Современные образовательные технологии и методики их применения

Современные образовательные технологии и методики, эффективность их применения.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.  Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
Эммануил Ильенков сказал: "Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!", и я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо таким образом преподнести изучаемый материал, чтоб ему стало интерестно. Вот именно здесь нам и помогут технологии обучения
Умение заинтересовать изучением математики – дело не простое. Много зависит от того, как поставить вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в процесс изучения темы. Активность учащихся, успех урока зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету? Как выработать у ученика стремление к творчеству? Конечно же, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, разнообразие методов обучения.
Как учитель-предметник стараюсь не «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникших перед ними задач.
На своих уроках я применяю элементы современных образовательных технологий:
деятельностные и проблемно-поисковые;
компетентностно-ориентированные;
информационно-коммуникационные;
здоровьесберегающие;
интерактивные.
Деятельностные и проблемно-поисковые технологии:
формирование самостоятельности в овладении знаниями;
формирование ключевых интеллектуальных умений, раскрывающих принцип практического мышления, а именно умение анализировать, синтезировать, обобщать, находить аналогии и ассоциации, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать или опровергать утверждения;
формирование навыков познавательной исследовательской деятельности;
повышение заинтересованности к процессу познания;
формирование умения учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи, т.е. в новую ситуацию.
Компетентностно-ориентированные технологии:
формирование навыков самостоятельно конструировать свои знания;
обучение ориентированию в информационном пространстве;
развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему;
формирование готовности учащихся использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации;
Информационно-коммуникативные технологии:
повышение интереса к предмету;
развитие коммуникативных способностей учащихся;
формирование умения использовать на практике полученные знания;
формирование умения учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.
Так же к ним можно отнести:
самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
использование тренинговых (тренировочных) программ;
использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование игровых и занимательных заданий;
использование информационно-справочных прграмм.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
графика помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;


Здоровьесберегающие технологии:
возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке;
неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;
повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным.
Использование интерактивных технологий на уроках:
наиболее полно обеспечивает комфортные, бесконфликтные и благоприятные условия развития учащихся,
всесторонне реализует их природный потенциал,
воспитывает личность, способную к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию,
помогает глубже осмыслить актуальные явления общественной, культурной, международной жизни
Здоровьесберегающие технологии:
на уроках соблюдаю требования САНПиНа;
создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата;
при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная, двигательная;
использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности;
стараюсь осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей и способностей;
Особенности методики преподавания
В основе педагогической деятельности опираюсь на закономерности психологических механизмов развития личности.
Использую такие методы и приемы обучения:
– работа в парах и группах;
– «Незаконченное предложение». Может быть устным и письменным. Например: нужно повторить или вывести правило самостоятельно.
Особенности урока. Обучение происходит согласно принципам сотрудничества на основе типологии уроков личностно-ориентированного обучения. Как правило, в начале уроке подается учебная проблема, которую необходимо решить. В процессе такой деятельности ученики сами определяют тему урока, учебные цели, способы изучения учебного материала. Распределение ролей для работы в группах и парах способствует формированию у учащихся лидерских качеств, умению не только управлять, но и выполнять поручения, отвечать за себя и за своих одноклассников. Элементы рефлексии (тематической, интеллектуальной и социальной) на заключительных этапах урока помогают ученикам осознавать собственное развитие, отслеживать движение вперед, выявить преблемы. Работа в группах формирует умение доказывать свою точку зрения, представлять результат работы.
Такая структура урока способствует определению рациональных способов усвоения учебного материала, а также формированию индивидуального стиля учебной деятельности, что очень важно как для личностного и интелектуального развития, так и для формирования коммуникативных способностей.
Систематически на уроках использую диагностический материал, в виде тестовых заданий, который дает возможность отслеживать качество усвоения учебного материала.
Так же не маловажна в обучении исследовательская деятельность. Это деятельность, направленная на обучение учащихся алгоритму ведения исследования, развитию у них исследовательского типа мышления
Этапы построения учебного исследования:
Постановка проблемы
Постановка целей и задач исследования
Формулировка рабочей гипотезы
Изучение теоретического материала
Подбор и освоение методик исследования
Сбор материала
Анализ и обобщение собранного материала
Представление результатов работы
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
И закончить свое выступление хотелось бы словами Коко Шанель: «Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать».