Презентация:Павел Петрович Бажов. «Медной горы хозяйка»
«Медной горы хозяйка» Цели урока: 1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя П.П. Бажова, его сказом «Медной горы хозяйка».2)Понимать отличительные жанровые особенности сказки и сказа. 3)Развести понятие реальности и фантастики в сказе. 4)Уметь давать характеристику героям произведений, сравнивая их. П.П. Бажов -Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? -Каким бывает труд, в который вложена душа человека? Павел Бажов в годы учебы в Пермской духовной семинарии Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги «Малахитовая шкатулка». Фотография 1911 года Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!» Бажов за работой В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники. С экземпляром книги "Малахитовая шкатулка". 1939 г. Как и в любой сказке, есть у меня и реальные персонажи, и сказочные герои. Но я же пишу сказы, значит я ничего не придумываю! Любой старожил уральских мест от своих дедушек и бабушек узнавал о Хозяйке всех подземных богатств батюшки Урала. Она может появиться то здесь, то там, чтобы защитить честных, умелых работников. Или же защитить природные богатства. В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается. Главная книга Бажова “Малахитовая шкатулка” осталась незаконченной, писал с 1936 года и до последних дней жизни. Произведение написано в жанре литературного сказа.В чем же заключается отличие сказа от сказки?Обратите внимание, что сказ похож на сказку. Неслучайно, что это родственные слова. СКАЗ:1) Народно-эпическое повествование;2) Повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. СКАЗ Герои – люди самые обыкновенныеФольклорная первоосноваРассказчик (из народа)Наличие волшебства (быль+вымысел) СКАЗКА Сказочные героиВ основе волшебствоВсегда счастливый конец «Медной горы Хозяйка» – сказ или сказка?Почему? «Медной горы Хозяйка» - Кто герои этого произведения?- К каким мастерам принадлежат наши герои?- Почему у них “в глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись?” - Но вот появляется Хозяйка.Какой её видит Степан?Прочитайте её описание (с. 54-55) Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.- Расскажите это испытание. Трудно было решиться Степану, чтобы передать этот приказ. Но не привык он отступать, бояться чего-то.- Расскажите, как было выполнено это поручение?- Как был наказан Степан за свои дерзкие слова? Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.- Прочитаем этот эпизод с.60-61. - Какой новый приказ последовал от героини? - А почему Степан сразу сказал, что у него есть невеста? - Чем решила привлечь Степана Хозяйка? Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя? А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится? Уважает Степана Хозяйка- А как мы догадываемся, что он ей нравится? И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.- О чём она его просит? - Как закончилась жизнь Степана?- Кто вам, ребята, особенно понравился в сказе и почему? А теперь, ребята, скажите, что здесь есть сказочного и что быль? Докажите, что это сказ.1. Герои – обыкновенные люди.2. Элементы фольклора.3. Присутствие рассказчика.4. Волшебство и таинственность в повествовании На памятнике П.П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из сказа : «Работа, она штука долговекая, умрёт человек, а дело его останется…»Объясните, как вы понимаете смысл данной фразы? А теперь вернёмся к эпиграфу урока: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека» и соотнесём эти слова со словами , высеченными на памятнике. Домашнее задание: нарисовать иллюстрации, прочитать сказ «Малахитовая шкатулка», подготовить рассказ на тему «Судьба Танюшки» Используемая литература: 1. Учебник -хрестоматия для образовательных учреждений . Авторы - составители : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва ,Просвещение , 2009.2.О.А.Ерёмина «Поурочное планирование по литературе» Москва. «Экзамен» 2006. 3. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева ,И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по литературе» Издание 2-е ,дополнительное. Москва. «ВАКО» 2003. 4. Ресурсы Интернет.