Наглядные методы воспитания и их применение в собственной практике.
«Наглядные методы воспитания и их применение в собственной практике».
( из опыта работы учителя технологии и изобразительного искусства МБОУ « СОШ № 31» Власовой М.И.)
Учителя вообще, и учителя технологии в частности, должно отличать высокое чувство ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения, за развитие личности каждого ученика, подготовку его к жизни, к трудовой деятельности.
Чтобы воспитывать других, учитель технологии сам должен быть безукоризненным в поведении, общении с людьми, в любой деятельности. Чтобы иметь моральное право учить, учитель должен быть сам высокообразованным, эрудированным человеком.
В профессионально-педагогической деятельности личные качества учителя становятся профессиональными качествами. Это обусловлено самим характером учебно-воспитательного процесса, в котором пример учителя становится методом воспитания. Личность учителя настолько влияет на процесс обучения и воспитания, что это позволяет утверждать: личность воспитывает личность.
Качества личности учителя, особенно важные в профессиональной деятельности, можно свести в несколько групп:
- Отношение к людям: общительность, отзывчивость, доброжелательность, тактичность, вежливость, любовь к детям.
- Отношение к труду: целеустремленность, ответственность, добросовестность, трудолюбие, увлеченность.
- Отношение к природе, технике и технологиям: любовь к природе и стремление приумножать ее богатства, бережное использование технических устройств, оптимальное применение различных технологий.
- Отношение к себе: чувство собственного достоинства, самокритичность, требовательность, стремление к самосовершенствованию.
- Интеллектуальные качества: самостоятельность и творческий характер мышления, умение выделять главное, логика мышления. Специфично для учителя технологии - техническое мышление и пространственное представление предметов, технологическая культура и образованность.
- Качества речи: убедительность, логическая стройность, культура речи, доступность.
- Морально-волевые качества: гражданский долг, дисциплинированность, честность, справедливость, умения преодолевать трудности и т.д.
Содержание воспитания в целом складывается из системы знаний, навыков, убеждений, качеств и черт личности, поведения, идеологии и взглядов человека, которые являются конечной целью воспитательного процесса. Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения детей и подростков личности учителя, его морального облика. Личный пример учителя влияет на учащихся независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держит себя на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в учителе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти качества значительно повышают силу воспитательного воздействия учителя.
Педагогика определяет нравственное, эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Приобщение к миру прекрасного начинаю со знакомства с работами мастеров декоративно-прикладного искусства, учеников и выпускников нашей школы и своими работами. Это вызывает непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность, являющееся основой мотива к деятельности. С целью формирования более устойчивого мотива знакомлю мальчиков с работами, которые были выполнены старшими ребятами на практических работах в нашей мастерской. Так на наглядном примере формируется потребность в деятельности. На таких уроках учащиеся эмоционально развиваются. Формирование эстетического восприятия, нравственных и художественных способностей, продолжается при выполнении творческих проектов.
Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда, воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к труду, ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице; осознание своих прав и обязанностей; овладение эстетическими нормами поведения человека в обществе; формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании, экономическое воспитание учащихся (бережное отношение к природе и вещам).
Но главной задачей воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания. Ребенок постепенно вырабатывает правильную самооценку путем анализа своих действий и поступков, сравнения своих результатов с результатами сверстников, существующими нормами и правилами. Учителю нужно как можно раньше учить ребенка умению анализировать свои действия, знакомить с нравственными нормами поведения, так как нравственность – сердцевина личности.
Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. Отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.
В реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. Через приобщение учащихся к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала. Выявив положительный интерес в какой-либо области у учащихся, очень важно проследить, чтобы он был закреплен в практической деятельности. Поэтому тщательно отбираю учебный материал, дифференцируя его по степени сложности, стараюсь подходить к каждому ученику индивидуально, слежу за методикой объяснения и спроса. В конце каждого урока мы выясняем с учащимися: пригодятся ли им данный урок в быту?
Я считаю, что воспитательный эффект урока во многом зависит от того как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни.
Каждый учитель невольно создает свои традиции на уроке. Требования, которые я предъявляю, постепенно становятся нормой поведения для учащихся: культура труда, культура поведения, высокая производительность труда.
Занятия по технологии я начинаю с организации рабочего места. Я напоминаю, что должно находиться на столе на данном занятии. Ученики знают, что в конце занятия они обязательно получают оценку. Некачественная работа не оценивается – ее нужно переделать. Если ребенок забыл дома принадлежности, ему все равно не придется бездельничать: я даю все необходимое. Если заняты все станки для точения древесины – выполняют ручную работу, изучают инструкционные карты или работают по карточкам-заданиям. В конце работы – самоконтроль и взаимоконтроль, выставление оценок, уборка рабочих мест и кабинета. Каждый ученик знает свои обязанности и без напоминаний делает все, что положено.
· Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с 5-го класса. На своих уроках я стараюсь добиваться выполнения своих требований. Это работа не одного года. К 7-му классу учащиеся привыкают к моим педагогическим требованиям, видят их обоснованность. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.
На занятиях я ставлю перед собой конкретные учебные и воспитательные задачи. Например, учащимся дано задание не только изготовить изделие, но и умело его обработать, придать привлекательный и эстетический вид, придумать название, красиво оформить. В процессе работы учащиеся проявляют творчество и эстетический вкус. Коллективно ищут лучший вариант, советуя друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение.
При выполнении практических заданий я стараюсь не навязывать учащимся готового решения, а предлагаю найти другой способ выполнения поставленной задачи. И если кому-нибудь удается найти новое решение, не такое, которое описано в инструкционной карте, я обязательно хвалю этого ученика. Похвала стимулирует дальнейшее творческое развитие учащегося.
Часто бывает, что в результате овладения знаниями и умениями у учащихся появляется желание получить дополнительную информацию, желание выполнять своими руками более сложные изделия, чем предусмотренные программой. На этот уровень способны подняться, конечно же, не все. Я стараюсь вовремя заметить таких учеников, поддержать их и поощрять их стремление. Начинаю работать с ними по индивидуальному плану. Лучшие работы учеников ежегодно принимают участие в школьной выставке детского творчества «Умелые руки».
Отмечу, что жизнерадостные дети проявляют большую любознательность, инициативность, более догадливы, много фантазируют. Такими их делает уверенность в том, что их любят.
Дети нетерпеливы. Глядя на образцы готовых изделий, которые я демонстрирую в процессе урока, учащимся хочется побыстрее сделать такие же вещи. Я стараюсь объяснить, что сначала они должны достичь определенного уровня знаний, умений и навыков, а потом уже воплощать в жизнь свои смелые творческие замыслы.
Общество всегда нуждалось в высококвалифицированных специалистах. И какого бы высокого уровня развития не достигла техника, все равно потребность в «золотых» руках не отпадет. Высокий профессионализм в сочетании с деловитостью всегда высоко ценились в людях. Эти качества являются основными для достижения моего творческого успеха.
Ни о какой воспитательной работе не может идти речь, если на уроках нет дисциплины. Не той дисциплины, которая построена на авторитаризме, на окриках и наказаниях. Дисциплина должна быть сознательной, предполагающей соблюдение общепринятых норм поведения: не опаздывать на уроки, выполнять свои обязанности без напоминаний и нареканий, переговариваться вполголоса и только по делу, причем доброжелательным тоном, без крика и грубости, с уважением относиться к товарищам, к учителям, не мешать и не отвлекать от работы других. Настоящая дисциплина есть активное устремление соблюдать нормы поведения, которые уже делаются «второй натурой», побуждают в человеке корректировать свои поступки без непременного понукания свыше.
В целях сохранения духовного и психического здоровья, как своего, так и окружающих, на протяжении всего периода обучения я прививаю учащимся навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.
В настоящее время, когда страна осваивает рыночные отношения, чрезвычайно актуально стоят вопросы организации и проведения экономического, правового, а также, экологического воспитания учащихся. Одной из насущных задач является воспитание практического человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения.
Уроки технологии предоставляют возможность для частичного решения указанных задач. Например, я советую ученикам не выбрасывать отпиленные небольшие обрезки древесины, т.к. они могут пригодиться для изготовления другого изделия как дополнительный элемент. На уроках технологии я напоминаю про экономную разметку изделия. Припуски на обработку изделия не должны превышать размеры, предусмотренные чертежами. На уроках технологии важно уделить внимание организации семейного бюджета: как увеличить доход, распределение расходов на текущие и долговременные нужды, как использовать и как экономить деньги.
Правовое воспитание является одним из важных аспектов нравственного воспитания. Поэтому я объясняю учащимся их права и обязанности, стремясь воспитать законопослушных граждан. Знание прав своих и обязанностей позволит в дальнейшем избежать многих неприятностей по незнанию. Совершенно недостаточно донести правовые, нравственные и другие знания до учащихся это только первый этап. Самое важное, чтобы эти знания перешли в убеждения и проявились в поступках. Словесным воспитанием здесь не обойтись. Решающую роль играет организация ученической деятельности и взаимоотношения между учеником и учителем.
Важным аспектом нравственного воспитания учащихся является экологическое воспитание. Экологическое воспитание подразумевает не только бережное отношение к природе. Это еще и знания, связанные со здоровым образом жизни. На уроках технического труда реализуются научные основы технологии обработки конструкционных материалов и технологические основы изготовления изделий, выделяются и обобщаются основные закономерности производства. В процессе и в результате изготовления изделий выясняются экологические последствия от использования техники и деятельности людей в народном хозяйстве, их влияние на окружающую среду и здоровье человека, разъясняется и обосновывается продуманность решения экологических вопросов, возможности переработки и утилизация отходов бытовой деятельности и производства. Прививаются умения по использованию знаний о способах охраны окружающей среды в учебной деятельности, об экономии расходования электроэнергии, материалов, сырья, принимать и выполнять доступные и необходимые экологические решения в ходе практических работ и осуществления творческих проектов.
Таким образом, организация занятий, личность учителя, методы, которые
он применяет, знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и умение их учитывать в воспитательной работе являются основными условиями, определяющими успешность проведения работы по трудовому воспитанию учащихся на уроках.
Совершенствуя воспитательный потенциал урока, каждый учитель решает задачу воспитания успешной, активной, мобильной, компетентной личности с широким культурным кругозором, мотивацией к успеху, стремлением внутренней и внешней гармонии. Эта работа важна, т.к. от того, какое мы воспитаем молодое поколение, зависит будущее России.