«Работа по профилактике наркомании и раннему алкоголизму среди подростков»
Отчет
Каплановой А.С.
руководителя МБОУ «СОШ № 15»
по реализации муниципальной программы
«Работа по профилактике наркомании
и раннему алкоголизму среди подростков»
2014
Республика Дагестан
г. Махачкала
«Люди победили чуму, малярию, тиф... Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашемобществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну пришлось заглянуть».
Ч. Айтматов
Наркомания является одной из важнейших проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
В работе по профилактике наркомании мы стремимся к главной цели, выдвинутой в Концепции профилактической антинаркотической деятельности: объединить образовательные, социальные и медицинские меры в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, чтобы достичь общего результата: снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди молодежи и вовлечение их в наркогенную ситуацию и субкультуру.
Причину наркороста ученые видят в ухудшающемся положении семей. Семье принадлежит особое место в профилактике наркомании детей и подростков, поскольку одной из главных функций семьи является функция воспитания и социализации подрастающего поколения. Поэтому семья может способствовать приобщению детей к наркотическим и другим психоактивным веществам, а может и противостоять.
Было бы ошибочно считать, что наркомания – удел детей из неблагополучных семей. Результаты исследований показывают, что не менее 10-15% наркоманов – выходцы из весьма благополучных семей со средним и высоким достатком.
Актуальность темы тесно связана с проблемой: увлечение школьников табакокурением, алкоголем - бедой всей России. Проблема наркомании давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Перед опасностью вовлечения в употребление табака, алкоголя, наркотиков ребенка отходят на второй план многие другие педагогические заботы. Если смысл современной школы - создание образовательной среды, способствующей развитию ребенка, то табакокурение, алкоголизм и наркотизация пространства школьной жизнедеятельности ребенка гарантированно разрушает все другие педагогические усилия.
«Капля камень точит» и каплей, точащей камень становится воспитательная работа в школе по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения. Задача учителей, наставников проводить профилактическую работу, то есть делать своеобразную «прививку», чтобы вызвать желание не губить себя, а жить полноценной жизнью.
Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
В МБОУ «СОШ № 15» не замечены случаи употребления наркотических средств в семьях, но мы проводим первичную профилактику со всеми категориями семей: здоровой, конфликтной, асоциальной, распавшейся. Следует подчеркнуть, что современная семья испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни. Поэтому она нуждается в получении квалифицированной помощи со стороны специалистов и педагогов образовательного учреждения.
Например, родителям надо знать, какую позицию в этом вопросе занимает государство, как с помощью законов регламентируется процесс воспитания и образования ребенка. На родительских собраниях, лекториях мы знакомим родителей с Законопроектом Республики Дагестан "Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей", Концепцией профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.), Семейным кодексом РФ, другими нормативными документами. На уровне непосредственного взаимодействия с семьей по профилактике наркомании применяются такие виды работ как: семейное консультирование, коррекция семейных отношений, просвещение родителей.
Система работы по профилактике правонарушений школы представляет собой совокупность мероприятий обеспечивающих профилактику предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних:
- Обеспечение участников учебно-воспитательного процесса нормативно-правовой базой;
- Создание условий для качественного проведения мероприятий по профилактике правонарушений:
- Обеспечение полного охвата обучением детей школьного возраста;
- Персональный контроль за посещением учебных занятий;
- Организация правового всеобуча;
- Организация летнего отдыха, оздоровления;
- Организация досуга, занятости;
- Взаимодействие всех служб школы: социально-педагогической, психологической, методической, медперсонала.
В вопросах, касающихся профилактики правонарушений мы пользуемся нормативно-правовой базой, регулирующей учебно-воспитательный процесс и позволяющей создать благоприятные условия для проведения качественной профилактической работы:
Конституция РФ
Закон «Об образовании РФ»
Закон РФ «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»
Комплексная программа воспитания на 2013-2016 годы
Административный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Региональная программа профилактики наркомании и наркобизнеса
«Региональная программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на 2013-2016 годы», Целевая программа
«Профилактика наркомании, беспризорности, безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на 2013-2016годы».
Программа по противодействию эпидемии СПИДа в РД на 2011-2015годы
Основными направлениями в работе школы по профилактике правонарушений и предупреждению беспризорности являются:
Информационно-пропагандистское
Социально-педагогическое
Коррекционно-психологическое
Внеурочная занятость
Внеурочная занятость имеет практически 45% охват учащихся:
В школе действуют кружки, в которых занимаются 351 ученик. 100 учащихся посещают внешкольные заведения и порядка 120 учащихся составляют органы классного и школьного самоуправления, таким образом, практически все учащиеся школы имеют возможность реализовать свои творческие таланты в том или ином виде деятельности. В школе регулярно проводятся культурно-массовые воспитательные мероприятия, посвящённые знаменательным и праздничным датам, а также являющиеся традиционными в школе, они требуют длительной подготовки и определённого набора коммуникативных навыков, поэтому классные руководители стараются привлекать к этому виду деятельности учащихся, склонных к нарушениям, практика показывает, что такие дети часто оказываются довольно талантливыми: среди учащихся, склонных к правонарушениям в нашей школе, члены отряда ЮИД, и конечно же члены отряда «Юный Махачкалинец», обычно научившись реализовать свой творческий потенциал в русле полезном обществу, такие учащиеся быстро встают на путь исправления, и снимаются с учёта, наши учащиеся хорошо зарекомендовали себя в городских спортивных мероприятиях; все учащиеся, состоящие на учёте ВШК посещают кружки, секции или задействованы в классных органах самоуправления. Именно во внеурочной занятости мы видим один из путей решения так актуальной на сегодняшний день проблемы профилактики правонарушений.
Профилактическая работа с учащимися проводится через преподавание предметов учебного плана. Так, например, содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, литературы, ОБЖ, географии и других предметов дает богатый материал для антинаркотического воспитания учащихся. Профилактика наркомании в школе должна быть обязательной. Она должна осуществляться в доступной детям форме. Профилактика должна вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную позицию отказа от наркотиков. Профилактика наркомании, осуществляемая в назидательной и запугивающей манере вряд ли даст результат. Профилактика наркомании должна быть систематической, а не разовой акцией. Она должна носить массовый характер. Успешная профилактика наркомании может быть представлена в виде лекций, плакатов, бесед с подростками.
В этом учебном году с целью предупреждения правонарушений и преступлений; укрепления дисциплины среди учащихся школы, а также в целях расширения воспитательных возможностей школьной среды по вопросам предупреждения социально-опасных явлений была внедрена новая форма работы – «День профилактики правонарушений».
День профилактики правонарушений проводится один раз в четверть (обычно мы планируем этот день непосредственно перед началом каникул), план проведения дня Профилактики утверждается директором школы, а мероприятия этого Дня проводятся в тесном контакте с правоохранительными органами, общественными организациями, родительской общественностью, проводящими воспитательную, профилактическую работу с детьми. День профилактики позволяет разнообразить формы и методы профилактической работы с учащимися, направленной на предупреждение правонарушений. В план проведения профилактических мероприятий включаются такие формы работы, как тренинги, классные часы, открытый правовой лекторий, профилактические беседы, на этот день обычно приходится очередное заседание Совета профилактики, проводя очередной День профилактики в декабре, мы воспользовались услугами кинопроката, демонстрируя учащимся фильм об ответственности несовершеннолетних.
Работа по профилактике употребления психоактивных веществ, алкоголя и табакокурения в МБОУ «СОШ № 15» проводится во всем ученическом коллективе с 1 по 11 класс. Важной особенностью является «скрытая профилактика», когда детям не говорится о вреде тех или иных видов негативных веществ, а активно пропагандируется здоровый образ жизни. Работа в данном направлении проводится в каждом возрастном звене, используются разнообразные формы и методы работы. Например, в начальных классах, работая над проблемой воспитания потребности в здоровом образе жизни, учителя учитывая их возрастные и психологические особенности, чаще всего используют сказочных героев, игровые ситуации, различные путешествия.
Ежедневно проводится работа с учащимися, пропускающими занятия, ведется строгий учет пропусков уроков, по результатам проводится индивидуальная работа с детьми (совет профилактики и т.п.)
Школа старается заинтересовать учащихся, с пользой организовать их досуг.
В МБОУ «СОШ № 15» была организована работа по подготовке и проведению акции « Спорт вместо наркотиков». Составленный план включал разнообразные спортивные и досуговые мероприятия. В рамках акции прошли спортивные соревнования «Веселые старты», шашечный и шахматный турниры, подвижные игры на свежем воздухе. С учащимися 7-9 классов было подготовлено выступление антибригады « В здоровом теле - здоровый дух».
В целях реализации подпрограммы «Профилактика наркомании, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» в школе проведены мероприятия антинаркотической направленности:
в январе 2014 года проведено анкетирование учащихся 8-11 классов по вопросам приверженности к употреблению наркотиков и психоактивных веществ по теме: «Отношение молодежи к наркомании». Всего по школе в 8-11 кл – 130 учащихся. Анкетирование прошли – 127 учащихся. Выявлено, что из числа учащихся, прошедших анкетирование 100% учащихся относятся к употреблению наркотиков отрицательно. Информированы о пагубном влиянии наркотиков на здоровье – 100% опрошенных учащихся.
Учителем биологии Яндархановой Л.А. проведен круглый стол в 9-11 классах «Влияние наркотических веществ на организм человека».
18.01.2014 года проведены родительские собрания в 1-11, в повестку дня которых включен вопрос о профилактике наркомании «Как уберечь детей от беды?».
В школе проводился конкурс газет и плакатов «Я выбираю жизнь!». Лучшие работы выставлены на сайт школы.
В феврале проводились профилактические беседы со школьным врачом Ивановой Е. и инспектором ИДН Амирбековой С. И.
Учащиеся 7,8, 9 классов приняли участие в районном конкурсе рисунка «Выборы глазами ребенка». Учащиеся Ахмедов У.- 9а класс, Мамедова Х. – 8а, Юсупова Р. – 8 а класс подготовили очень интересные работы.
12.02.2014 года провели линейку «Скажем наркотикам нет!» в 5-8 классах, а 13.02.2014 года – «Мы за здоровый образ жизни!» в 9-11 классах. Присутствовали на линейке журналист газеты «Юная Махачкала» Остревная Любовь Константиновна, студенты ДГПУ, методисты ГБОУ ДОД РЦДЮТК. Фотоматериал выставлен на сайт школы.
Классные руководители 9а и 11а классов Абдурахманова З. К. и Шингарова С. Г. провели видеоуроки по темам: «Спид – смертельная угроза человечеству», «Как слово наше отзовется», «Право на жизнь».
1.03.2014 года в День иммунитета и Международной борьбы с наркобизнесом, в школе прошли уроки и классные часы, посвященные антинаркотическим мероприятиям.
3.03.2014 года Альбориева З. А. организовала книжную выставку «У бездны на краю». Во всех классах обновили информационные стенды.
21.03.2014 года учащиеся нашей школы примут участие в акции «Мы за здоровый образ жизни!». Учащиеся выступят с транспарантами, лозунгами, выражающими протест наркомании и пропагандирующими здоровый образ жизни.
Администрацией школы совместно с классными руководителями, с соц.педагогом Ибрагимовой Д.А., психологом школы Гасановой З.М. проводятся посещения на дому учащихся с целью защиты прав ребенка.
Ежемесячно согласно с планом воспитательной работы школы проводятся классные часы и внеклассные мероприятия в 1-11 классах, посвященные профилактике наркомании и вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
Работа в данном направлении проводится постоянно и целенаправленно.
Свое выступление хочу закончить, цитируя словами А. С. Макаренко:
«Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».