Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звуки [М], [М] и буквы М, м.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад№22 «Журавленок городского округа
Город Октябрьский республики Башкортостан
Конспект открытого занятия
по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе №2 «Затейники»

Подготовила и провела
воспитатель- Газеева М.Р
2016-2017уч г
Тема: Звуки [М], [М'] и буквы М, м.
Цель: формирование у воспитанников представления о звуках м – м’, о строчной и заглавной букве «Мм».
Задачи урока:  
образовательные : познакомить со звуками [М], [М'] и буквой Мм, формировать умения детей характеризовать звуки[М], [М'] с опорой на цветовые схемы, находить их место в слове; составлять прямые и обратные слоги; определять звонкость согласных;
формировать навык самоконтроля и самооценки;
развивающие: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление;
- развивать общую, мелкую моторику рук и артикуляционную моторику;
- расширять и уточнять словарь.
воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью, аккуратность при выполнении работы
Приоритетные направления:обучение грамоте.
Интеграция: с образовательной областью ФЦКМ
Используемое оборудование:ИКТ,музыкальный центр, проектор,записи.
Используемый материал: квадратики Вагончики(синий и зеленый), рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, игра «Парашют».
Раздаточный материал: на столе у каждого комплект: цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, лист для прописи буквы Мм.
Словарная работа: буква, звук, гласные, согласные, твёрдые, мягкие.
Предшествующая работа: дидактические игры на развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя.
Ход занятия:
I Организационный момент:
В: -Ребята, у нас сегодня гости.Давайте с ними поздороваемся.(Доброе утро!)-Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Вы готовы? Сейчас проверим!
(Дети встают в круг)
-Вы готовы глазки?(прикрывают глазки)
_Вы готовы ушки?(натирают уши)
-Вы готовы ручки?(хлопают в ладоши)
-Вы готовы ножки?хлопают по коленкам)
-Вы готовы ,дети?(обнимают себя)
II. Повторение изученного материала:
Восп; -На прошлых занятиях мы с вами побывали в увлекательной стране «Грамматика», в городе звуков , и познакомились с некоторыми из них. Вспомним, какие бывают звуки?(гласные и согласные)
Восп:-Ребята, у меня в руках волшебный мяч.Кому из вас он попадет в руки, тот начинает петь звуками.
Игра называется « Мяч по кругу».
-Кому я кину мяч, тот пропоет изученные нами гласные звуки и возвращает мяч.
В: -Что происходит при произношении гласных звуков?
( воздух выходит свободно и их можно пропеть).
-В каком домике они живут? (в красном)
-Какие еще бывают звуки?(согласные)
-С каким из них мы знакомы? (н, нь)
-В каком домике они живут?(в синем и зеленом)Верно.
-Чем отличаются согласный звук от гласного? (При произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть, а при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой).
(Дети садятся на стульчики. Напоминаю об осанке.Я сажусь перед ними)
III. Усвоение нового материала:
Восп:- Ребята, мы сегодня продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв и познакомимся с новыми звуками и буквой. А с какой- вы мне скажете, когда посмотрим видеоурок «Умачка».Слушайте внимательно и запоминайте. В конце будет задание: повторять звуки.
1). Видеоурок.
Восп: -Ребята, скажите с какими звуками мы познакомились?
( [М], [М'] )
-Какой буквой они обозначаются на письме? ( Буквой ЭМ).Требуются полные ответы детей.Какие слова начинаются на букву М?(мамонт, муха, мяч, муравей, молоток, магнит)
- А скажите, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем).
2)Восп: -А теперь поиграем с этими слогами .Повторяйте за мной.
Ма-ма-ма – наступила зима.
Мы-мы-мы – первый день зимы.
Ме-ме-ме – рады мы зиме.
Му-му-му – я маму обниму.
Ми-ми-ми – друга за руку возьми.
Ам-ам-ам – руку другу дам.
Ом-ом-ом – нарисую дом.
Ум-ум-ум – я услышал шум.
Ым-ым-ым – из трубы вьется дым.
Им-им-им – мы красиво сидим.
3)Физминутка.
-Молодцы ребятки,устали сидеть на месте. Давайте немного отдохнем.Встанем в круг и разомнемся!
Руки вверх вы поднимите,
В стороны, а так же вниз.
Руки в боки не лениться-
Влево, вправо наклонись,
Приседаем и встаем
Трудимся, не устаем!
Изучаем букву ЭМ.
Бодрость духа дарим всем! (Дети идут за стульями)
Восп: Теперь,ребята, проходите, занимайте свои места. Сели красиво(Ножки,ручки и спина). И мы продолжаем наше занятие.
4)Загадки
В.: -Ребята, когда слоги дружат между собой и правильно стоят друг за другом, то образуются слова. Послушайте загадки и отгадайте слова.
Четыре колеса,Резиновые шины,Мотор и тормоза…Как это называется?(Машина)
(показывается картинка)
У Непоседы - паренька.Круглые бока.Ударишь - не плачет,А всё выше скачет…(Мяч)
( Мячик – картинка)
В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
( машина, мяч).
В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина. [М]
В: Мммяч. [М']
В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как дрожат наши голосовые связки? (ответы детей)
В: Значит звуки [М] и [М'] какие? ( звонкие).
В: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим).
В: А мягкие? (зеленым).
В: Что мы видим на картине? ( машина). 5)Картинки со схемой слова
В: -Какой первый звук в этом слове? [М]
В:- А значит звук [М] какой?
( твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом).
В: А что мы видим на другом рисунке? (Мяч).
В: Какой первый звук? [М']
В: Он какой твердый или мягкий?
(Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом).
В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М'] какие?
( Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом).
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине,
в конце или в начале?(у доски и на столе)
Восп: -У вас на столах лежат схемы слова машина.Покажите, где находится новый изученный звук.А Залина выйдет и покажет у доски.А мы сверим – правильно ли указали позицию звука.
6) Игры на развитие фонематического слуха
Восп: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»
Восп: У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
Мак, мороз, метла, масло,мёд,молоко. (показываю рисунки)
7.Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной).Приложение №2
В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках , [М] и [М'] . Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).
В: - Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М. (на доске- образец)
В: - Вы видите заглавную и строчную букву Мм.Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? (Ответы детей)
– Послушайте.Правильно ли называют зверята эту букву?
Смотрите – буква! Вот те на:
Не в книжке – на дорожке!
Как называется она,
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза прикинула в уме,
Сказала: – Это буква «ме».
Бык возразил:  – Не «ме», а «му».
Я лучше знаю, что к чему!
А пес воскликнул: – Полно вам!
Не спорьте, это буква «ам»!
– Нет, «му»!-Нет, «ме»! -Нет, «ам»!
-Ам! Ам!
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву ЭМ…
(А. Шибаев.)
Восп:-Правильно ли назвали букву?(нет)А как правильно надо называть? (ЭМ)
В: Сколько в ней элементов? (Ответы детей)
В: Сложим её из палочек. Приготовьте их. (У доски... на фланелеграфе )
В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
8). Работа в тетради.
В: -А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.
(пальчиковая гимнастика)
1,2,3,4,5
Вышли пальцы погулять
Этот пальчик-самый сильный,
Самый толстый и ленивый.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик –самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый
Этот пальчик хоть и мал,
Он и ловок и удал.
В: -Молодцы. Ребята.Перед вами лежат прописи буквы Мм.
(Приложение №3)
Посмотрите еще раз как пишется буква М.Но вдруг буква потерялась.Спряталась за грибочком.Жители города звуков огорчены.Поможем найти буквуМ?
Найдите и раскрасьте ее. Мы решили эту проблему.А теперь пишем одну строчку заглавной и прописной буквы М.
9) Чтение слогов по слоговой таблице.
В: Ребята, гласные и согласные звуки ходят друг другу в гости.Если они возьмутся за руки, что получится?(Слоги)
- Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой ЭМ.(переносная доска «Парашютик»)
М А М О М У М Э МИ МЫ -открытые слоги
АМ ОМ УМ ЭМ ИМ ЫМ - закрытые слоги
(индивидуально, хором)
10).Игра «Отгадай по первым буквам» (Приложение №1)
-Ребята,.в этих картинках спряталось слово. Нужно его найти. А сложим мы слово по первым буквам названий предметов, изображенных на картинках. М А М А
В: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.
IV.Рефлексия.
- Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились?
Они какие?
В: Какой буквой эти звуки обозначаются?
В: Молодцы!
-Оцените свою работу светофориками.(зеленый цвет- наименьшее кол-во ошибок, желтый- 1-2 ошибки, красный- много ошибок)

Приложение 1.
Задание: составить слово из начальных букв названий предметов на картинках.

МЕД АРБУЗ МАЛИНА АПЕЛЬСИН
Приложение№2.

Приложение №3