Статья Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике в начальной школе
Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую решать призвана, прежде всего школа, значит, решать её нам, учителям. Развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно работать происходят как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ. Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Она происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Часто учителя задают общее задание классу. Для одних учеников оно может быть лёгким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственное отношение к тому, что задаётся на дом, к учебной деятельности в целом. Навык самостоятельности в работе, а это и умение доводить начатое дело до конца, лучше формируется через дифференцированные задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Карточки с дифференцированными заданиями используются в следующих случаях: 1) при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия; 2) при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам; 3) при работе над ошибками в контрольных работах. Основными целями использования карточек с дифференцированными заданиями являются: закрепление знаний, умений и навыков; развитие логического мышления; формирование самостоятельности, самоконтроля – ответственного отношения к учебному труду. При использовании дифференцированных домашних заданий необходимо учитывать: 1) способность к учебной деятельности; 2) познавательную активность; 3) организованность в работе; 4) отношение родителей к учёбе ученика, к советам учителя. Материал учебника математики помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника. В работе над задачей используется метод составления обратных задач. Дидактические достоинства этого метода в том, что одно и то же число, понятие, величина входят в несколько различных связей и находятся существенно различными ходами мысли. Обратная задача служит проверкой прямой. Именно так вырабатывается самоконтроль, самостоятельность в работе школьника. Для работы дома ученикам предлагаются карточки-задания трёх вариантов: I вариант средней трудности, II –повышенной трудности, III – облегчённой. Задания во всех вариантах подчинены одной теме и одной цели. На следующем уроке домашняя работа по карточкам обобщается и через 2 – 3 урока индивидуальные карточки-задания передвигаются по сложности среди учеников, а сильные ученики могут получать задания повышенной сложности. Сравнительно – аналитические наблюдения заставляют учащихся отыскивать в задачах черты сходства и различия, выяснять отношения, связи, действовать целенаправленно и сосредоточенно. Всё это ведёт к сознательному усвоению знаний, умений и навыков. Ученики постоянно повышают уровень своих знаний. Выполнение более сложного варианта становится целью каждого ученика как при работе по карточкам, так и при работе с учебником. Такая работа имеет важное воспитательное значение, приучает к тщательному выполнению любого задания, поддерживает на должном уровне активность, формирует чувство самостоятельности и ответственности.