Использование активных методов обучения на уроках физики
Использование активных методов обучения на уроках физики
Роговая Т.В.
МОУ «Ракитянская СОШ №1»
Компьютер-ключик золотой
В руках учителя умелых
В мир знаний дверь для нас открой
И выведи нас в мир большой,
Чтобы с уменьем и с душой
Любимым занялись мы делом.
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий в преподавании физики. Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:
Технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы; компьютерные модели физических процессов; демонстрационные программы; компьютерные лаборатории; лабораторные работы; электронные задачники; контролирующие программы; дидактические материалы);
Сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
1. Ролевые. 2. Деловые. 3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
1. Приглашение специалиста. 2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
1. Соревнования. 2. Выставки, спектакли, представления
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
1. Интерактивная лекция. 2. Ученик в роли учителя. 3. Работа с наглядным пособием. 4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами
1. Составление документов. 2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем
1. ПОПС – формула. 2. Проектный метод. 3 Шкала мнений. 4. Дискуссия. 5. Дебаты. 6. Симпозиум.
10. Разрешение проблем
1. Мозговой штурм. 2. Дерево решений. 3. Переговоры и медиация.
Методы наглядности.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Вообще наглядность является неотъемлемой чертой преподавания многих предметов. Средствами, наиболее отвечающими этим требованиям являются мультимедиа и мультимедийные презентации. Для меня наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования, так же при создании различного рода раздаточных карточек (или представляемых заданий на проектор).
Метод проектов.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Однако при обучении возникает целый ряд проблем:
- недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
- низкий уровень мотивации обучения;
- динамичность развития содержания курса.
Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний, и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. "Уместить" метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Разумное совмещение традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Откуда взять необходимые для этого часы? Источников два - это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. В связи с этим сформировалась следующая система. Учащиеся сначала получают базовые теоретические знания по физике, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по изучаемому разделу физики. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, на практике.
Экспериментальный метод в преподавании физики в средней школе является одним из основных методов обучения физике. Он в весьма доступной и наглядной форме знакомит школьников с демонстрационным подходом к познанию физических явлений, закономерностей и процессов в науке – физике. А метод обучения есть отражение метода познания в деятельности, которая называется обучением.
Выделяют следующие виды физического эксперимента:
Демонстрационный эксперимент, который проводит учитель;
Фронтальные лабораторные работы, выполняемые учащимися в процессе изучения программного материала;
Работы физического практикума, выполняемые учащимися в завершение предыдущих разделов курса физики;
Экспериментальные задачи;
Внеклассные физические опыты (на кружках, конференциях) и домашние экспериментальные работы.
Во всей совокупности школьного физического эксперимента основное место занимает демонстрационный эксперимент, который присутствует в том или ином виде почти на каждом уроке физики. Даже не выполняя фронтальные лабораторные работы и работы физического практикума, школьники с помощью демонстрационного эксперимента знакомятся с экспериментальным методом в физике. А, привлекая учащихся к выполнению хотя бы части демонстраций их вариантов, вызывая их для повторения того или иного опыта, учитель обучает их каким-то экспериментальным умениям.
Мощным инструментом в применении электронных средств обучения является программа Microsoft Office Power Point, в которой сам учитель может выступить в роли дизайнера по созданию собственных электронных средств. Эта программа как никакая другая на сегодняшний момент может помочь учителю на уроке. Как известно готовые программные продукты ориентированны в основном на репродуктивные виды деятельности с восприятием готового материала, что, по мнению многих педагогов и психологов мало эффективно. Лучшее осмысление и усвоение учебного материала идет через активную познавательную деятельность, с применением проблемных методов обучения, эвристического способа изучения материала, где ученик является не пассивным слушателем и приемником готовой информации, а активным участником всего процесса обучения. Такой способ организации познавательной деятельности дает ученику вести активную работу с постановкой и решением различных познавательных задач. Учителю в свою очередь необходимо постоянно прослеживать ход усвоения материала, видеть весь процесс усвоения и своевременно проводить корректировку в нужном направлении.
Методические аспекты сочетания традиционной и информационной технологий в обучении позволяют отобрать учебные темы традиционного курса, изучение которых можно проводить с использованием ПЭВМ.
первый вид- это совокупность материальных объектов (явлений, процессов), которые необходимо проанализировать и систематизировать ученику для уяснения изучаемого материала.
второй вид - это набор различных условий и параметров, которые подбираются (задаются, вводятся учеником или учителем, программистом) с целью получения определенного результата (выполнения задания) компьютерного эксперимента.
Наглядность I рода - это все то, что учащиеся видят непосредственно в результате проведения реальных физических экспериментов (внешний и внутренний облик зданий, цехов различных физических производств и т.п).
Наглядность II рода - это символьная (модельная) запись проводимых или демонстрируемых физических процессов и явлений,
Наглядность III рода - это мультимедийная наглядность, которая позволяет не только сочетать в динамике наглядности I и II рода, но и значительно расширить и обогатить их возможности введением фрагментов мультимедиа благодаря использованию информационной технологии. Отличительной особенностью III типа наглядности является возможность объединения реального физического объекта и его сущности на разных уровнях. Наряду с этим компьютер предоставляет возможность пользователю (ученику или учителю) активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, управлять и моделировать сложными физическими процессами, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора необходимую информацию и т.п.
Из классификации наглядных средств и предложенных выше определений видно, что наглядность III рода позволяет с высокой эффективностью изучать и моделировать физический объект и условия его существования, способствует повышению умственного развития учащихся.
Таким образом, очевидно, что применение информационной технологии в процессе обучения физики по традиционным программам возможно лишь эпизодически, при изучении отдельных тем. Для более полного и систематического применения информационной технологии в процессе обучения физики необходимо переработать школьные программы в соответствии с учетом возможностей компьютера и разработанных критериев отбора и структурирования содержания. Обучение учащихся в среде потока учебной информации и является информационной технологией обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристова Л.П. Активность учения школьника.- М., 1986.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.
3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. - М.: Просвещение, 1986.
4. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. - М. Просвещение, 1985.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1988.
6. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. – М., Просвещение, 1990.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.
8. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. «Школьные технологии», №2, 2002.
15