Доклад: Современные образовательные технологии методики: экспериментальная деятельность, взгляд ученика и учителя
Тема: Современные образовательные технологии, методики:
Экспериментальная деятельность, взгляд ученика и учителя».
Я свой доклад хочу начать с чтения стихотворения эрзянского поэта Е.Пятаева «Родной язык», который передан самой.
С чем сравню тебя мордовский,
Мой родной язык певучий!
Может с юною березкой,
Или с яблоней цветущей?
Схож ты с соловьиной трелью,
С песней жаворонка в поле,
Пахнешь ты землей апреля,
Льешься речкой в водополье.
На наречии мокшанском
Прочитала впервые в жизни
Я слова с сердечной лаской:
« Мать, Отец. Моя Отчизна».
На Республике , как отмечается в Послании Главы Республики В.Д. Волкова Государственному Собранию, лежит особая ответственность за сохранение и развитие мордовских языков, мордовской культуры.
В нашей школе уже в течение 14 лет введен мордовский язык, направленный на изучение учащимися разговорной речи, культуры и природы родного края и истории.
На своих уроках я стараюсь формировать у школьников, прежде всего, чувство гражданина своей малой родины.
Наряду с теоретическим изложением краеведческого материала на уроках в средних классах использую подготовку и защиту учащимися рефератов, самостоятельное выполнение ими практических заданий и наблюдений, проведение экскурсий на природу, организацию встреч с местными краеведами – с _____________________________, который оказал большую помощь музею при оформлении альбомов.
В преподавании краеведческого материала обращаюсь к архивным документам и воспоминаниям старожилов, которые помогают воссоздать прежний облик, обычаи, язык и культуру родного края.
Во 2-х классах для первоначального знакомства с мордовским детским фольклором даю считалки, дразнилки, игровые песенки, пословицы, загадки, сказки. Дети увлеченно играют в народные игры, забавы, участвуют в театрализованных представлениях.
Например: Сначала по ролям несколько раз читаем сказку, а потом - дети у доски играют, как артисты – каждому хочется побыть в роли лягушки, мышки в сказке «Мышка и лягушка». Стараюсь за урок спросить каждого и поставить оценку. Получается у всех по – разному. Исполняют и слушают мордовские мелодии, где раскрывается красота родной природы, мирный труд людей, их добрые взаимоотношения.
На уроках также знакомимся с мордовскими сказками, познавательно-воспитательная возможность и нравоучительное содержание которых очень помогает в учебном процессе.
Часто сама бываю в роли сказочника, что и младшим детям очень нравится.
Повторно сказки воспроизводят сами дети. Разучиваем песенки и исполняем их по ходу действия.
Вместе сочиняем сказки, стихотворения, небольшие тексты составляют по данным темам.
Например: про зиму. Тяла. Зима.
Тяла, тяла ,акша тяла,
Вай пяк пара – тага сать!
Уды модась ловнять ала,
Ляйхне эйнять алу мадсть.
Минь кельгсаськ тундать
(Мы любим весну)
Вага ни тага сась тундась,
Иса пряса морай нармонць,
Шуфта прятнень терофни вармась.
Наример: Даю темы.
Вирьса. В лесу.
Тундась Велеса. Весна в селе.
В роли волка, медведя, петуха, лисы исполняют тоже сами дети, которые поочередно бывают в качестве зрителей и исполнителей.
Особое внимание обращают на национальные особенности мордовского сказочного героя: Вирявы, Видявы.
Знакомлю с мордовскими сказительницами: Кривошеевой, Беззубовой.
Обращаюсь так же к фольклорному опыту родителей. Дети приносят из дома материалы для работ.
По сюжетам мордовских сказок ставим небольшие спектакли.
Дети очень любят работать по журналам « Якстерь тяштеня».
На каждом уроке спрашивают : « А сегодня будем работать по журналам?»
Отношение со стороны детей к предмету – положительное. Я считаю, что даже в русской школе, знание языка своего родного края, его культуры, истории, обрядов, традиций – необходимы.