МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Республика Крым
Министерство образования, науки и молодежи
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский политехнический колледж»


УТВЕРЖДАЮ
Заведующая отделением
пищевых технологий
_________Е.И. Коврижных «____»___________2016г



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для самостоятельной работы студентов
в межсессионный период


Дисциплина: ОГСЭ.04 Физическая культура
Форма обучения: заочная
Специальности:
19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
19.02.05 Технология бродильных производств и виноделия
19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов







РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
на заседании цикловой методической
комиссии физической культуры и БЖД
Протокол №01 от 30.08. 2016г.
Председатель ЦМК:________И.Х. Раджапов



г. Симферополь, 2016г.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский политехнический колледж».




Разработчик: Преподаватель физической культуры Раджапов И.Х. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский политехнический колледж» .



.




















Содержание.

I.
Общие методические указания
3

2.
3.
Тематический план.
Методические указания по изучению тем курса и програма
5
6





РАЗДЕЛ 1. Л/Атлетика6
Тема 1.1. «Физическая культура в общекультурной и профессиональной под готовке специалиста.
РАЗДЕЛ 2. Гимнастика .7

Тема 2.1

«Основы здорового образа жизни студента. Физическая
культура в обеспечении здоровья».

Тема 2.2. «Социально биологические основы физической культуры и
спорта»
Тема 2.3. «Методы контроля за функциональным состоянием организма»
РАЗДЕЛ 3. Спортивные игры...9
Тема 3.1.; 3.2 «Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений»













Общие методические указания.
Дисциплина Физическая культура одна из гуманитарных дисциплин, изучаемых на технологическом отделении. Курс состоит из 4-х разделов: Л/Атлетика, Гимнастика, Спортивные игры, «ППФП» профессиональная прикладная физическая подготовка.
Л/Атлетика:
- Бегом, прыжками и метаниями человек занимается с самых ранних времен. Они находили широкое применение в быту народов Азии, Африки, стран Ближнего и дальнего Востока. Искусство быстрого бега было известно во многих странах мира еще задолго до нашей эры. Однако средством физического воспитания и одним из видов спорта бег, прыжки и метания стали лишь в Древней Греции, где они составили основу программы Олимпийских игр. Именно с древнегреческим пятиборьем связывают происхождение термина «легкая атлетика».
Гимнастика Это определенная историческая сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей. Важный раздел истории физической культуры, и общей культуры.
Спортивные игры -Это смешанная(циклическая и ациклическая) двигательная деятельность. Выполнение таких приемов, перемещение на площадке, броски и передача мяча, требует значительного развития быстроты, а дальние броски и многие силовые приемы невозможны без развития силы мышц.
Основными задачами физической культуры является:
Обучающийся должен знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
Знать правила выполнения физических упражнений разной направленности, методы контроля за состоянием организма, методику проведения занятий физической культурой.
Проведение студентами тематической беседы о значении физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды.
тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды.
Знать методику развития двигательных качеств, правила проведения
спортивных и подвижных игр, правила режима дня, правила межличностного общения, методику проведения восстановительных процедур, методику выполнения оздоровительных упражнений – для зрения, осанки, укрепления стопы, дыхания, правила составления утренней гигиенической гимнастики, правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями и правила оказания первой доврачебной помощи при царапинах и ссадинах, потертостях и ушибах.
Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 336 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 10часов;
лекции-2;
самостоятельная работа обучающегося – 324 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМЫ
Всего часов
Лекции
Практические семинарские
Самостоятельные работы

1-курс
1 СЕМЕСТР





1
Раздел 1. Л/Атлетика





1.1.
«Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке специалиста». ППФП
68
2

66


2 СЕМЕСТР





2.
Раздел 2. Гимнастика





2.1.
«Основы здорового образа жизни студента»
68



2
66

2-курс
3 СЕМЕСТР





2.2.
«Социально биологические основы физической культуры и спорта»
64

2
62


4 СЕМЕСТР





2.3.
Методы контроля за функциональным состоянием организма
64

2
62

3-курс
5 СЕМЕСТР





3
Раздел 3. Спортигры





3.1.
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.
54

2
34


6 СЕМЕСТР





3.2
Физические способности человека и их развитие.
54

2
34


Итого: 336

2
10
324







































Методические рекомендации по изучению тем курса и программа.
Раздел 1. Л/Атлетика.
Тема1.1. «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке специалиста». ППФП.
Студент должен знать: сущность и ценности физической культуры, содержание и требования учебной дисциплины, основы законодательства о физической культуре и спорте; составляющие здорового образа жизни, требования к его организации; критерии эффективности здорового образа жизни.
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Личная и социально – экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.
Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Методические указания
Данная тема включает основы законодательства Российской федерации о физической культуре и спорте, сущность и ценности физической культуры, физическую культуру личности, составляющие и критерии эффективности здорового образа жизни, физическое самовоспитание и самосовершенствование.
Изучая первую тему курса необходимо определить роль и задачи ППФП.
Занятия предусматривают освоение, и творческое воспроизведение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Деятельность студентов направлена на овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретическое темой, выдается задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой. Вопросы для самоконтроля:
Каковы цели физической культуры?
Дайте определение понятия «физическая культура».
Дайте определение понятия «физические упражнения».
Перечислите составляющие здорового образа жизни.
Перечислите основные статьи закона о физической культуре и спорте.
В чем заключается физическое самовоспитание и самосовершенствование?
Общие понятия профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи.
Место ППФП в системе физического воспитания студентов.
Оздоровительное, воспитательное, прикладное и спортивное значение легкоатлетических упражнений.
Какие задачи решаются средствами профессионально-прикладной физической подготовки?

Раздел 2. Гимнастика
Тема2.1 «Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья».
Атлетическая гимнастика
Студент должен знать:
Методику организации и проведения общеразвивающих упражнений, выполняемых индивидуально, в парах, группах, с использованием предметов (мячей, скакалок, гимнастических палок) и гимнастических снарядов.
Методические указания
Тема должна дать понятие и обучить практическим навыкам проведения упражнений для развития физических качеств, упражнений без предметов и с предметами, упражнений на гимнастических снарядах, утренней и производственной гимстики, упражнений для самостоятельной разминки. Уметь самостоятельно составлять комплексы упражнений различной направленности. Методику составления и проведения занятий с тренировочной направленностью в зависимости от цели (развитие физических качеств, коррекция телосложения). Основные формы производственной гимнастики.
Студент должен знать:
Дайте определение понятие «организм человека».
Дайте определение понятия «здоровье».
Дайте определение понятия «здоровый образ жизни».
Назовите основные компоненты здорового образа жизни.
Дайте определение понятия «работоспособность».
Дайте определение понятий «утомление», «усталость».
Назовите основные признаки состояния организма при переутомлении.
Что помогают восстанавливать гимнастические упражнения.
Тема 2.2 «Социально биологические основы физической культуры и спорта»
Студент должен знать:
Развитие человека как личности и его организма в процессе активной двигательной деятельности; физиологические и биохимические изменения, происходящие в организме под воздействием активной двигательной деятельности;
средства физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма и обеспечении его умственной и физической деятельности.
Методические указания

Данная тема включает в себя биологические и гуманитарные дисциплины, изучающие человека. Тема раскрывает вопросы о функциональных системах организма, физиологические и биологические изменения, происходящие в организме под воздействием активной двигательной деятельности, физиологическую характеристику состояний, возникающих под воздействием активной двигательной деятельности, средства физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма.
Вопросы для самоконтроля:
Назовите основные функциональные системы организма.
Какие изменения происходят в организме под влиянием физических нагрузок?
Дайте определение понятиям «мертвая точка», «второе дыхание»
Перечислите основные средства физической культуры.
Назовите основные принципы спортивной тренировки.
По каким внешним признакам, показателям пульса и дыхания можно контро- лировать и регулировать интенсивность физической нагрузки.
Какие показатели характеризуют деятельность сердечно сосудистой системы.
Тема2.3 «Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями с гигиенической и тренировочной направленностью»Студент должен знать: пользоваться методикой для самостоятельных занятий. Нормы и способы тестирования систем. Средства нормализации состояния организма.
Методические указания
Тема должна дать понятие и обучить практическим умениям составления комплексов физических упражнений, планирования занятий, технике безопасности, режимах нагрузки.
Вопросы для самоконтроля:
Как определить состояние сердечно-сосудистой системы
Назовите правила составления комплекса упражнений
Составьте комплекс упражнений для проведения утренней гимнастики.
Составьте комплекс упражнений для коррекции фигуры.
Гигиена детей и подростков.
Перечислите средства коррекции переутомления нервной системы.
Какие физические качества развивают занятия различными видами спорта.
Раздел 3. Спортивные игры
Тема 3.1 «Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений» Студент должен знать:
Историю развития баскетбола, волейбола.
Волейбол как средство физического воспитания.
Баскетбол как средство физического воспитания.
Современные тенденции развития игры.
Определение понятия спорт, спортивные игры, принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.
Правила проведения спортивных и подвижных игр.

Методические указания
Спорт в физическом воспитании студента. При изучении данного вопроса студент должен знать, что  большинство молодежи, занимающейся в спортивных секциях и группах, студенты средних и высших учебных заведений. Студенты-спортсмены принимают участие в соревнованиях не только учебных заведений, а также в городских и областных. Индивидуальный подход для регулярных систематических занятий. Целевая направленность собственных индивидуальных особенностей организма. Данная тема определяет цели и задачи спортивной подготовки «или занятий физических упражнений» в условиях колледжа. Возможные формы организации тренировки в колледже. Тема излагается с учетом особенностей избранного вида спорта или система физических упражнений, с учетом условий занятий в колледже.
Вопросы для самоконтроля:
Время возникновения волейбола и баскетбола?
Какие качества развиваются при занятиях волейболом и баскетболом?
Роль спорта в физическом воспитании студента?
Физиологические особенности организма?
Питание спортсменов.
Личная гигиена спортсмена.
Тема 3.2. Физические способности человека и их развитие.
Студент должен знать:
1. Физические качества и способности человека.
2. Механизмы, лежащие в основе проявлений быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости (физиологические, биохимические, нервно-психические).
3. Средства, применяемые для развития физических качеств, их классификация и характеристика.
4. Методы и приёмы, используемые при выполнении физических упражнений с целью развития физических качеств и способностей.
5. Требования к методике развития физических качеств.
6. Интенсивность физических нагрузок
Методические указания
Деятельность человека на производстве, в быту, спорте требует определённого уровня развития физических (двигательных) качеств. Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых психологических и морфологических возможностей с приобретёнными в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические двигательные качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слаботью, подвижностью-инертностью и т.д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей особенностей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенностью. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), у других иные. Выигрывая в проявлении одних двигатель качеств, человек проигрывает в других. Физические (двигательные) качества можно разделить в зависимости от их структуры на простые и сложные.
Чем большее число анатомо-физологических и психических факторов обуславливает: явление качества, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость прыгучесть, не являются суммой простых. Сложное качество - это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия.
Вопросы для самоконтроля:
Какую роль играют физические качества в организации жизнедеятельности, какое значение имеет их развитие?
Назовите методы, приемы, способы развития физических качеств.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Бишаева А.А. Физическая культура; учебник для нач. сред. проф. образования. 4 изд. – М.: Академия, 2012.-304с.
Дополнительные источники:
1.Железняк, В.М. Теория и методика обучения предмету “Физическая культура” / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов, и др. – М. : Академия, 2010г. – 272с.
2.Ильинич В.И. Физическая культура студента/ В.И. Ильинич – М. : Высшая школа 2007. – 375 сек.
3.Физическая культура: учебник – М.: Высшая школа, 2009г. – 249с.
4.Физическая культура: программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. Учебное пособие. Мин. Образ. РФ. Изд.: Дрофа. 2010г.- 80с.
5.Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.. – М. : Академия, 2006. – 142.
Интернет-ресурсы
http://www.consultant.ru/ Консультант Плюс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Физкультура и спорт
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Спортомания.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Физическая подготовка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Здоровый образ жизни
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].



Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины


Оценка работы
Уровень
компетентности
Балл
Критерий








«зачтено»
Высокий
5
Студент свободно владеет изученным материалом, высказывает собственные мысли, определяет программу собственной учебной деятельности, без помощи преподавателя находит источники информации и использует полученные сведения относительно цели и заданий собственной познавательной деятельности. Грамотно, логично дает ответ как в устной, так и в письменной форме. Использует научную терминологию и умеет применять изученный теоретический материал в практической деятельности; решает практические задачи, высказывает и обосновывает свои суждения.





«зачтено»
Достаточный
4
Студент свободно (самостоятельно) владеет изученным материалом, осознанно применяет знания для решения практических задач, проблемных ситуаций. Грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют отдельные неточности.







«зачтено»
Средний
(репродуктивный)
3
Студент воспроизводит значительную часть изученного материала, показывает знание основных положений, но допускает неточности в определении понятий, может поверхностно анализировать содержание ответа. Делает уверенные, но не логичные и неточные выводы, имеет фрагментные навыки работы с учебником. Применяет знания для решения практических задач, но не умеет доказательно обосновать свои суждения.




«не зачтено»
Низкий
(рецептивно-продуктивный)
2
Студент слабо ориентируется в учебном материале. Излагает разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное. Допускает ошибки в определении понятий, не может применять знания для решения практических задач.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 915