Употребление односоставных синтаксических конструкций в поэзии А.С.Пушкина. Урок русского языка в 8 классе

МБОУ «Домаховская СОШ»

Употребление односоставных синтаксических
конструкций в поэзии А.С. Пушкина.
Урок русского языка в 8 классе.
Учитель: Козина Т.А.





Предмет – русский язык
Класс – 8
Учитель – Козина Татьяна Анатольевна
Конспект урока объяснения нового материала.
Тема урока «Употребление односоставных синтаксических конструкций в поэзии А.С. Пушкина».
Цель урока: обобщить знания о семантике односоставных предложений; показать богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных синтаксических конструкций; помочь обучающимся понять некоторые особенности поэтических строк А.С. Пушкина; развивать творческие способности обучающихся.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные.
В результате занятия обучающиеся смогут
распознавать виды односоставных предложений, находить их в тексте;
уместно употреблять все виды односоставных предложений в устной и письменной речи;
видеть выразительные возможности односоставных предложений;
понять роль односоставных предложений в художественном тексте.
Метапредметные.
В результате занятия обучающиеся смогут
- адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения;
-извлекать информацию из различных источников;
- владеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- правильно излагать свои мысли;
- действовать в соответствии с поставленными целями;
-продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
-совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
-продолжить совершенствовать навыки языкового анализа.
Личностные: обучающиеся
- проявляют уважительное отношение к родному языку;
-стремятся к речевому самосовершенствованию;
-понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей;
-усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Основные понятия урока: односоставные предложения: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные; экспрессивность синтаксических конструкций.
Ресурсы.
Учебник – Русский язык. 8 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; А.С. Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин»; рабочие листы, мультимедийная презентация.

Этап урока

Основные виды деятельности обучающихся

1
Оргмомент
Звучат строчки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Слайд 1.
Сегодня прекрасное зимнее утро. И глядя на наш заснеженный парк, на голубое небо, вспоминаются именно пушкинские строки:
Мороз и солнце!
День чудесный!
Я думаю, и настрой на уроке у вас будет такой же чудесный, как это утро.
Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. Эмоциональный настрой.

2.
Актуализация знаний
Какая работа была задана вам на дом?
Ответы обучающихся:
1.Повторить виды односоставных предложений.
2. Дома мы проводили интересную работу исследовательского характера. Нам нужно было открыть томик стихотворений А.С. Пушкина и выписать односоставные предложения разных видов из стихотворений поэта, определить их вид и подумать о том, какую роль они играют в тексте.
Давайте вспомним изученное, приведём подобранные вами примеры и проанализируем их.
1.О каком из видов односоставных предложений М.В.Ломоносов сказал следующее: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит»?
-Об определённо-личных.
Расскажите о них, приведите примеры, прокомментируйте.
Ответ ученика.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
«Птичка»
Что даёт поэту употребление определённо-личных предложений?
- Определённо-личные предложения помогают избежать излишнего повтора личных местоимений. Придают динамичность действиям. Строчки звучат непринуждённо и звучание становится более доверительным. Всё внимание сосредоточивается на действии.
Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный лик,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит
«Медный всадник».

Определённо- личное предложение делает речь живой, непринуждённой, динамичной, экспрессивной. В этом предложении есть обращение. В определённо-личных предложениях часто используются обращения. В стихах это риторические обращения.
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль
«Бахчисарайский фонтан»
2. Учёный-лингвист А.М. Пешковский писал о неопределённо-личных предложениях: «действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное». Почему?
Ответ ученика:
Действие обозначается в них безотносительно к конкретному его исполнителю. Неопределённо-личные предложения позволяют сосредоточить всё внимание на действии, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. Подлежащие устранены намеренно.
- Кто нашёл в стихотворениях А.С.Пушкина неопределённо-личные предложения?
Ведут ко мне коня
(«Осень»)
Бывало, он ещё в постеле,
Ему записочки несут
(«Евгений Онегин»)
- Чем выражен главный член в этих предложениях?
- Сказуемое выражено глаголом в форме настоящего времени 3 лица множественного числа. Сказуемое может быть выражено также глаголами будущего времени множественного числа, 3 –го лица и глаголами прошедшего времени множественного числа.
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Но мне она мила, читатель дорогой.
3.Вы привели пример неопределённо-личного предложения с обобщённым значением. Как ещё называют такие предложения, что они обозначают?
4. Приведите примеры безличных предложений, расскажите об их семантике.
- Безличными называются предложения, сообщение о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим. Невозможно ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении.
Безличные предложения имеют многочисленные оттенки значений, в них могут быть разные виды сказуемых: простые и составные глагольные, составные именные. Это делает данную группу наиболее употребительной.
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих ровных рек!
«Осень»
Мне грустно и легко
«На холмах Грузии»
Долго ль мне гулять на свете
То в кибитке, то верхом
«Дорожные жалобы»
Скучно, грустно
«Зимняя дорога»
В этих предложениях Пушкин с помощью безличных предложений показывает нравственное состояние человека.
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег
«Зимняя дорога»
В этом отрывке лаконично, выразительно безличным предложением изображена окружающая героя местность. Состояние окружающей среды.
-Чем интересно данное предложение?
- В нём нет ни подлежащего, ни сказуемого.
-Почему вы приводите его как безличное?
- Это безличное предложение, которое выражено конструкцией, выражающей отрицание. Их ещё называют генетивными, потому что существительное стоит в родительном падеже.
4.-А каким является второе предложение в этом отрывке?
- Назывным.
Яркими экспрессивными являются назывные предложения. Многие поэты и писатели использовали их в своих произведениях. Приведите примеры назывных конструкций в стихотворениях Пушкина. Какую роль они играют в тексте?
Ответ ученика:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
«Евгений Онегин»
Мороз и солнце! День чудесный!
«Зимнее утро»
Вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;
Вспоминают ранее изученный материал, который связан с формулировкой проблемы.


3.
Мотивация
А сейчас обратимся к эпиграфу урока:
Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон.
(И.А.Бунин)
Эти строки посвящены великому Пушкину, поэту, который своей лирой пробуждает в каждом человеке «чувства светлые». И в трудную минуту жизни, и в радостный миг мы можем обратиться к стихам поэта и найти в них строчки, созвучные своему настроению, состоянию души.
Как вы думаете, почему я начала урок с разговора о поэзии А.С. Пушкина. И домашнее задание также было связано со строчками из произведений великого поэта?
Ответ ученика:
Сегодня на уроке мы будем говорить об односоставных предложениях и их роли в стихотворениях Пушкина
Диалог с учителем. Осознание языкового материала и на его основе формулирование темы урока

4
Целеполагание.
Ч что нового вы узнаете сегодня на уроке? Чему научитесь? Сформулируйте цели нашего урока.
Ответы учеников:
1.Повторим материал об односоставных предложениях.
2. Попытаемся понять, какую роль они играют в поэтическом тексте А.С. Пушкина.
3.Научимся употреблять эти предложения в собственной речи.
Формулирование целей урока, определение учебных задач.
Определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач.


5
Комплексная работа с художественным текстом.
Звучит музыка (Л.Бетховен «Лунная соната»). Ученица читает «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы»
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня. .
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот. Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу....
Каким настроением проникнуты эти строки?
Как можно одним словом озаглавить «Стихи...»? Обоснуйте свой выбор.
В стихотворении всего пятнадцать вдохновенных строк. А сколько мысли, чувства! И вопросы, вопросы, вопросы. И важную эмоциональную нагрузку несут здесь именно односоставные предложения.
Прочитайте первую строку. Назовите предложения. Какие они по составу? Какова их семантика?
1-е односоставное безличное: Мне не спится. (Состояние человека)
2-е односоставное безличное: Нет огня. (Состояние окружающей среды)
- Какое настроение раскрывает эти предложения?
Предложения вводят нас в мрачную тревожную обстановку, раскрывают тяжелые раздумья поэта.
Какое предложение дополняет их?
Двусоставное, неполное. Всюду мрак и сон докучный. .
Это предложение усиливает тревогу, рисуя картину ночи. .
- С помощью каких слов поэт передаёт своё состояние?
Мрак это не только темнота ночи, но и смятение чувств, угнетенное состояние. .
Сон докучный - надоедливый. Поэту не спится, что - то тревожит его.
- Читаем дальше. . Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Предложение двусоставное. Вместе с поэтом мы слышим ход часов однозвучный, повторяющийся звук, раздражающий, вызывающий тоску.
Прочитайте следующие три предложения. Охарактеризуйте их. . Парки бабье лепетание...
Кто такая Парка?
Парка богиня человеческой судьбы в Риме.
«... Покамест жизни нить .
Старой Паркой нам придётся» - пишет А.С. Пушкин в одном из стихотворений.
Но почему «бабье лепетанье»?
Поэт намеренно снижает этот образ, вводя эмоционально окрашенные слова разных стилей: разговорное бабье и книжное лепетанье.
Бабье лепетанье - неразборчивая, несвязная речь, бормотанье. Парка пророчит невнятно, так стоит ли прислушиваться к её пророчеству. Спящей ночи трепетанье - это назывное предложение, рисуя ночь, когда все спят, описывает состояние героя. .
Какое слово в этом предложении передает это состояние? Трепетанье слово книжное, поэтическое, одним из значений которого является: волнение, внутренняя дрожь от какого либо переживания.
Жизни мышья беготня.
Почему он слышит еще и «мышью беготню жизни»?

В жизни много суеты, хлопот, пустых, не нужных человеку. И дни проходят, в этой суете , похожей на «мышью беготню», а что-то важное, главное человек упускает.
Эти назывные предложения усиливают наши сопереживания автору: мы вместе с ним прислушиваемся, вдумываемся... Такое расположение назывных предложений служит актуализации, свойственной присущей им экспрессии и лаконизму поэтического выражения. Восполнение недосказанности, свойственной номинативным конструкциям,
осуществляется в восприятии читателя в направлении подсказанном ходом, ассоциаций, намеченных контекстом. щ
Важное место в стихотворении занимают вопросительные предложения. Прочтите их. К кому обращены вопросы поэта? Почему в этом «скучном шепоте» может быть «укоризна или ропот» «утраченного дня»?
Поэт думает о жизни, к ней обращены вопросы. «Укоризна и ропот» могут быть за какие-то жизненные ошибки, за суетность, «мышью беготню», за бесцельно прожитый день.
«Стихи...» написаны в знаменитую Болдинскую осень.
Болдинская осень началась 7 сентября 1830 года смятенными, тревожными «Бесами».
Вьюга нам слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы, что делать нам?
Что делать нам? - этот вопрос постоянно тревожил и волновал поэта. Стихотворение «Осень» он заканчивает также вопросом: «Куда ж нам плыть?»
О нравственной позиции человека о высокой его ответственности за всякий свой шаг А.С. Пушкин напряженно размышлял на каждой странице Болдинской книги.
Это к жизни обращены строки «Стихов, сочиненные ночью во время бессонницы»:
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
А сейчас мы с вами вернемся к отрывку из стихотворения «Бесы» и запишем его.
Какую синтаксическую конструкцию представляет это отрывок. Подчеркните грамматические основы. Есть ли здесь односоставные предложения? Назовите их вид.
Вы видите, что односоставные предложения могут входить в состав сложных синтаксических конструкций.


Анализируют языковой материал и делают выводы
Оценивают правильность своих выводов.

Фиксируют наблюдения в тетради.












































































Делают выводы и обобщения.




6
Рефлексия.
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Чему научились? Какие были трудности? Все ли поставленные цели были достигнуты?
Мы повторили виды односоставных предложений. Узнали, что эти предложения широко используются в художественных текстах, много их в стихотворениях А.С.Пушкина. Односоставные конструкции в стихотворениях Пушкина выразительны, лаконичны, живо и эмоционально передают нам авторский замысел, помогают сделать речь более яркой, образной.
Оцените свою работу и работу товарищей на уроке. Прокомментируйте оценку.

Анализ собственной учебной деятельности






Самооценка учебной деятельности.

7
Домашнее задание.
Мы с вами отмечали, что часто односоставные предложения входят в состав сложных. Найдите в повести «Капитанская дочка» 5-6 таких предложений. Выпишите их. Подчеркните грамматические основы, определите вид.















Рабочий лист.
Дата______________________________________________________________
Тема______________________________________________________________


Этапы работы
Рабочее поле
Оценка этапов работы

1.
Проверка домашнего задания.
Определённо-личные предложения.

Неопределённо-личные предложения

Безличные предложения

Назывные предложения.




2.
Тема урока




3.
Цели урока.
Я должен научиться









4.
Эпиграф.
Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон (И.А.Бунин)



5.
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня. .
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот.
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу....





Вьюга нам слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы, что делать нам?
«Бесы»
Какую синтаксическую конструкцию представляет этот отрывок. Подчеркните грамматические основы. Есть ли здесь односоставные предложения? Назовите их вид.




7
Оцените свою работу. Прокомментируйте оценку с помощью глаголов : старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.




Оценка этапов работы.

точка означает, что материал понятен, трудностей не вызывает.
вопросительный знак означает, что обучающийся испытывал затруднения в ходе занятия.

15