Приемы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнила: Нестеренко Любовь Александровна СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ осмысление цели чтения;выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;определение основной и второстепенной информации;свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей;понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. ТЕХНОЛОГИЯ РКМЧП - СИСТЕМА, ФОРМИРУЮЩАЯ НАВЫКИ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – АКТИВНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ЦЕЛЬ : ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯумение ориентироваться в источниках информациипользоваться разными стратегиями чтения адекватно понимать прочитанное сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП ВДУМЧИВОЕ ЧТЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ПИСЬМО ВДУМЧИВОЕ (ЭФФЕКТИВНОЕ) ЧТЕНИЕ – сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью её творческого включения в собственный контекст ПРИЁМЫ И СТРАТЕГИИ Денотатный граф Система маркировки текста «ИНСЕРТ»Разбивка на кластеры (смысловые блоки)Таблица «Плюс – минус – интересно» Чтение с остановкамиСинквейн«Зигзаг» СИНКВЕЙН Синквейн (с французского) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет. Правила составления синквейна одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы. ПРИМЕР СИНКВЕЙНАЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 4 КЛАССИ.С. НИКИТИН «В СИНЕМ НЕБЕ…» ПРИРОДАНЕПОВТОРИМАЯ, СПОКОЙНАЯИЗМЕНЯЕТСЯ, МОЛЧИТ, ВОСХИЩАЕТВЕЛИЧИЕ, КРАСОТА БОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЕНИЯХРАМ ИНСЕРТ v (зелёный) - этим знаком помечается информация, которая уже известна ученикам;- (синий) – помечается то, что противоречит их представлению;+ (красный) – помечается то, что является для них интересным и неожиданным;? (жёлтый) ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше. v ? + - ИНСЕРТ «Птички - вертолёты» + v - ? колибри- самые маленькие из всех птиц очень яркое оперение питаются нектаром цветов обитают в Америке меняют свою окраску на солнце поглощает пищи вдвое больше своего веса живут около 8 лет называют «изумрудное горлышко», «летающий аметист», «огненный топаз» крупный -22 см, маленький - 6 см(от кончика хвоста до кончика клюва) 78 взмахов крыльями в секунду бесстрашная птица может летать задом наперед размер гнезда, способ высиживания птенцов как защищается ТАБЛИЦА «ПЛЮС – МИНУС – ИНТЕРЕСНО» «Как образуется снег» интересно + - нет снежинок с идентичным узором существует международная классификация плохо проводит тепло и является прекрасным «одеялом» для корней растений чтобы иметь идеальную форму, вращается при падении, словно волчок после приземления теряют изысканную красоту и форму ученые насчитали более 5000 возможных форм снежинок наиболее крупные снежинки почти целиком закрывающие ладонь выпали в Москве 30 апреля 1944 года Спасибо за внимание!