятий на воде с участием учащихся, их родителей и педагогов общеобразовательных учреждений.
Популяризация Олимпийского движения. Пропаганда олимпийских видов спорта, распространение информации о выдающихся спортсменах – олимпийцах.
Описание основного содержания
Подпрограмма состоит из трёх блоков:
1 блок. «Олимпийское лето для воспитанников пришкольных лагерей» - направлен на организацию детского активного досуга в дни летних школьных каникул и включающего в себя досуговые, спортивно-массовые, физкультурно – оздоровительные и развивающие мероприятия. Создание ситуаций успеха, ситуаций, подразумевающих проявление организаторских способностей, воли, умения добиваться поставленной задачи. Блок рассчитан на реализацию в течение четырех недель. Общее количество детей – учащихся ОУ города Сургута и Сургутского района – 1500 человек.
2 блок. «Олимпийское лето для спортсменов» - включает в себя мероприятия по релаксации и восстановлению тренирующихся спортсменов, независимо от вида спорта. Основная цель: снятие психической и физической напряжённости, вызванной увеличением учебно-тренировочного объёма. Блок рассчитан на реализацию в течение трех недель. Применение восстановительных средств основанно на возможности воздействия на звенья функциональных систем, которые менее задействованы в выполнении тренировочного занятия, однако в последующих тренировках к ним будут предъявлены максимальные требования. Ускоренное избирательное восстановление этих функциональных систем подготавливают их к последующему занятию, в котором наибольший объём физической нагрузки должен обеспечиваться за счёт предельного напряжения наименее нагруженных на предыдущем занятии систем организма. Общее количество детей города Сургута и Сургутского района – 300 человек.
3 блок «Олимпийское лето для детей с ограниченными возможностями здоровья» направлен на организацию детского активного досуга в дни летних школьных каникул и включающего в себя досуговые, спортивно-массовые, физкультурно – оздоровительные и развивающие мероприятия. Повышение социально-педагогической эффективности физической культуры в целях социальной адаптации и интеграции детей – инвалидов посредством организации активного и творческого отдыха в период летних школьных каникул. Общее количество детей – инвалидов – 30 человек.
Схема управления подпрограммы и механизм реализации
Контроль за качеством проведения спортивно-массовых мероприятий, физкультурно – оздоровительных, восстановительных, реабилитационных мероприятий, проводимых в рамках реализации программы, осуществляет администрация центра плавания, согласно разработанным организационно – отчетным документам.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований организуется в соответствие с планом контрольно-инспекционной деятельности центра плавания, разрабатываемым ежегодно и плану мероприятий по реализации программы «Здоровьеформирующее воспитание в учреждении дополнительного образования детей». Осуществляется администрацией и медицинским персоналом.
Этапы и сроки проведения
Подпрограмма предполагает:
- проведение спортивно – оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для воспитанников пришкольных лагерей, детских летних площадок – на базе центра плавания «Дельфин»;
- спортсменов, участвующих в программе летних учебно-тренировочных сборов. – на базе центра плавания «Дельфин»;
Сроки проведения: с 1 по 25 июня 2008г.
Кадровое обеспечение
В реализации подпрограммы могут быть задействованы:
1. 10 преподавателей плавания, все – с высшим образованием. Пять преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, один – первую, три – вторую. Работу преподавательского состава организует старший преподаватель.
14 тренеров–преподавателей, из них:
высшее образование имеют 14 человек;
высшую квалификационную категорию - 7 человек;
первую квалификационную категорию – 5 человек.
Работу тренерско–преподавательского состава организует старший тренер.
2. Медицинский персонал центра плавания: врач, две медсестры, массажист.
3. Административный персонал: директор, заместители директора по научно-методической, учебной, воспитательной работе, зам. директора по административно-хозяйственной работе.
4. Воспитанники спортивно – развивающего лагеря с дневным пребыванием детей «Акватория».
Материальное обеспечение
1. Наличие большой и малой ванн бассейна для проведения занятий по плаванию, тренажерного зала, медицинских кабинетов для проведения медицинских осмотров, массажа, сауна.
2. Наличие спортивного инвентаря, необходимого для эффективной реализации оздоровительно-образовательных задач.
3. Наличие медицинского оборудования, необходимого для диагностики и плановых осмотров.
Ожидаемая эффективность реализации подпрограммы
Увеличится общее количество занимающихся в дни каникул и в течение всего учебного года.
Снизится количество детей, подверженных воздействию саморазрушающего поведения. Разовьется интерес к регулярным занятиям физической культурой и плаванием. Увеличится количество детей систематически занимающихся физической культурой в целом, и плаванием, в частности.
Будет привлечено внимание родителей учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений к необходимости приобщения детей к занятиям физической культурой и плаванием, в частности, как одному из средств формирования потребности здорового образа жизни у детей.
Повысится качество проведения и организации спортивно- массовых мероприятий на воде с участием учащихся, их родителей и педагогов общеобразовательных учреждений.
Примут участие в летней программе дети с ограниченными возможностями.
Более эффективно будут развиваться основные лидерские качества.
Структура подпрограммы «Олимпийское лето»
1 БЛОК «ОЛИМПИЙСКОЕ ЛЕТО ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ»
Название мероприятия Форма проведения Участники Задача мероприятия
Физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия на воде
Олимпийские надежды Лично-командные соревнования Воспитанники пришкольных лагерей 1. Пропаганда олимпийских видов спорта
2. Мониторинг уровня подготовленности учащихся
3. Развитие основных лидерских качеств
4. Выявление сильнейших пловцов среди воспитанников лагерей
"На пути к Олимпу" Весёлые старты, эстафеты Воспитанники пришкольных лагерей 1. Повышение общей двигательной активности детей и подростков.
2. Организация активного досуга в период школьных каникул.
3. Развитие интереса к регулярным занятиям физической культурой
4. Развитие основных лидерских качеств
5. Пропаганда олимпийских видов спорта
"День Нептуна" Сюжетно-ролевое мероприятие Воспитанники пришкольных лагерей 1. Организация активного досуга в период школьных каникул..2. Развитие основных лидерских качеств
3. Повышение общей двигательной активности детей и подростков.
4. Развитие интереса к регулярным занятиям физической культурой
«Водное поло» Командное первенство Воспитанники пришкольных лагерей 1. Организация активного досуга в период школьных каникул..2. Развитие основных лидерских качеств
3. Повышение общей двигательной активности детей и подростков.
4. Пропаганда олимпийских видов спорта
"Водный волейбол" Командное первенство Воспитанники пришкольных лагерей 1. Организация активного досуга в период школьных каникул..2. Развитие основных лидерских качеств
3. Повышение общей двигательной активности детей и подростков.
4. Пропаганда олимпийских видов спорта
Мероприятия, направленные на развитие лидерских качеств и пропаганду олимпийского движения
Оформление стендов, посвященных олимпиаде и олимпийцам Стенд Воспитанники пришкольных лагерей 1. Подбор материалов, посвящённых олимпиаде и олимпийцам
2. Оформление и размещение информации в холе центра
Проведение тестирования с целью определения уровня развития лидерских качеств до начала реализации программы Тестирование Воспитанники пришкольных лагерей 1. Подбор тестов направленных на определение уровня развития лидерских качеств в соответствии с возрастом воспитанников.
2. Проведение тестов направленных на определение уровня развития лидерских качеств.
3.Анализ результатов тестирования.
Проведение тестирования с целью определения уровня развития лидерских качеств до начала реализации программы Тестирование Воспитанники пришкольных лагерей 1. Проведение тестов направленных на определение уровня развития лидерских качеств.
2. Анализ результатов тестирования.
2. БЛОК. «ОЛИМПИЙСКОЕ ЛЕТО ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ»
Название мероприятия Форма проведения Участники Задача мероприятия
Мероприятия направленные на релаксацию и восстановление в воде
Психо - физическая релаксация тренирующихся спортсменов Практическое занятие на воде Спортсмены, находящиеся в процессе УТС 1. Психо - физическая разгрузка посредством включения в игровую деятельность.
2. Снятие негативного воздействия повышенных тренривочных нагрузок на здоровье тренирующихся спортсменов
Сауна Спортсмены, находящиеся в процессе УТС Восстановление и релаксация спортсменов в период повышенных учебно – тренировочных нагрузок
Психо - физическая релаксация тренирующихся спортсменов Практическое занятие на воде Спортсмены, находящиеся в процессе УТС 1. Общая релаксация организма посредством выполнения упражнений в воде.
2. Создание мотивационных предпосылок к регулярным занятиям плаванием.
Сауна Спортсмены, находящиеся в процессе УТС Восстановление и релаксация спортсменов в период повышенных учебно – тренировочных нагрузок
Психо - физическая релаксация тренирующихся спортсменов Практическое занятие на воде Спортсмены, находящиеся в процессе УТС 1.Выполнение упражнений в воде для расслабления мышц спины и позвоночного столба.
2. Организация активного досуга учащихся в период школьных каникул.
Сауна Спортсмены, находящиеся в процессе УТС Восстановление и релаксация спортсменов в период повышенных учебно – тренировочных нагрузок
Психо - физическая релаксация тренирующихся спортсменов Практическое занятие на воде Спортсмены, находящиеся в процессе УТС 1. Общая релаксация организма посредством выполнения упражнений в воде.
2. Организация активного досуга учащихся в период школьных каникул.
Сауна Спортсмены, находящиеся в процессе УТС Восстановление и релаксация спортсменов в период повышенных учебно – тренировочных нагрузок
3 БЛОК «ОЛИМПИЙСКОЕ ЛЕТО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Название мероприятия Форма проведения Участники Задача мероприятия
Физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия на воде
Оздоровительное занятие плаванием Занятие в воде Дети с ограниченными возможностями здоровья 1. Преодоление водобоязни, адаптация к водной среде
2. Развитие основных лидерских качеств
Подвижные игры в воде Весёлые старты, эстафеты Дети с ограниченными возможностями здоровья 1. Повышение общей двигательной активности детей и подростков.
2. Организация активного досуга
3. Развитие интереса к регулярным занятиям физической культурой
4. Развитие основных лидерских качеств
"День Нептуна" Сюжетно-ролевое мероприятие Дети с ограниченными возможностями здоровья 1. Организация активного досуга в период школьных каникул..2. Развитие основных лидерских качеств
3. Повышение общей двигательной активности детей и подростков.
4. Развитие интереса к регулярным занятиям физической культурой
Оздоровительное занятие плаванием Занятие в воде Дети с ограниченными возможностями здоровья 1.Выполнение упражнений в воде для расслабления мышц спины и позвоночного столба.
2. Психо - физическая разгрузка посредством включения в игровую деятельность.