Статья по теме Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе
Марина Олеговна Сергеева
Формирование навыков смыслового чтения, как основы интеллектуальных умений в начальной школе
(Муниципальное общеобразовательное учреждение «Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им.А.Н.Радищева)
В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее значение, чтение текста является одним из наиболее распространенных видов деятельности людей, а понимание текста - важнейшим ее компонентом.
Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается
понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Существуют различные методы и приемы работы по формированию смыслового чтения
1. активная работа со словом;
2. применение метода «ведение диалога с текстом»;
3. развитие читательского воображения.
1.Работа со словом
Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание.
Словарную работу можно разделить на 3 вида:
- работа с незнакомыми словами;
- работа со словами-ключиками;
- работа со словами образами.
Работа с незнакомыми словами.
- у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений
Прочитаем стихотворение и найдем не совсем понятные слова.
Ах, если бы слоны
Носили бы
Штаны –
Какие бы материи
Были им нужны?
Никак не маркизет
И не батист, нет-нет!
Чертова кожа,
Рогожа
И вельвет!
(Б. Заходер)
Возможно, вы не знаете, что маркизет и батист – это очень тонкие, воздушные ткани, а чертова кожа, рогожа и вельвет – плотные, грубые. Теперь вам будет понятно, что слонам подойдут штаны, сшитые из прочной, плотной ткани. Если, конечно, слоны будут их носить!
Работа с ключевыми словами.
Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной (смысловая беседа по тексту) информации, которая в них, как правило, содержится.
В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, футбол!
(Г.Сапгир)
«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.Работа со словами-образами.
Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения.
Очень интересный приём в работе над словами-образами был найден смоленскими педагогами. Суть его состоит в том, что в стихотворении закрыты слова-образы, словосочетания.
Детям нужно догадаться и найти эти слов.
Интересные приёмы и задания в работе со словом.
1.Работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его.
2. Работа с многозначными словами. Найти хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.
3.Работа с фразеологизмами.
Применение метода «ведение диалога с текстом».
Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции.
Развитие читательского воображения
Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?
Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических вопросов при проверки первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».
Эффективными будут также словесное и графическое рисование. Огромную роль играет и работа с иллюстрациями, их рассматривание и анализ.
Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения.
Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.
Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.
1. Прием «Задай вопрос»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
2. Прием «Составь задание».
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
3. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.
«Тонкие” вопросы »Толстые” вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
4. Прием «Верные и неверные утверждения».
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
5. Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
6. Приём«Восстанови текст».
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
7. Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
8. Приём «Инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешестви1. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) Узнал новое (+)Думал иначе (–)Есть вопросы (?)
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
9. Приём «Кластер»Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
10. Приём «Ключевые слова» Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.
11.Приём «Синквейн» Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.
Структура синквейна:Существительное (тема).Два прилагательных (описание).Три глагола (действие).Фраза из четырех слов (описание).Существительное (перефразировка темы)
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
2. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 201 с. 3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения// Начальная школа. 1990. № 10.
4.Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после.