Открытый урок по русскому языку на тему Сложные и простые предложения
Открытый урок
по русскому языку
в 4 классе
Тема: «Сложные и простые предложения».
Урок - обобщение.
(Образовательная система «Школа 2100» Р.Н. Бунеев «Русский язык» 4-й класс)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
Развиваем умения , выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и группе
Задачи урока:
образовательные – совершенствовать знания о предложении; развивать умения отличать сложное предложение от простого;
развивающие – способствовать развитию речи; развитию речи, памяти, внимания учащихся;
воспитательные – воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: тетради, учебники, тетради по чистописанию, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, схемы предложений.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Чистописание.Читает учитель
- Осыпаются астры в садах, стройный клен под окошком желтеет…
- Что я прочитала? ( Предложение)
- С какого звука начинается слово предложение? ( Со звука [п] )
- Чем на письме обозначается звук [п]? ( Буквой П)
- Сегодня мы повторим написание этой буквы.
- С какой буквы начинаем записывать любое предложение? ( С заглавной )
- Пропишите заглавную букву П, …теперь слоги…
- Обратите внимание на соединение в слогах.
- Что еще, кроме предложений, пишется с заглавной буквы? ( Имена собственные)
- А теперь посмотрите на доску.(На доске схемы предложений)
- Что это? Для чего они нужны? (Это схемы предложений.)
- Какие это предложения?
- Какая из этих схем подходит к нашему предложению?
III Актуализация знаний.- Что такое предложение?
- На какие группы делятся предложения?
- Какие предложения называются простыми?
- Какие предложения называются сложными?
- Чем отличается сложное предложение от простого?
IV Целеполагание.
- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Будем работать со сложными предложениями, учиться отличать их от простых.)
-Можете ли вы сформулировать тему нашего урока? (Сложное предложение).
На доске: осень, и, наступила, ветер, поздняя, чаще, холодный, дует.Какое задание можно предложить к этой группе слов?(составить предложение).
Какое предложение получилось, докажите.
Какие задания можно предложить выполнить в этом предложении.
(выделить грамматическую основу, разобрать синтаксически, выделить орфограммы, составить схему).
V Закрепление знаний.
Работа по карточкам
– Посмотрите на карточку. На ней записаны предложения.
1.В тумане падают листья.
2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.
- Составьте и запишите схемы этих предложений.(3 ученика работают у доски)
- Проверяем.
- Схему какого предложения вы записали? Докажи.
- Как связаны между собой части сложного предложения? (Интонацией)
- А как еще могут быть они связаны? (Союзами и, а, но)
- Молодцы!
ФИЗМИНУТКА!
2) Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.80, упр.3
- Работаем по рядам.
1. Вот передо мною чудный сад цветет, в том саду большое дерево растет.
2. Весенний ручей струится по зеленой траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки березы.
3. По утрам тонкий лёд ещё покрывает лужицы, но воздух пахнет весной. ???Проверка по образцу
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- Молодцы!
- Какую же роль играет запятая в сложном предложении? (Разделяет части )
3) Творческая работа.
- А теперь составьте и запишите 1 простое предложение и 2 сложных предложения (с союзом и без союза)
Дети зачитывают и доказывают сложное или простое предложение.
4) «Найди пару» Работа на карточках.
- Даны простые предложения. Составьте из них сложные предложения.
Черная туча закрыла небо.
Проливной дождь застучал в окно.
Наступила осень.
Перелетные птицы стали собираться в стаи.
Холодное небо часто хмурится.
По утрам бывают легкие заморозки.
- Какую же роль играют союзы в сложном предложении?
VI Домашнее задание.
- Дома составить небольшой рассказ, используя сложные предложения, на тему «Осенью в лесу».
VII Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Как же отличить сложное предложение от простого?
- Молодцы!
- Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.
1.В тумане падают листья.
2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.
1.В тумане падают листья.
2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.
1.В тумане падают листья.
2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.
1.В тумане падают листья.
2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.
1.В тумане падают листья.
2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.
1.В тумане падают листья.
2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.
1.В тумане падают листья.
2.Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
3.Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.
Черная туча закрыла небо.
Проливной дождь застучал в окно.
Наступила осень.
Перелетные птицы стали собираться в стаи.
Холодное небо часто хмурится.
По утрам бывают легкие заморозки.
Черная туча закрыла небо.
Проливной дождь застучал в окно.
Наступила осень.
Перелетные птицы стали собираться в стаи.
Холодное небо часто хмурится.
По утрам бывают легкие заморозки.
Черная туча закрыла небо.
Проливной дождь застучал в окно.
Наступила осень.
Перелетные птицы стали собираться в стаи.
Холодное небо часто хмурится.
По утрам бывают легкие заморозки.
Черная туча закрыла небо.
Проливной дождь застучал в окно.
Наступила осень.
Перелетные птицы стали собираться в стаи.
Холодное небо часто хмурится.
По утрам бывают легкие заморозки.