Методы и приемы проведения рефлексии на уроках биологии
«Обучая, учусь»
Сенека Старший
Тема: Методы и приемы проведения рефлексии на уроках биологии
Цель: Формирование рефлексивного мышления:
-коррекция собственной деятельности на уроке
-умение предвидеть результаты своей работы
-оценивание своих учебных достижений
- осмысление способов и приемов работы с учебным материалом и поиск наиболее рациональных.
Что такое рефлексия?
В переводе с латыни - обращение назад.
Толковый словарь русского языка (Ожегов) определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Это форма деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий.
В современной педагогической науке под рефлексией понимают размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ деятельности и ее результатов. Важнейшей особенностьюрефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами.
Отрефлексировать - это значит «это пережить», « пропустить через свой внутренний мир», оценить.
Развитие ребенка происходит в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя) и они не возможны без рефлексии.
Виды рефлексии:
-рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия деятельности.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока. Ее целью является - не просто уйти с урока с зафиксированными результатами, а выстроить ученику смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Разнообразные формы рефлексии позволяют придать учению целенаправленный характер; сформировать аналитические компетенции учащихся: формулировать проблему и определять потребности; ставить цель и определять задачи для ее достижения; четко описывать конкретный результат деятельности; знать о своих ресурсах и правильно оценивать свои возможности; уметь планировать свою деятельность; уметь принимать коллективные и самостоятельные решения; уметь прогнозировать ситуацию; адекватно определять и оценивать результат своей деятельности; находить причины успеха и неудачи.
Рефлексивные методы и приемы
По предмету рефлексии
- содержательная рефлексия
- ценностно - смысловая- рефлексия деятельности (что я узнал, каким способом, какая ставилась цель, достигли цели…)
По организационным вопросам
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
По форме
- устная
- письменная
- графическая/ символическая.
Все перечисленные методы и приемы находят практическое применение на разных этапах урока.
Мотивационная фаза урока
Показ слайдов презентации на фоне извергающихся вулканов.
Вопрос: почему взяты слайды не на биологическую тему?
Предположения слушателей…
Учитель: «Ученые предполагают, что если все вулканы начнут извергаться одновременно, то…»
Ваши предположения…
- нечем будет дышать
- нечего будет есть…
т.е. не будет происходить процесс фотосинтеза.
Вопросы:
1.Какой вид рефлексии?
(рефлексия содержания учебного материала)
2. Почему на этапе мотивации рассматриваем этот вид рефлексии?
(Опора на школьные знания и на общее развитие).
Постановка проблемы:
Что такое фотосинтез? Как он происходит? При каких условиях?
Объяснение нового материала на примере уравнения (очень кратко):
вода + углекислый газ = органическое вещество + кислород
(условия: солнечный свет, наличие хлоропластов с хлорофиллом).
По этой схеме разбирается суть процесса фотосинтеза, его значение.
Рефлексия содержания учебного материала (самообразование на основе учебно - познавательной мотивации, потребность в самореализации и самовыражении на основе умения вести диалог при работе в группе).
На парты раздаются листочки со стихотворением, каждой группе дается разное задание.
Фотосинтез идет
На свету круглый год
И он людям дает
Пищу и кислород.
Очень важный процесс -
Фотосинтез, друзья,
Без него на Земле
Обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб,
Уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему
Этому голова.
Воздух чист будет, свеж,
Как легко им дышать!
И озоновый слой
Будет нас защищать.
Группа
Задание:
1.Дайте название стихотворению
2.При каких условиях происходит этот процесс?
3.Могу ли Я управлять этим процессом?
2 группа
Задание:
Дайте название стихотворению.
Какое значение имеет этот процесс для меня?
Найдите слова к выражению: «Луч света в зеленом царстве».
3 группа
Задание:
Дайте название стихотворению.
Схематично выразите данный процесс.
4 группа
Мы дышим, дышим, дышим,
И потому живем!
Конечно, для дыханья
Нам нужен только он.
Дыханье днем и ночью
Идет у нас, друзья.
И нам без кислорода
Никак прожить нельзя.
А он уж в наших клетках
Разрушит вещества,
Которые съедаем
Не раз мы и не два.
И будет в организме энергия кипеть,
На мир это позволит
Нам весело смотреть
Фотосинтез идет
На свету круглый год
И он людям дает
Пищу и кислород.
Очень важный процесс -
Фотосинтез, друзья,
Без него на Земле
Обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб,
Уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему
Этому голова.
Воздух чист будет, свеж,
Как легко им дышать!
И озоновый слой
Будет нас защищать.
Задание:
Дайте названия этим процессам.
Сравнить эти процессы. Есть ли между ними взаимосвязь?
Их роль в моей жизни.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния (потребность в самовыражении и самореализации).
Чтобы урок был закончен на высоком эмоциональном уровне, к чему располагает время, а также и содержание учебного материала, можно использовать такой вариант как - эмоционально - художественная рефлексия.
1. Показ фрагментов фильма о природе без звука
Задание: Составить рассказ, связав фильм с темой урока (Конкурс на лучший рассказ, работать можно в группе, в парах, индивидуально - на выбор).
2.Рисунок
При изучении по анатомии главы «Кровь. Кровообращение» изучался вопрос «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов» было предложено провести рефлексию в виде рисунка и ответить на вопрос: «Почему мы сегодня провели рефлексию в такой форме»:
- чтобы мы закрепили знания и выбрали свой путь
-внести разнообразие в урок
-когда рисуешь, то хорошо запоминаешь
- успел проанализировать весь материал и сделал выводы для себя
- чтобы эта тема нами усвоилась лучше, мы изобразили ее в красках. Таким образом, легче запоминается материал, а также от ярких цветов жизнь становится ярче и интереснее!!! Хочется прожить радостную, веселую и самое главное здоровую жизнь.
Рефлексия деятельности
- я знаю, я узнал
- я умею
- каким способом
- какая ставилась цель
- достигли цель- я умею
- составить план учебного материала
- рассказ по цепочке: «Что я узнал нового»
- что меня удивило, поразило;
-вызвать с каждого ряда по ученику и провести опрос класса
- составление тестов и их проверка или просто составление вопросов
-представить информацию в сжатой словесной форме в виде плана или тезисов, в наглядной символической форме в форме таблиц, графических схем.
Рефлексия способствует развитию тех важных качеств, которые потребуются ему для того, чтобы чувствовать себя востребованным.
Самостоятельность - ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость - ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентноспособность - ученик умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Благодаря разнообразным формам и методам работы, наши ученики занимают лидирующие позиции в учебных заведениях, где они учатся.
Литература:
1. Ожегов Толковый словарь
2.Демьянков Е. Н. Биология. Мир животных. 7 класс. М. Владос. 2007 (стр.63).
3.Уфимцева Г. А., Латюшин В. В. « Биология животных Челябинской области». Пособие для учащихся 7 классов. Челябинск 2004 (стр.258 -259).
4.Уфимцева Г. А., Латюшин В. В. « Биология растений Челябинской области». Пособие для учащихся 6 классов. Челябинск 2004.
5. Рабочая программа по биологии 7 класс к УМК И. Н. Пономаревой и др. М.: Вентана – Граф) 2015.