Программа индивидуального коррекционного курса по обогащению словаря учителя-логопеда логопедического пункта для ребенка с ОНР III уровня с задержкой психического развития, 7 летнего возраста»


«Программа индивидуального коррекционного курса по обогащению словаря учителя-логопеда логопедического пункта для ребенка с ОНР III уровня с задержкой психического развития, 7 летнего возраста»
Выполнила: А.В. Бражник, учитель-логопед
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – д/с № 5 «Дельфин» (г. Семилуки)
ВОРОНЕЖ, 2016
Содержание Стр.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Пояснительная записка
Цели и задачи коррекционного курса
Направления работы по коррекции развития речи
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Осуществление взаимодействия учителя-логопеда со специалистами, с семьей
3
3
3
3
4
2.
2.1.
2.2.
2.3. Проектирование образовательного процесса
Перспективно – тематическое планирование коррекционной работы
Формы оценки результатов коррекционной работы
Методическое обеспечение программы 4
4
12
19
3. Список использованных источников 20
Пояснительная записка
Ф.И.: Даша В. Дата рождения: 3.02.2009 г.р.
Рекомендации ПМПК: занятия с логопедом
Заключение учителя-логопеда по результатам обследования:
В результате логопедического обследования было выявлено: ОНР III уровня у ребенка с ЗПР. Связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса.
1.1. Цели и задачи коррекционного курса
Цель коррекционной работы:
Расширение словарного запаса, формирование значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлении окружающего мира у ребенка с ЗПР.
Задачи:
1. обогащение словаря новыми словами;
2. закрепление и уточнение словаря;
3. активизация словаря. 
1.2. Направления работы по обогащению словарного запаса
Задачи:
1. знакомство с предметами и их свойствами;
2. знакомство с обобщающими понятиями по лексическим темам;
3. введение в речь прилагательных, глаголов, наречий, предлогов.
Формы реализации: подгрупповые и индивидуальные занятия.
Время реализации:
Продолжительность коррекции: 1 год
Частота проведения индивидуальных занятий – 2 раза в неделю по 15 минут,
подгрупповых занятий – 1 раз в неделю по 30 минут.
1.3. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К концу учебного года (май-июнь) ребенок должен уметь:
называть предметы и их свойства;
освоить обобщающие понятия;
научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы, наречия и предлоги.
1.4. Осуществление взаимодействия учителя-логопеда со специалистами, с семьей
В течение всего учебного года ведется активное взаимодействие между учителем- логопедом и воспитателем, и, между учителем- логопедом и семьей. Еженедельно воспитателю группы даются рекомендации по построению и организации коррекционно-образовательной работы (ведется тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем), совместное участие в режимных моментах. Так же ведется активная работа с родителями: анкетирование в начале года, ознакомление с результатами диагностики, проведение тематических консультаций, проведение консультаций по просьбе родителей, даются рекомендации по выполнению домашнего задания, проводятся мастер-классы.
2. Проектирование образовательного процесса
2.1. Перспективно – тематическое планирование коррекционной работы
СЕНТЯБРЬ Содержание разделов по неделям месяца:
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Лексическая тема: Диагностика Диагностика «Сад».
«Фрукты».
«Ягоды». «Огород». «Овощи».
Ознакомление с окружающим: Диагностика Диагностика Уточнить представление о фруктах и ягодах. Понятие «урожай». Дифференциация фруктов и ягод. Уточнить представление об овощах (место и способ произрастания). Понятие «сельское хозяйство». Дифференциация ягод, фруктов и овощей.
Словарная работа: Диагностика Диагностика Куст, дерево, рыхлить, поливать, урожай – урожайный, яблоко – яблочный, сливы – сливовый, сладкое яблоко, кислый лимон … Сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, капуста – капустный, огурец – огуречный, крупный – мелкий …
Рекомендации родителям: Нацелить родителей на выполнение режима детского сада. Ознакомление с группой. Консультация: «Развитие мелкой моторики рук». Сходить на экскурсию в магазин фруктов, закреплять названия фруктов, ягод. Сходить на экскурсию на овощной рынок.
ОКТЯБРЬ Содержание разделов по неделям месяца:
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Лексическая тема: «Дикие птицы» (перелетные) «Дикие животные» Животные севера и жарких стран» «Осень». (лес, деревья – лиственные, хвойные)
Ознакомление с окружающим: Отличительные признаки: окрас перьев, хар-ые повадки. Строение птицы. Значение птиц в жизни людей. Внешний вид, повадки, пища, жилище. Дикие животные и их детёныши. Среда обитания. Внешний вид, пища. Детеныши. Признаки осени. Осн. цвета и их оттенки. Строение деревьев. Сравнение хвойных и лиственных деревьев. Труд людей.
Словарная работа: Перелетные, крыло, клюв, оперение, коготки, лапки, корм, гнездо, стая, птенцы, зимовка, вить, высиживать, кормить. Лосиха-лосенок, ежиха-ежонок, кабаниха-кабанёнок, волчица-волчонок, медведица-медвежонок, берлога, логово. Травоядный, хищный, грызть, охотиться.
Пустыня, бегемот, носорог, верблюд, кенгуру, жевать, нападать, слабый, сильный, дикие животные, спасаться. Лиственные, хвойные, листопад, золотая, дожди, сырость, туман, летят, шелестят, шуршат, моросит, унылая, хмурая, ненастная.
Рекомендации родителям: Чтение произведений В.Бианки, Е.Чарушина, М.Пришвина о птицах. Выполнение домашнего задания, чтение произведений тех же авторов. Сводить ребенка на экскурсию в зоопарк, цирк. Составление рассказа по впечатлениям. Изготовление книжек малюток об осени.
НОЯБРЬ Содержание разделов по неделям месяца:
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Лексическая тема: «Человек» «Моя семья» «Одежда».
«Головные уборы». «Обувь» «Мебель»
Ознакомление с окружающим: Знания ребенка о себе: имя, фамилия, возраст. Знание состава семьи: имя, отчество, место работы родителей. Название одежды, ее детали. Назначение (в зависимости от времени года). Уход за одеждой, головными уборами. Название обуви, её детали. Материал, из которого сделаны. Уход за обувью. Название и назначение мебели, её части, уход за мебелью.
Словарная работа: Семья, родственники, дядя, тётя, фамилия, имя, мужчина, женщина, ребенок, взрослый, детский, здоровый, больной, дышать, нюхать, чувствовать, голос, речь. Одежда, бельё, брюки, кофта, свитер, пальто, плащ, рукавицы, манжеты, кнопки, пояс, штанины, нижняя, верхняя, сезонная, шить, одевать, надевать, кепка, берет. Обувь, туфли, босоножки, сапоги, тапочки, галоши, подошва, носок, женская, мужская, детская, резиновая, кожаная. Обувать, ремонтировать, промокать. Стол (столешница, ножки), сиденье, спинка, матрац, табуретка, мягкий, удоьный, твёрдый, кухонный, сидеть, лежать, кушать, ставить, вытирать.
Рекомендации родителям: Составить рассказ о своей семье и нарисовать портрет своей семьи. Вырезать одежду, разрезать на части и вклеить в тетрадь. Продолжать учить выполнять шнуровки, закреплять умение застёгивать различные виды застёжек. Сходить в мебельный магазин, закрепить название мебели.
ДЕКАБРЬ Содержание разделов по неделям месяца:
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Лексическая тема: «Посуда» «Домашнее жилище» «Электроприборы» «Зима. Новогодний праздник».
Ознакомление с окружающим: Название и назначение посуды. Кухонная, столовая, чайная: из чего изготавливают, применение в быту, уход за посудой. Знание домашнего адреса. Кол-во этажей в доме где живет ребенок. Части дома: подъезд, лестница, лифт, квартира. Название и назначение бытовых приборов. Правила безопасности при пользовании бытовыми приборами. Признаки зимы, зимние месяцы. Длительность дня. Знакомство с историей новогоднего праздника в нашей стране.
Словарная работа: Чайная, столовая, кухонная, посуда, носик, донышко, крышка, чашка, блюдце, кофейник, половник, солонка, масленка, обеденный, глиняный, керамический, готовить, заваривать, наливать, жарить, вытирать, разбивать. Дом, этаж, квартира, балкон, строить, возводить здание, чистить чердак, подвал, лифт, лестница, ремонтировать, многоподъездный, большой, многоэтажный, одноэтажный. Телевизор, пылесос, люстра, видеомагнитофон, торшер, магнитофон, обогреватель, миксер, утюг, тостер, фен, вентил., микровол.печь, вилка, провод, розетка, гладить, стирать. Мороз, лёд, иней, снег, гололёдица. Узоры, бахрома, снежинки, снеговик, снежки, зимовье, метель, кормушка, снегопад, буран, стужа, хлопья, суровая, лютая, вьюжная, студеная, рыхлый.
Рекомендации родителям: Привлек. детей к выполнению быт. операций (сервировка и уборка стола, мытьё посуды). Составить связный рассказ «Моя комната», «Мой уголок». Закрепить правила безопасного пользования эл.приборами, нарисовать. Игра «Чем полезен, чем опасен». Выучить с ребёнком стихотворение, загадку или песенку о зиме и новогоднем празднике.
ЯНВАРЬ Содержание разделов по неделям месяца:
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Лексическая тема: «Зимние забавы и развлечения». «Домашние животные» (кто как зимует) Дифферен-я домашних и диких животных. (животные зимой). «Домашние птицы»
(как зимуют)
Ознакомление с окружающим: Закрепить знания о зимних забавах, виды развлечений. Внешний вид, повадки, пища, польза людям. Забота человека о домашних животных. Детёныши. Сходство и различие домашних и диких животных. Внешний вид, где живут, чем питаются, какую пользу приносят? Забота о домашних птицах.
Словарная работа: Зима, декабрь, январь, февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, лыжи, коньки, санки, фигурное катание, хоккей, крепость, снежки, снежная баба, снеговик. Холодный, морозный, снежный, ясный. Падать, кружиться, кататься. Лошадь, конь, жеребенок, овца, баран, ягненок, свинья, боров, поросенок, пёс, морда, рога, шерсть, хвост, кожа. Травоядные, млекопитающие, нужные, полезные. Кормить, ухаживать, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать. Медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, барсук, корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, шуба, мех. Зимовать, питаться, кормить, поить. Слова из темы «Домашние животные».
Рекомендации родителям: Составить связный рассказ о зимних видах спорта, о зимних развлечениях. Изготовить книжку-малютку с рассказом о своём любимце – собаке или кошке. Прочитать книгу «Дружба зверей». (Сказка).
ФЕВРАЛЬ Содержание разделов по неделям месяца:
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Лексическая тема: «Домашние птицы» (как зимуют) «Дифференциация домашних и диких птиц» (птицы зимой) «Продукты питания» «Материалы и инструменты. Профессии»
Ознакомление с окружающим: Внешний вид, где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Забота о домашних птицах. Сходства и различия во внешнем виде и повадках Формирование представления о взаимосвязи организма и питания. Дать представление о полезных и вред. Продуктах.. Закреплять знания о военных профессиях, род деятельности, инструмент необходимый для работы.
Словарная работа: Селезень, индюшка, гусыня, клюв, лапы, крылья, курятник, насест, водоплавающие, высиживать, клевать, вылупляться, птичник. Кормушка, зимовка, дикие, высиживать, летать, снегирь, клёст, свиристель, поползень, дятел, синица, оседлые. Продукты, холодильник, масло, кефир, сосиски, сардельки, молочные, мясные, растительные, мучные продукты. Танкист, парашютист, артиллерист, приземляться, воздушные войска.
Рекомендации родителям: Прочесть рассказ Мамина – Сибиряка «Серая шейка». Выучить загадки о домашних птицах. Чтение рассказов о диких птицах В.Бианки. Сделать вместе с детьми книжки-малышки: «Продукты животного происхождения», «Продукты растительного происхождения», «Продукты необходимые детям для роста». Составить рассказ «Где служил мой папа? Дедушка?»
МАРТ Содержание разделов по неделям месяца:
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Лексическая тема: «Материалы и инструменты» «8-е Марта – Женский день». «Профессии». «Школа» (школьные принадлежности). «К нам весна шагает…» «Наша Родина – Россия». «Наш город».
Ознакомление с окружающим: Закрепление знаний о женских профессиях. Труд наших мам бабушек. Здание школы. Назначение школы. Школьный класс, школьные принадлежности. Профессия учителя, отличие школы от детского сада. Взаимодействие школы и семьи. Признаки ранней весны. Весенние месяцы. Увеличение продолжительности дня, таяние снега, ледоход. Прилет птиц (первых), проталины. Первоцветы. Знание нашей столицы, наз-е страны. Обществ-е здания в городе. Правила повед-я в обществ. Местах. Профессии людей, работающих в этих зданиях.
Словарная работа: Материал, стекло, пласт-масса, железо, глина, цел-лофан, металл, дерево, ле-пить, шить, выпиливать, цветы, парикмахер, про-давец, воспитательница, заботливая, добрая, уха-живать. Школа, пенал, учитель, класс, парта, школьники, ученики, урок, доска, карта, глобус, учиться, учить, заниматься, светлый, большой, чистый. Проталины, подснежники, первоцветы, ледоход, ледо-кол, ранняя, сосулька, Жур-чание, прилет, весенние, тая-ние, гнездовье, сокодвижение Стольца, родина, Россия, горожанин, житель, рос-сияне, село, правитель-ство, президент, Кремль, Дума, улица, аллея, пло-щадь, бульвар, сквер, парк Победы.
Рекомендации родителям: Составить и записать о профессии своей мамы. Рассказ на тему: «Кем я хочу быть?» Экскурсия в школу. Рисунок на тему: «Школа моей мечты». Рисунок «Весна в родном городе» Рассказ по рисунку: «Весна в родном городе»
АПРЕЛЬ Содержание разделов по неделям месяца:
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Лексическая тема: «Наземный транспорт» «День Космонавтики». «Воздушный транспорт» «Водный транспорт» «Весна» (изменения в живой природе
Ознакомление с окружающим: Сравнение двух видов транспорта (автобус- троллейбус). Правила поведения на транспорте. Знакомство с космосом. Обогащение словаря. Профессии людей, работающих на воздушном транспорте Обогащение словаря по теме: профессии людей, работающих на транспорте Животные весной (дикие животные), появление на-секомых, прилет птиц. Признаки речной весны (ледоход, половодье, разлив.
Словарная работа: Автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, грузовик, спец.машины, шофер, груз. Ракета, самолет, вертолет, штурвал, воздух, пилот, кабина, стюардесса, воздушный, спортивный, лететь. Пароход, теплоход, катер, лодка, капитан, водный, плавать, каюта, трап, иллюминатор, рубка, подводный. Речная, ледоход, шуга, половодье, разлив, лис-точки, насекомые, медве-дица, медвежата, ручейки, сокодвижение, почки
Рекомендации родителям: Чтение произведения «Машины на нашей улице» чтение рассказов, стихов о космосе, космонавтах, Юрие Гагарине Чтение стихов, загадок о водном транспорте. Книжки – малышки Чтение рассказов, стихов, загадок о весне. Книжки-малышки.
МАЙ Содержание разделов по неделям месяца:
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Лексическая тема: «9 мая – День Победы!» «Комнатные растения» «Рыбы» (аквариумные, речные) «Насекомые»
Ознакомление с окружающим: Уважение к памяти павших воинов Название растения, отличительные признаки растений. Уход за комнатными растениями. Внешний вид, отличительные признаки, чем питаются. Внешнее строение тела насекомых, название отдельных частей (голова, брюшко, крылья, ножки).польза или вред для людей и растений.
Словарная работа: Памятник, война, фашизм, немцы, партизаны, герои, труженики тыла, голод, победа, освобождение, лагерь. Растения, садовые, полевые, комнатные цветы, корни, стебель, листья, бутон, лепестки, полив, польза, лекарство, пахучие, цвести, ухаживать, лечиться, расти. Мальки, икринки, жабры, хвост, плавники, туловище, чешуя, аквариум, река, море, океан, ловить, откладывать, плавать, есть, охотиться. Бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук, улей, дупло, нора, муравейник, кокон, усы, лапки, крылья, куколка.
Рекомендации родителям: Заучивание стихотворений и загадок о насекомых Чтение произведений о победе в годы войны Мини-альбом «Сад на окошке» (комнатные растения, рисунки и рассказы по ним) Книжка-малышка «Мои домашние питомцы». Заучивание загадок, потешек.
1.5. Формы оценки результатов коррекционной работы
Изучение лексического развития
В этом разделе содержаться материалы для обследования объема активного словарного запаса, изучения его качественных характеристик, которые выявляются в заданиях на подбор синонимов, антонимов, обобщающих слов, эпитетов, на различение близких по смыслу понятий. Дается количественная оценка полученных данных.
При обследовании предметной лексики можно получить также представление о пассивном словаре. В других пробах это будет сделать сложнее, что объясняется особенностью используемых приемов.
Подбор перечней слов, разработка технологии обследования осуществлялась с опорой на исследования Ю.С. Ляховской (1967, 1970); Н.П. Ивановой (1980); Л.Ф. Спировой (1992); В.И. Яшиной (1975); О.И. Соловьевой (1966) и других авторов.
1. Словарь предметов
Раздел А. Повседневная лексика.
Инструкция: «Что это?» (экспериментатор предъявляет картинный материал). В случае отсутствия данного слова в активном словаре дается задание: «Покажи где…»
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Кукла Мишка Мяч Машинка Матрешка Пирамидка Тарелка Блюдце Кастрюля Раздел Б. Редкоупотребляемая лексика.
Инструкция: «Что это?» (экспериментатор предъявляет картинный материал). В случае отсутствия данного слова в активном словаре дается задание: «Покажи где…».
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Ресницы Брови Ноздри Подбородок Локоть Веки Затылок Окно Подоконник Форточка Рельсы Пассажиры Памятник Клумба Табуретка Воротничок Перчатки Оценка:
5 баллов – все 28 слов правильно понимаются и употребляются в активном словаре;
4 балла – все слова из раздела «А» (11 слов) и 10-12 слов из раздела «Б» есть в активном словаре, а 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре;
3 балла –1-2 слова из раздела «А» и 11-12 из раздела «Б» отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре, все остальные предложенные слова (14-16 слов) употребляются ребенком в активном словаре;
2 балла – 7-8 слов из раздела «А» есть в активном словаре, остальные – в пассивном; из раздела «Б» в активном словаре есть 2-3 слова, в пассивном – 8-9 слов, 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют и в активном, и в пассивном словаре;
1 балл – 5-6 слов из раздела «А» и большая часть слов из раздела «Б» отсутствуют в активном и пассивном словаре.
2. Глагольный словарь
Инструкция: «Солнышко светит, греет, печет, восходит, заходит. А что делает…»
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Зайчик Рыба Ребенок Мама Самолет Снежинка Оценка:
5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных 6-ти слов более 3-х лексем;
4 балла – самостоятельно придумано по каждому из первых 4-х слов более 3-х лексем, а по каждому из 2-х последних – 2 лексемы;
3 балла – самостоятельно придумано по каждому из первых 4-х слов одна лексема, 2 лексемы с помощью; по каждому из 2-х последних слов – 1 лексема самостоятельно, 1 лексема с помощью в виде побуждающих вопросов;
2 балла – требуется повторение, расширение инструкций; из предложенных 6-ти слов в большинстве случаев придумано по 1-й лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, контекстной подсказки. А самостоятельно выполнено 1-2 задания;
1 балл – в случает отказа, придумывании вербальных замен («ребенок» - «укачивать ребенка можно»), слов-действий, не свойственных данным предметам; помощь не используют.
3. Словарь наречий
Инструкция: «На картинке мальчик (предъявляется картинка). Мальчик смеется. Как он смеется? Он смеется весело, звонко, громко, радостно, долго. А как…»
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Плачет малыш Летит птица Играют дети Оценка:
5 баллов по каждому заданию придумано самостоятельно более 2-х слов;
4 балла – по каждому заданию придумано более 2-х слов с помощью в виде побуждающих вопросов;
3 балла – требуется повторение инструкции, по каждому заданию придумано 2 слова с помощью в виде контекстной подсказки;
2 балла – по каждому заданию придумано 1 слова с помощью;
1 балл – невыполнение или замена слова показом («делает вот так…»), помощь не использует.
4. Подбор определений.
Инструкция: «Вот пальто (предъявляется картинка). Какое пальто? Пальто теплое, длинное, шерстяное, модное, женское, красивое, коричневого цвета. А какая (кокой, какое)…»
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Рубашка Дом Яблоко Лиса Девочка Зима Оценка:
5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов более 3-х определений;
4 балла – самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов 1 определение, а по 2 определения с помощью;
3 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 2 определения с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;
2 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 1 определению с помощью в виде побуждающих вопросов или контекстной подсказки; требуется повторение, расширение инструкции;
1 балл – неадекватные ответы, замены (девочка – «может есть девочка»), помощь не использует.
5. Многозначность слова
Инструкция: «У куклы – ручка, у двери – ручка, у чашки – ручка, у сумки – ручка (экспериментатор сопровождает инструкцию демонстрацией картинок и указывает жестом на соответствующие части предметов). У всех этих предметов есть ручка. А у каких предметов есть…»
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Ножка Язычок Носик Горлышко Оценка:
5 баллов – самостоятельно названо по 3 предмета на каждое предложенное слово;
4 балла – самостоятельно названо по 2 предмета на каждое предложенное слово;
3 балла – самостоятельно названо по 1 предмету на каждое предложенное слово, остальные предметы называются после контекстной подсказки. В отдельных случаях требуется повторение инструкции;
2 балла – часть заданий выполняется с ошибками, большую часть которых исправить не удается. Не смотря на помощь со стороны взрослого;
1 балл – неадекватные ответы и отсутствие коррекции по всем заданиям.
6. Словарь притяжательных местоимений
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Вот дом (предъявляется картинка). Я живу в этом доме. Значит, это чей дом? В этом домике ты живешь. Чей это дом? Вот еще дом. В нем живет он. Значит, это чей дом? А в этом домике мы все будем жить. Чей это будет дом? И еще один домик. В нем живут они. Чей это дом? Оценка1:
5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла – при выполнении ребенок допускает одну ошибку, которую исправляет самостоятельно;
3 балла – 2-3 задания выполняются с ошибками, которые исправляются после уточняющих вопросов;
2 балла – часть заданий выполняется с ошибками, большую часть которых исправить не удается. Не смотря на помощь со стороны взрослого;
1 балл – неадекватные ответы и отсутствие коррекции по всем заданиям.
7. Подбор синонимов
Инструкция: «Посмотри на картинку. Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать: «Старушка». Назови другим словом…»
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Дети Дом Врач Грустный Большой Веселиться Бегает Шагает Плачет 8. Подбор антонимов
Инструкция: «Послушай слова: Большой - маленький. Это противоположные слова. Большой, а наоборот – маленький. Маленький, а наоборот - …»
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Жара, а наоборот - Тишина, а наоборот - Чистый, а наоборот - Мокрый, а наоборот - Больной, а наоборот - Смеяться, а наоборот - Говорить, а наоборот - Медленно, а наоборот - Одеваться, а наоборот - Высоко, а наоборот - Оценка для заданий № 7, 8:
5 баллов – по всем заданиям дан правильный ответ;
4 балла – встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса;
3 балла – большинство заданий выполняются с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;
2 балла – часть ответов с уточняющей помощью, часть – с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;
1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.
9. Дифференциация близких по смыслу понятий
Серия «А». Инструкция: Одежду можно сшить из ткани, можно связать из шерстяной пряжи, а можно вышить с помощью иголки и нитки как будто кисточкой нарисовать узор. Посмотри на картинки (демонстрируются три сюжетные картинки) и выбери ту, на которой…»
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Мама шьет Мама вяжет Мама вышивает Серия «Б». Инструкция: «Посмотри на картинки и отбери те, про которые мы скажем, что их …»
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Шьют Вяжут Вышивают Пришивают Примечание: На каждое слово действие предлагается выбрать из следующего набора предметных картинок: рубашка, пальто, юбка, брюки, шапка, носки, варежки, шарф, воротничок, платочек, рукав, пуговица.
Оценка:
5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
2 балла – все задания выполняются с контекстной подсказкой, требуется повторение инструкции;
1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.
10. Уровень обобщений
Инструкция: «Птицы – это живые существа. Тело птиц покрыто перьями, у птиц есть крылья, они умеют летать. Вот это птицы (экспериментатор отбирает 5 картинок). Голубь – птица, ворона – птица, воробей – птица, синица – птица, ласточка – птица (сопровождает показом картинок). Всех этих существ (указание жестом) мы называем одним словом «птицы» (выделяет слово голосом). А теперь ты посмотри на картинки и назови одним словом (последовательно предъявляются серии картинок, в каждой по пять картинок)».
Предлагаемый материал Ответы

Начало года
Конец года
Животные Игрушки Овощи Фрукты Посуда Одежда Люди Транспорт 2.3. Методическое обеспечение программы
Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр.
Разделы
Дидактические игры и пособия
Обогащение
словарного запаса
Набор карточек «Транспорт»
Наглядно – дидактическое пособие «Инструменты»
Комплект карточек для бесед «Великая Отечественная война»
Комплект карточек для бесед «Защитники Отечества»
Комплект карточек для бесед «Весна»
Наглядно дидактическое пособие «Домашние птицы»
Наглядное пособие «Животные дикие и домашние»
Наглядное пособие «Транспорт»
Наглядно - дидактическое пособие «Как наши предки выращивали хлеб»
Наглядно дидактическое пособие «Цветы»
Развивающее лото для детей «Профессии»
Развивающее лото для детей «Животные»
Развивающее лото для детей «Птицы»
Развивающее лото для детей «Растения»
Развивающее лото для детей «Одежда»
Формирование лексического строя речи
      Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Цветы», «Грибы и ягоды», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные»,  «Птицы»,
«Игрушки», «Насекомые», «Транспорт», «Строительство», «Инструменты», «Профессии», «Времена года»;
     Игры на развитие навыка словообразования: «Приготовим сок», «Посчитай», «Готовим обед», «Чей хвост», «Цветы», «Одень куклу», «Он, она, оно, они»,
«Первые открытия»;
Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.
3. Список рекомендованных источников:
1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» СПб; 2003г., - 128 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей
детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
4. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. Издательство: Сфера, 2014 г.
5. Лалаева Р.И., Н.В Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников»СПб;1999г.
6. Назарова Н.М. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой
7. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы»СПб;2001г.
8. Сазонова С.Н. «Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи»М; 2003г.
9. Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» М; 2001г.
10. Ушакова О.С. Скажи по-другому /Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии /Под ред. О.С.Ушаковой. – Самара, 1994.
11. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
12. Шматко Н.Д. «Дети с отклонениями в развитии»