Конспект урока по русскому языку Изменение глаголов по временам (3 класс)


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 479 «Славянских культур»
Кировского района Санкт – Петербурга
3 класс
Русский язык
«Изменение глаголов по временам»
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №479 «Славянских культур»
Пашинова Жанна Мануиловна

2014 год
Русский язык 3 класс
Тема урока: Изменение глаголов по временам.
Цель урока. Формировать умение различать глаголы по временам, закрепить знания о глаголе, как о части речи.
Целевые установки урока (планируемые результаты)
Личностные результаты:
•проявить интерес к русскому языку;
•умение достигать поставленной цели в ситуации плодотворного сотрудничества с другими людьми;
•активизировать внимание.
Метапредметные результаты:
•планировать свою деятельность по решению учебной задачи;
• контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
•работать в паре;
•умение ориентироваться в учебнике;
•оценивать результаты своей и чужой работы;
•умение извлекать информацию из таблицы.
Предметные результаты:
•познакомить с изменением глаголов по временам;
• учить самостоятельно «открывать» новые;
•учить определять время глаголов;
•расширять словарный запас учащихся;
•формировать интерес к предмету.
Оборудование урока:
•карточки с таблицей;
• карточки с текстом для работы в паре;
• карточки с правилом о глаголе;
• карточки для рефлексии.
•Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях.- М.: Просвещение, 2013.
Используемые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, развитие критического мышления.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в группах.
Ход урока.
1. Стадия вызова «Мозговой штурм».
- Над какой частью речи мы с вами работаем? (глагол)
Даны карточки со словами: Глагол – это…, …часть речи, обозначает…, …действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы:…, …что делать? что сделать? что делает?...,что будет делать? что сделает?...,что делал? что сделал? Глаголы изменяются…,…по числам, по временам.
Задание: Составить из карточек правило.
Делаем вывод. - Что такое глагол? Как изменяется глагол?
-Что вы можете сказать о настоящем времени глагола? О прошедшем времени глагола? О будущем времени глагола? О неопределенной форме глагола?
«Отсроченная догадка»
- Заполните таблицу, впишите в нее глаголы писать, написать. (Приложение 1)
Неопределённая
форма настоящее прошедшее будущее
писать
(что делать?) пишет писал будет писать
что делает? (что делал?) (что будет делать?)
написать
( что сделать?) написал напишет
( что сделал?) ( что сделает?)
- Почему не все строчки заполнены в таблице?
- От каких глаголов неопределенной формы можно образовать все три формы времени глагола, а от каких только две прошедшее и будущее?
2. Постановка учебной задачи.
- Чему вы должны научиться сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке будем продолжать работать над временами глагола и над неопределенной формой глагола.
3. Объяснение нового материала.
-Открываем учебник стр.116 упр. 205.Понаблюдаем над образованием временных форм глагола от неопределённой формы. Прочитайте вывод.
«Толстый и тонкий вопросы». Работа в паре.
- Задайте вопрос соседу по парте о том, в каких глаголах нельзя образовать форму настоящего времени.
4. Первичное закрепление упр.206. (Приложение 2)
Неопределённая
форма настоящее прошедшее будущее
кричать
блестеть
спешить
(что делать?) будет
что делает? (что делал?) (что будет делать?)
закричать
заблестеть
поспешить
( что сделать?) ( что сделал?) ( что сделает?)
Используя таблицу, образуем временные формы глагола.
5. Физкультминутка.
Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Попишите, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь.
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, помолчите,
А теперь все просыпайтесь.
И за дело принимайтесь.
6. Работа в паре.
Каждой паре детей дан текст. Надо вставить подходящие по смыслу глаголы. Определить время глагола. ( Приложение 3)
Ласковое солнышко _________________теплые лучи на землю. (посылать)
На гибких ветвях берез____________________ нежная листва. (появляться)
Всё в природе ____________________. (оживать)
Ответы. Ласковое солнышко посылает теплые лучи на землю. На гибких ветвях берез появляется нежная листва. Всё в природе оживает.
Второе предложение записать в тетрадь. Разобрать его по членам предложения.
Каким членом предложения является глагол?
7. Закрепление.
Выполняем упражнение 207. Выписать словосочетания, ставя глагол в форму настоящего или прошедшего времени, обозначить время глагола.
8. Рефлексия.
- Чему учились на уроке? (Приложение 4)
На листочках дети записывают:
1) глагол – это?
2) таблица
3) работа в паре
4) упр.207
Отметьте знаками +, -, ! что у вас получилось хорошо (+), не очень хорошо (-), над чем ещё надо поработать (!).
9. Домашнее задание. Дописать в таблицу по одному глаголу. Составить ассоциации по теме в виде кластера.
10. Оценка работы учащихся.
Приложение 1.
Неопределённая
форма настоящее прошедшее будущее
писать
(что делать?) будет
что делает? (что делал?) (что будет делать?)
написать
( что сделать?) ( что сделал?) ( что сделает?)
Приложение 2.
Неопределённая
форма настоящее прошедшее будущее
кричать
блестеть
спешить
(что делать?) будет
что делает? (что делал?) (что будет делать?)
закричать
заблестеть
поспешить
( что сделать?) ( что сделал?) ( что сделает?)
Приложение 3.
Ласковое солнышко _________________теплые лучи на землю. (посылать)
На гибких ветвях берез____________________ нежная листва. (появляться)
Всё в природе ____________________. (оживать)
Приложение 4.
1) глагол – это?
2) таблица
3) работа в паре
4) упр.207