Урок по изобразительному искусству Новогодняя открытка
НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА
Цели и задачи урока:
Совершенствовать навыки рисования, аппликации и гармонического сочетания разных техник.
Развивать глазомер, аккуратность, усидчивость, тонкую моторику руки, взаимовыручку, аналитические способности, вкус; ознакомить с прикладной графикой; продолжить вырабатывать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем; приучать соблюдать порядок на рабочем месте, технику безопасности при работе клеем, ножницами; ознакомить с разнообразием шрифтов, принципами их использования в прикладной графике; выполнить эскиз (макет) простейших объектов прикладной графики (открытка, пригласительный билет) на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции с дополнением аппликацией; укреплять межпредметные связи (литература, история, музыка).
Оборудование: Акварель, гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Ход урока
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
II. Беседа о графике.
– Каких цветов остается зимой больше всего?(Черного, белого, серых.)
– Как называются такие цвета? (Ахроматические.)
– В каком виде изобразительного искусства художники удачно примечают эти цвета? (В графике.)
Графика (от греч. «grapho» – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости (обычно на бумаге). Графика объединяет рисунок как самостоятельную область и различные виды печатной графики: ксилографию (гравюру на дереве), линогравюру (гравюру по линолеуму), офорт (гравюру на металле), другие виды гравюр.
Рисунок относится к уникальной графике, потому что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут тиражироваться (воспроизводиться) во многих равноценных экземплярах – эстампах. Каждый такой оттиск является оригиналом, а не копией произведения. (Не путать с репродукцией!) Термин «графика» первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних пор было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX–начале XX в., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Особенно демократичным и доступным для широкого зрителя делает ее тиражирование.
По назначению различаются станковая, книжная, газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.
Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизма, емкости образов, строгом отборе графических средств. Условность графики, лаконичность рассчитаны на активную работу воображения зрителя. В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.
Остановимся подробнее на прикладной графике. К ней относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам и многое другое. Этикетки на различных упаковках – это тоже прикладная или промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает ориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.
Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения (логотипы), в том числе геометрические и растительные.
Новым видом является компьютерная графика, когда художник сначала «изображает» композицию на экране дисплея, а затем печатает на принтере полученные изображения.
– Как вы думаете, обязательно ли художественное образование художнику, работающему на компьютере, или достаточно знания компьютера и программ?
– А кто пробовал свои силы в графических программах? В каких графических программах вы работали?
– В чем преимущества графического изображения? (Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника.) Развитие техники создает условия для возникновения новых видов графики.
III. Практическая работа учащихся.
1. Анализ наглядного материала – готовой открытки.
Рассмотрим приемы изображения предметов, степень условности и декоративности, способы объединения надписи с ри-сунком.
Рисунок служит украшением почтовой открытки, предназначенной для поздравления с новым годом. Слова в ней хорошо сочетаются с изображением предметов природы. Художник изобразил птичек, сухие листья рябины с остатками ягод, заснеженную ветку так, как мы можем увидеть их зимой в лесу, но расположил их в рисунке по своему замыслу. Главное, то есть слова «С новым годом!», он поместил в центре. Шрифт хорошо и легко читаем, хотя и украшен декоративными элементами. Птички и заснеженная ветка повторяют ритм надписи. Остальное – листья, ягоды – расположены так, чтобы дополнять и уравновешивать надпись. Листья и ягоды находятся почти симметрично, но сами не одинаковы. Такое изображение (условное) называется декоративным.
При выполнении этого задания нужно учиться использовать несложные тексты из разновидностей брускового шрифта (или другого, в котором буквы отдельно написаны на печатной основе). Шрифтовая работа вообще весьма распространена в оформительских работах, дизайне. Шрифт должен соответствовать характеру оформления, рисунку, декоративным элементам.
2. Самостоятельная работа.
Последовательность изготовления макета открытки:
1) Согнуть пополам заготовку открытки (лист альбома А4) или подклеить подставку, чтобы открытку можно было поставить на стол.
2) Оставить по 1–1,5 см по периметру «открытки» на рамку («окантовку»). Отчертить ее тонкими карандашными линиями.
3) Сделать линейный рисунок. Детали изображаем упрощенно, условно, соподчиняя их тексту «С новым годом». Для текста предварительно чертим «разметочную полосу».
4) Затем работаем красками. Колорит, цветовые сочетания выбрать самостоятельно, но цвета должны соответствовать зимней теме. Можно выбрать холодную гамму цветов, а теплыми цветами выполнить мелкие детали, текст. Можно взять за образец готовые открытки.
5) Выполнив открытку в цвете (рисунок и текст), прорабатываем мелкие детали, рисунок букв дополнительными графическими материалами (акварель с гуашевыми белилами, фломастер, тушь, цветные карандаши, мелки).
6) Вырезаем силуэты снежинок, узорных кружочков из сложенных несколько раз листов цветной бумаги, фольги. Размер должен сочетаться с размером нашей открытки. Приклеить эти детали (4–5) там, где в рисунке есть незаполненные места, или по краю «рамки». Приклеиваем мишуру, другие украшения (конфетти, блестки).
7) Внутри открытки написать поздравление и пожелание, текст приглашения на мероприятие.
Правила работы:
Разметку деталей из цветной бумаги делаем не в середине листа, а с краю, в целях экономии бумаги. Если обводим шаблоны – не делать большие припуски. Размечать аккуратно, работать чисто. Инструменты, особенно ножницы, класть на место осторожно, передавать друг другу правильно, то есть острием к себе, «кольцами» к берущему.
IV. Итог урока.
1. Просмотр, выбор лучших работ.
– Чья открытка самая «зимняя»?
– Чья открытка самая аккуратная?
– Не хотите ли обменяться друг с другом своими открытками?
2. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: оформить и наклеить на альбомные листы разного рода этикетки, рекламки, бирки, коробочки от мелкого товара, визитки и т. п.