Конспект классного часа Молочные реки, кисельные берега с приложениями.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бажирская основная общеобразовательная школа
Классный час
8 класс
«Здоровое питание. Молочные реки, кисельные берега»
Классный руководитель
Кунц Татьяна Борисовна
Цели:
Расширить представление учащихся о молоке и молочных продуктах.
Пропагандировать здоровое питание.
Вести профориентационную работу, знакомить с азами профессий, связанных с молоком и молочными продуктами.
с. Бажир12 января 2016
Пейте, дети, молоко - будете здоровы!
Учитель: Сегодня наш классный час будет посвящён как ни странно самому распространённому продукту и хорошо всем известному – это молоку. Но сначала мы должны услышать мнения специалистов по вопросу: «Нужно ли молоко для нашего развития и здоровья?» на наш круглый стол мы пригласили представителей разных профессий, и каждый из них выскажет своё мнение по обсуждаемому вопросу. Сначала мы послушаем первого нашего гостя – врача.
Врач: Мне очень понравился ваш девиз: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!» Молоко – уникальный по пищевой и по биологической ценности для организма продукт. Великий физиолог И.П.Павлов назвал молоко изумительной пищей, приготовленной самой природой. Действительно, молоко и молочные продукты содержат все необходимые для организма питательные вещества. Жаль, что многие дети относятся с пренебрежением к такому замечательному продукту. Это слово надо всегда писать с большой буквы. Ведь ребёнок, появившись на свет, питается только молоком. В нём выявлено свыше 200 различных полезных веществ. Но вот о составе молока больше всего знает микробиолог.
Микробиолог: Да, о молоке можно говорить бесконечно. Многие люди с удовольствием пьют молоко и это совершенно правильно. А детям оно просто необходимо! Ведь кроме белков, жиров и углеводов в нём содержатся минеральные вещества, витамины, органические кислоты, лактоза (это молочный сахар) и другие компоненты. Молоко требует наименьшей секреции пищеварительных соков – то есть наименьших затрат для переваривания по сравнению с другими видами пищи и легче всего усваивается.
Учитель: Только что мы услышали важную, нужную и интересную информацию о молоке – об этом замечательном продукте. Хотелось бы услышать мнение учеников, ведь не секрет, что некоторые ученики не любят молоко и предпочитают ему всякие напитки с красителями и консервантами. Любой продукт сейчас принято рекламировать. Сделаем и мы это сейчас. Послушайте выступление группы учащихся, рекламирующих молоко.
1-ый ученик: Молоко – продукт полезный
Очень вкусный и известный.
Я скажу вам от души:
«Лучше пищи не ищи».
2-ой ученик: Молоко – продукт особый,
Просто замечательный.
Рассказать о нём мы можем
Просто замечательно!
3-ий ученик Поговорить о молоке
Нам хочется, друзья,
Ведь о полезности его
Нам забывать нельзя!
4-ый ученик: Есть белки, жиры и соли,
Витамины и кислоты.
Пейте молоко вы вволю
И не будет вам заботы!
5-ый ученик Молоко – продукт уникальный,
Может быть изумительной пищей.
Без него человеку плохо,
Оно человечеству послано Свыше!
6-ой ученик: В нём лактоза – молочный сахар,
Много кальция, магния, фосфор.
Молоко есть великий знахарь,
С ним вам не нужен доктор!
7-ой ученик: Молоко полно элементами,
Здесь и микро- и макрочастицы.
Помогает бороться с болезнями,
Помогает всем нам учиться!
1-ый ученик: Ретинол, тиамин, железо,
Кобальт, медь, свинец и йод –
Знать состав всегда полезно,
Чтобы сделать правильный ход!
2-ой ученик: Для работы мозга – фосфор,
И без йода никуда.
Пейте молоко, ребята,
Нужно нам оно всегда!
3-ий ученик: Калий, магний, натрий,
Никотиновая кислота…
И всё это в молоке?
Все (хором): Да, да, да!
4-ый ученик: Пищи легче нет, поверьте,
Для желудка нашего.
И творог, кефир, сметана
Для здоровья вашего.
5-ый ученик: Есть В2, пантотиновая кислота,
И фолиевая, аскорбиновая,
Биотин, токоферол…
Перечислить нету сил –
Молока я мало пил.
Все (хором): Будем пить его всегда –
Будем сильными тогда!
Молоку поём мы гимн,
Не расстанемся мы с ним!
Учитель: Хорошую рекламу сделали ребята. У молока только один недостаток и с этим согласятся все – молоко и молочные продукты нельзя хранить долго. Хотелось бы услышать информацию специалистов пищевой промышленности по этому вопросу.
Инженер-технолог: Многие бабушки советуют внукам пить парное молоко. Но это небезопасно. Перед тем, как попасть на прилавок, молоко проходит тщательную обработку. Молоко и правда очень быстро портится, потому что туда попадают микробы, которых всегда много в воздухе. Поэтому на молочном комбинате молоко течёт в трубах. Дома молоко кипятят. При этом микробы погибают. После кипячения молоко становится менее питательным, но, всё же, разливное молоко кипятить нужно. А вот молоко, которое продают в пакетах можно не кипятить: в нём микробы уничтожены, причём так, чтобы в нём сохранилось как можно больше полезных веществ. Молоко сначала нагревалось до 60-70 градусов в течение 15-30 минут, а затем охлаждалось. Такая обработка называется пастеризацией (по имени французского учёного Луи Пастера, придумавшего этот способ). Кроме пастеризации на производственных предприятиях производят гомогенизацию и другие процессы. Это, например:
Приёмка Молоко анализируют на жидкость, затем на отсутствие микробов и антибиотиков.
Нормализация В сепараторе-сливкоотделителе от молока отделяют сливки, которые можно использовать для производства других молочных продуктов, например, сметаны.
Витаминизация В молоко вводят концентрированные витамины.
Пастеризация Нагревание молока до 60-70 градусов для уничтожения болезнетворных бактерий, которые могут в нём присутствовать.
Гомогенизация Процесс дробления жировых шариков. Молочный жир распределён в натуральном молоке в виде множества мельчайших капель размером 8-16 микрон. Капли легче воды и при хранении молока постепенно поднимаются, образуя слой сливок. Чтобы сливки не образовывались, молоко прокачивают под давлением через гомогенизатор, проходя через который жировые частицы измельчаются и слой сливок не формируется.
Охлаждение Доведение молока до температуры не выше 10 градусов. Затем молоко закачивают в складской резервуар и хранят там до расфасовки.
На молочном комбинате готовят не только молоко. Здесь из него также делают творог, сырки, кефир, йогурты и сметану. Но в этом деле уже не обойтись без особых полезных бактерий. Самое вкусное, что изготавливают из молока – это мороженое. В сливки и масло добавляют сахар, фрукты, варенье, орехи.
Учитель: Вот сколько интересного мы узнали о молоке. Но когда человек открыл его и обнаружил его полезные качества? А произошло это примерно 7-8 тысяч лет тому назад. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, а также предания, легенды, сказки и мифы. Кстати, молоку в этом отношении очень повезло. Редкий народ не сложил о нём свою историю. Не раз сей ценный продукт «засветился» в истории и фольклоре. Некогда индусы доказывали, что будто вообще весь мир сотворён из….молока. Так, древние римляне считали, что Юпитер был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи, и потому в качестве жертвы подносили грозному богу именно молоко. «Потчевали» им не только Юпитера, но и других богов и богинь, покровительствовавших плодородию, деторождению, пастухам и их стадам. Самое раннее упоминание о молоке находится в Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э. В 1200 году татары готовили сухое и концентрированное молоко и употребляли его в пищу во время своих походов под предводительством Чингисхана. Первый патент на производство сгущённого молока был выдан в 1856 году.
Испокон веков крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом всем остальным. Отсюда и извечная мечта всего народа о «молочных реках и кисельных берегах» - символе сытости и благополучия. Когда-то великий учёный Иван Павлов сказал: « Молоко – это изумительная пища, приготовленная самой природой». А теперь передаём слово учащимся, которые исследовали тему молока.
Ученик 1: Молоко довольно калорийно: в 100 граммах его более 600 килокалорий. Так что пол-литра молока вполне достаточно, чтобы удовлетворить треть суточной потребности организма в энергии. А литр цельного молока по калорийности заменяет 370 грамм говядины или около 700 грамм картофеля. Молоко обладает снотворным эффектом. Стакан тёплого молока, выпитого на ночь, снижает желудочную секрецию, воздействует на рецепторы желудка и оказывает общее успокаивающее действие. Некоторые народности молоко не только пьют. При нагревании на медленном огне или на кипящей водяной бане оно свёртывается. Получается продукт, напоминающий по вкусу омлет. В конце средних веков , когда молоко становилось товаром и его продавали, сторожа у городских ворот были первыми «лаборантами». Они опускали блестящий клинок в сосуд с молоком и наблюдали, как с него стекают струйки. Медленное стекание свидетельствовало о высокой жирности молока.В народе говорят «Молоко не пьёшь, откуда силы возьмёшь».
Ученик 2: Оказывается, молоко способно уменьшить чувство жажды. В жару происходит сильное выделение влаги (пота) из организма. При этом он теряет и минеральные соли, что снижает его способность удерживать воду и приводит к ещё большему выделению пота. Молоко, в состав которого входят минеральные соли, способствует удержанию влаги и таким образом уменьшает жажду. Жителям Средней Азии, в частности знойной Туркмении, известно, что для утоления жажды хорошо подходит кислое обезжиренное молоко или цельное, разбавленное водой. Они употребляют кисломолочный напиток чал и разведённый в воде высушенный творог. Таким образом, молоко и кисломолочные продукты ценны и как средство для утоления жажды.
Ученик 3: Ещё великий персидский учёный и врач, автор «Книги исцеления» Ибн Сина (он же Авиценна) отдавал предпочтение ослиному молоку с солью и мёдом. Опираясь на советы Гиппократа, врачи древности рекомендовали своим пациентам пить коровье, козье и ослиное молоко. Козье молоко врачи-целители рекомендовали от чахотки; коровье – от подагры и малокровия; ослиное – от всех существующих болезней.
Ученик 4: Вот мы всё о молоке, да о молоке. А кто нам его даёт? Ну конечно, корова! Всем молочным продуктам мы обязаны корове, ведь именно она даёт нам молоко. Коровы – животные умные и ласковые, любят, когда о них заботится хозяин, привыкают к нему, и в ответ на заботу и ласку дают больше молока. Своё особое отношение к корове-кормилице наши предки выражали в ласкательных прозвищах: бурёнушка, теля, тёлочка, телушка. По цвету шерсти белую корову именовали белуха, бурую – бурёнка, чёрную – жухела. В былые времена корову уважали. Она на Руси была обязательной частью приданого невесты. А чтобы удои были постоянные и обильные, необходимо было строго соблюдать целый ряд примет. Некоторые из них у вас, может, быть вызовут улыбку, но всё же послушайте. Ведь во всём, что мы слышим, есть доля правды. Оказывается, ни в коем случае нельзя выливать в ложку остаток напитка из сосуда – в противном случае корова перестанет доиться. Не рекомендуется так же крошить хлеб в молоко – а то ваша коровка хворать начнёт. Лучше хлеб накрошить и залит молоком, чтобы получить исконно русское блюдо – тюрю. Как только получите в подарок от соседей или родственников банку или кувшин молока, возвращая посуду из-под молока, не забудьте положить туда щепотку соли или кусок хлеба – благодаря этому молоко у соседской бурёнки не испортится. Если же вы решили угостить молоком своих соседей, то тоже не забудьте в молоко добавить несколько крупинок соли. Это, как считали в народе, отведёт беду от вашей коровы. Также тщательно следите за тем, чтобы мимо сосуда с молоком не пробежала коварная ласка: одно присутствие этого хитрого хищника рядом с молоком снижает надои. Бабушки всегда рассказывали, что ни в коем случае нельзя ничего никому давать, если у вас в этот день отелилась корова. Откажите под любым предлогом во избежание несчастного случая с телёнком или с коровой. Ну а вы хотите - верьте всему этому, хотите – нет. Это ваше право. Но это ещё раз доказывает, как люди относились к своим кормилицам. А существует ещё 6 правил кормления бурёнок:
Коровы едят траву летом, когда она свежая и сочная.
Коров перегоняют с поля на поле, чтобы трава могла восстановиться.
Зимой коров держат в помещении и кормят их силосом и сеном.
Корнеплоды измельчают перед тем, как дают их коровам.
Кормят коров два раза в день в одно и то же время.
Коров необходимо обеспечить водой и в поле, и в загоне.
Ученик 5: Ну а теперь пришло время поговорить и о молочных продуктах. Их насчитывается очень много: творог, йогурт, сметана, кефир, масло, ряженка, сыр и другие. В первую очередь хочется вспомнить о твороге. Это было желанное кушанье на столах и бедных, и богатых ещё в первом веке до нашей эры в Риме. Творог как продукт питания необходим всем, особенно детям и людям пожилого возраста. Он входит в состав диет при лечении заболеваний печени, атеросклероза и гипертонической болезни.
Широко используют творог в лечебном питании больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, хроническим гастритом, хроническими заболеваниями желчного пузыря, панкреатитом, болезнями кишечника. Творог входит практически в любую диету. Его по праву называют продуктом, не знающим запрета в лечебном питании.
В магазины поступает обычно творог пастеризованный, приготовленный с помощью закваски из молока, предварительно обезвреженного от бактерий. Его можно есть сырым, без тепловой обработки. Из пастеризованного творога приготавливают творожную пасту разной жирности, сладкие и соленые творожные сырки. Непастеризованный творог из скисшего молока можно использовать для приготовления блюд, подвергающихся термической обработке.
Для того, чтобы приготовить творог из молока, надо вылить молоко в эмалированную кастрюлю, вскипятить, охладить примерно до 30 С. Затем нужно заквасить молоко сметаной, простоквашей или кефиром - 3-4 столовые ложки на 1 литр, перемешать и поставить в теплое место на 6-8 часов. Полученную смесь поместить в матерчатый мешочек и подвесить над посудой, чтобы стекла сыворотка. Либо образовавшуюся творожистую массу откинуть на сито или дуршлаг, покрытые сложенной вдвое марлей.
Творог из кефира готовят следующим образом. Выливают кефир в эмалированную кастрюлю, которую помещают в тазик или кастрюлю большего размера, заполненную кипятком. Такую водяную баню держать на небольшом огне (не перегревать!), перемешивать до тех пор, пока кефир не свернется. Затем те же операции, что и при приготовлении творога из молока.
Рецепт приготовления творога из смеси кефира с молоком таков. В момент вскипания молока в кастрюлю вливают равное количество кефира и кипятят 1-2 минуты. Полученный сгусток помещают в матерчатый мешочек и дают стечь сыворотке. Можно получать творог, различный по вкусу и консистенции, меняя соотношение молока и кефира.
Ученик 6: А я хочу рассказать вам о сливочном масле. Многие порой и не задумываются, что это тоже молочный продукт. Сливочное масло – один из самых древних продуктов, известных человеку и наиболее широко используемых им. Довольно странно, что в древние времена масло не использовалось в пищу во многих странах мира! Индусы использовали масло в качестве жертвоприношения в религиозных обрядах. Греки и римляне тоже не ели масла, а применяли его как лекарство для лечения кожных заболеваний. Они верили, что копоть от пригоревшего масла полезна для глаз. Римляне использовали масло как мазь для кожи и волос.
В Испании 300 лет назад масло продавали только в аптеках. В древние времена только немногие ели сливочное масло, но его никогда не употребляли в пищу в свежем виде. Его хранили в растопленном состоянии, и были даже люди, которые особенно ценили масло 100-летней выдержки. Возможно, изготовление пищевого масла пришло в Европу из Скандинавии.
Сегодня сливочное масло – очень необходимый продукт. Это очень высококалорийная пища, которая быстро усваивается организмом. Оно также имеет важные свойства, которые позволяют маслу долгое время оставаться в желудке и давать энергию организму.
Производство масла начинается с дойки коров. Так как в молоке коров гернсийской и джерсийской пород содержится много жира, эти породы называю «масляными». После того как молоко получено, с него снимают сливки. Затем сливки оставляют при комнатной температуре, чтобы они закисли. Это придаёт им своеобразный вкус и облегчает маслобойный процесс. Сливки пастеризуют, чтобы убить все бактерии и увеличить срок хранения масла.
Масло взбивается в маслобойных машинах, чтобы отделить молочный жир от сыворотки. В сыворотке совсем не содержится жиров. Затем к маслу добавляется вода, и всё это ещё раз тщательно перемешивается в маслобойке, чтобы удалить из масла все ненужные компоненты. После того как удалят воду, масло готово. Его пропускают между большими валиками, чтобы сделать его мягче и однороднее по вкусу и цвету. Теперь масло запечатывают в пачки-брикеты и отправляют в магазин.
Известно, что из Сибири вывезли за границу 1 783 000 пудов масла. В 1913 году на его производство ушло97,4% молока, поступившего на молочные предприятия.
Ученик 7: Поговорим ещё об одном всеми любимом продукте из молока – о сыре. Сыры известны человечеству с глубокой древности. В Ассириии, Вавилоне, Древнем Египте их делали из овечьего и козьего молока. Технологии изготовления сыров были известны и древним грекам. О них писали многие античные авторы, например Плиний и Аристотель. А в «Одиссее» Гомера можно прочесть: «Начали мы в пещере пространной осматривать; много было сыров в тростниковых корзинах». Постепенно сыр стал излюбленной пищей во многих странах мира. Например, в Швейцарии есть обычай в день рождения мальчика варить сыр, в день свадьбы съедать его. А в Англии в графстве Глостершир, с высокого холма ежегодно скатывают сыр, за которым бегут все, кто может. Догнавший вместе с почётным званием победителя получает в качестве приза и подхваченную им на лету головку сыра.
В мире существует великое множество сортов сыра. Французский сыродел Андре Симон написал об этом продукте книгу, где описано 839 сортов. В начале XVII века в Париже внимание публики привлёк трактат с сенсационным названием «Прекрасные, ошеломляющие, хвалебные изречения о сыре, героически отстаиваемые Бартоломео Бола». Автор доказывал, что сыр дарует силу, ловкость и темперамент. И, конечно, исцеляет от болезней.
А мастера-сыроделы Канады в 1898 году изготовили исполинскую головку сыра весом 10 тонн. На этот сыр они израсходовали 94 000 литра молока. Толщина головки сыра – 2 метра, а диаметр – 9,3 метра. В память об этом событии жители города Перт соорудили статую, изображающую исполинский сыр.
Известен такой интересный случай. В школе Федерико Феллини, великий режиссёр, был не очень исправным учеником. Рассказывают, что из класса в класс он переходил благодаря сыру, который его отец регулярно преподносил учителю.
Свыше 5 000 000 тонн сыра изготавливают ежегодно сыроделы нашей планеты. Каждая страна славится своими сырами: швейцарский, датский, голландский, французский, тёртые итальянские сыры, творожные немецкие и другие. А в России – это российский, алтайский, пошехонский, угличский, костромской, ярославский, московский, смоленский и другие. В настоящее время многие мини - фермы начали заниматься усиленно изготовлением сыров в связи с санкциями и запретом ввоза этого продукта из отдельных стран в Россию.
Учитель: Вот и подходит наш классный час к концу. Многое ещё можно было бы сказать о молочных продуктах. Покупая в магазине молочную продукцию, читайте всю информацию о ней на коробках, тетрапаках. Представьте себе, что организм человека – это сложный механизм, работающий на «биологических батарейках», которым постоянно нужна подзарядка. Оказывается, одним из источников энергии для организма является молочный сахар – лактоза, которого нет ни в каких других продуктах. Это единственный углевод, участвующий в синтезе белков, жиров, витаминов и ферментов. Он жизненно необходим для жизнедеятельности почти всех основных органов человека – сердца, почек, печени, головного мозга, центральной нервной системы.
Итог. Релаксация. Свобода действий.
А в заключении предлагаю вам составить как можно больше слов из слова «ПРОСТОКВАША» Победителя узнаем через минуту. Время пошло.
(Примерные слова – сто, каша, росток, рост, ток, квас, коса, вопрос, квота, сова, вакса, кот, роса, скат, сор, опрос, просо, такса, восток, сак, тоска, сок, пост, порт, осока и т.д)
Литература
Газета «Досуг в школе» №11, 2012
О.А.Алёнкина Классные часы по профориентации школьников. Учебно-методическое пособие. Москва «Планета», 2011
Т.Н. Максимова, Н.Н.Дробинина. Классные часы. 4 класс Москва «ВАКО», 2013
Классный час можно разнообразить, видоизменить, используя дополнительную информацию по усмотрению учителя. Можно часть материала использовать для презентаций.
Приложение №1
Доскажи словечко. Тема «Молочные продукты»
Он молочный, подслащённый
И полезный – это факт.
Микрофлорой обогащённыйСей продукт - ………
(Ацидолакт) И в окрошке, и в салате
Аппетитна и желанна.
Для блинов и для оладий
Превосходная …….
(Сметана)
Он преграда от болезней,
Нет вкуснее и полезней.
Будешь просто молодец,
Если выпьешь….
(Варенец) Если хочешь жизни долгой,
Чтобы весь объездить мир,
Значит, место в рационе
Должен занимать…..
(Кефир)
Он содержит витамины,
Минералы, кефирный грибок,
Бифидобактерии и протеины
И называется он…..
(Бифидок) Такой вкусный –
Просто кайф!
И целебный….
(Бифилайф)
Напиток кисломолочный
Сохранит здоровый вид,
И к тому же вкусный очень.
Ну конечно…..
(Бифивит) Витаминный и белковый.
Можно сразу, можно впрок,
Если хочешь быть здоровым,
Покупай всегда ….
(Творог)
«Бактерии жизни»
Здоровью помогут,
Коль съешь ароматныйИ свеженький ….
(Йогурт) Чуть сметанки в молоко –
И заквасилось оно.
Любят Саши, любят Даши
Есть на ужин ….
(Простоквашу)
Оно течёт, но не вода.
Оно как снег бело всегда.
На вкус узнать его легко,
Ведь это в крынке…..
(Молоко) Что полезно – всем известно?
Я ответ найду легко.
На моей любимой чашке
Нарисованы ромашки,
Ну а в чашке….
(Молоко)
Жирная, густая
Называюсь я….
(Сметаной) Я не сливки, не сырок,
Белый, вкусный….
(Творожок)
Знаменит он на весь мир
Вкусный, кисленький…
(Кефир) Бежевой наряжена
Не кефир, а…….
(Ряженка)
Приложение №2
Пословицы и поговорки
У коровы молоко на языке.
От чёрной коровки да белое молочко.
У трудолюбивой доярки и дела ярки.
Коровушку не напоишь – и молочка не надоишь.
Была бы корова да курочка – состряпает и дурочка.
Была бы коровушка, будет и молочко.
Что положишь в кормушку, то и в подойнике принесёшь.
Доишь шибко, да молока жидко.
Потому и надои разные: у одной доярки стойла чистые, а у другой грязные.
Приложение №3
Национальные кисломолочные продукты
Кумыс – напиток, распространённый в Казахстане, Киргизии, Татарстане, Узбекистане. Он готовится из кобыльего молока с помощью закваски. Кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами, возбуждает аппетит. Его издавна применяют для профилактики и лечения туберкулёза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, восстановления после болезни.
Каймак – кисломолочный продукт кремового цвета, похож на сметану. Его приготовление – сложный процесс. В Татарстане, Башкирии, в южных районах европейской части России каймаком называют обыкновенную сметану, которую собрали с простокваши.
Тарак (бурятское название) или тарг (калмыцкое) – кисломолочный продукт, который получается при смешивании овечьего, козьего. Коровьего молока, иногда с примесь молока верблюдицы.
Мацони, катык, айран – разные названия одного и того же кисломолочного напитка, приготовленного из кипячёного молока путём заквашивания. Название «мацони» используется в Закавказье, «айран» - в Киргизии и Казахстане, «катык» - в Узбекистане, Татарстане, Башкирии, Азербайджане.Приложение №4
Кто главный на ферме?
Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на здоровье. На ферме главная – это доярка. Работа доярки физически тяжёлая. Многолетняя работа по профессии сказывается на состоянии здоровья работниц. У доярок, которые много лет доят коров, развивается профессиональное заболевание рук. Не на всех фермах прекрасные условия. Часто их работа связана с сыростью. У них развивается заболевание нижних конечностей. Чтобы сохранить своё здоровье, они имеют специальную одежду и обувь. В наши дни у доярок труд стал механизированным. Конечно, есть фермы, где всё механизировано и доярка выполняет роль оператора. Она уже как бы и не доярка. Но ещё много ферм, где до такой организации труда далеко. Конечно, механизация доения облегчает труд доярок, в несколько раз увеличивается производительность труда. При этом используются доильные аппараты, которые отсасывают молоко из вымени коровы.
Перед дойкой корове доярка моет вымя тёплой водой и вытирает чистым сухим полотенцем и массируют. Этот процесс даёт возможность прибыть молоку в вымени коровы. Затем резиновый шланг пульсатора соединяют с молочным стальным крановакуум-трубопровода, открывают молочный кран на крышке доильного аппарата и одевают доильные стаканы на соски вымени.
Доильный аппарат состоит из доильного ведра, крышки с пульсатором и молочным краном, коллектора и четырёх доильных стаканов. После того, как молоко перестанет выделяться, доярка сначала перекрывает молочный кран на крышке доильного ведра, а затем, оттянув доильные стаканы вниз и немного в сторону, снимает их с сосков вымени бурёнки. Именно так доят коров в нашем районе на мини-фермах в фермерских хозяйствах.
Если происходит поломка на линии электропередач, то доярке приходится доить коров вручную. Ведь корова не может ждать, пока появится свет. Её надо доить в одни и те же часы, чтобы надои не упали. Профессиональная доярка одну корову доит 4-7 минут. Научиться правильно доить вручную должна каждая профессиональная доярка. Неумелым доением можно испортить вымя. В течение суток корову доят два-три раза в одно и то же время.
За дояркой закрепляют определённую группу коров, которых она постоянно обслуживает. Коровы к ней привыкают, ведут себя спокойно и полностью отдают молоко. Если доярки меняются, то коровы беспокоятся, и снижается удой.
Приложение №5
Стишки
Молоко
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Всё, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок.
Кушай, Ванюшка-дружок!
Ешь да пей,
Гостям налей
и коту не пожалей! Молочные продукты
Ежедневно непременно
С аппетитом нужно есть:
Йогурт, сыр и простоквашу,
Молоко, кефир и кашу.
Масло сливочное тоже,
И сметану , и творожник,
И молочные сосиски,
Для худых полезны сливки.
Ежедневно непременно
Надо есть всё,
Что полезно.